Главные вкладки

    Урок математики в 3 классе по теме "Приемы устных вычислений"
    план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

    Урок знакомства с приёмами устных вычислений. На уроке дети узнают интересные сведения из истории математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок математики в 3 классе57 КБ

    Предварительный просмотр:

           

                    

    Тема: Приемы устных вычислений

    Цели урока:

    1. Познакомить с приемами устных вычислений.
    2. Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.
    3. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.
    4. Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.

    Оборудование: учебник «Математика» 3 кл. М.И.Моро, М.А.Бантова …, репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет», портреты М. В. Ломоносова  и Л. Магницкого, индивидуальный раздаточный материал.

     

                                            Ход урока:

          I .       Мотивация учебной деятельности.

    Давайте, ребята, учиться считать

    Трехзначные числа вычитать, прибавлять.

    Запомните все, что без точного счета

    Не сдвинется с места любая работа.

     

          II.       Сообщение темы и цели урока.

    Вычитать и складывать

    Мы будем числа круглые.

     - На уроке  познакомимся с приемами устных вычислений в пределах 1000, закрепим  устную и письменную нумерацию, умения решать задачи. Гостем на уроке будет ещё одна наука. Разгадайте ребус: и100рия. Значит, на уроке вы узнаете интересные сведения из истории математики.

    III   Устный счет.

    1.- Дополните до 400 числа: 340, 370, 360.

    - Дополните до 800 числа: 760, 750, 730, 790.

    - Замените суммой разрядных слагаемых (1 ученик у доски)

    347                456                609

    -Запиши цифрами: (2 ученик у доски)

    7 сотен 5 дес. 2 ед.

    8 сотен 3 дес.

    6 сотен 9 ед.

    2. - Решите задачи.

    Нам известно, дециметр

    Меньше в десять раз, чем метр.

    А во сколько раз 2 метра

    Будут больше дециметра?  (20)

    Саша выше Тани,

    Таня выше Гали,

    Как построить всех детей

    Нам в спортивном зале?

    (Кто выше всех? Ниже всех?)  Саша выше всех, Галя ниже всех.

    У стола 4 ножки

    А вопрос таков6

    Сколько вместе будет ножек

    У 17 столов?

     

    3) «Поставь на место»

    Вывешивается плакат

    99                                                                   119

     

                  149                                      159

                            129

        109                                                                   139

    -Какое число лишнее?

                                     

    - Запишите числа в порядке убывания.

    - Если расположите числа правильно, то прочитаем высказывание немецкого математика XIX века К. Ф. Гаусса.

    (На обратной стороне карточки записано слово)

    Получилось

         159        149               139                129                119                109                99

    Математика         – царица наук, а арифметика – царица математики.

    4)  История. Правильно решив следующие примеры, вы узнаете, какие школы впервые открылись при Петре I. Примеры читаем разными способами.

    699        302        72        53        14        42        72        22

    р        ц        и        ф        н        е        и        ы

    362 – 60        12 х 6                 553 – 500        18 х 4                700 – 1        56 : 4                66 :3

    84 : 2

    Цифирные школы открылись в Москве при Петре 1. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ создано 12, а в 1722 году, то есть через 6 лет, их было уже около 50. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России. А теперь в России каждый человек имеет право на образование. И вы, ребята, который год уже учитесь?

    - Третий год.

     IV.   Работа над новой темой.

    Тогда вспомните, какой системой счисления мы пользуемся? Как ведется счет в десятичной системе?

    - Счет ведётся десятками.

    1. Заполните пропуск

    1 сот. = … дес.= … ед.

    1 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.

     

    2.  Самостоятельное объяснение решения примеров

    400 + 300                

    - Как будем решать этот пример?

    400 – это 4 сот, а 300 – это 3 сот. Складываем и получим 7 сотен

    - Обратите внимание, что все числа, которые мы складывали, оканчиваются нулями. Как называют их математики? (круглые числа)

    120 – 50 = 70

    Как будем считать десятками или сотнями?

    - Десятками. 12 дес. – 5 дес. = 7 дес.

    3.  № 1 с. 66  

    - Открываем тетради, пишем дату и выполняем с устным объяснением №1 и записью на доске.

    4.   №2  Подумайте, как записать задачу кратко и самостоятельно решите задачу.

    ( 1 ученик решает у доски)

    Если вы правильно решите задачу, то узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в «цифирных» школах.. Если в ответе получится число 500 – это Михаил Ломоносов, если получится 900 – это Леонтий Магницкий.

    Это Л. Магницкий.

    Леонтий Филиппович был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Телятиным, Петр 1 сказал: «Да ты, братец силен в науках, притягиваешь знания,как магнит, быть тебе посему Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим  учебником. А другой ученый, физик, химик, поэт М. Ломоносов, когда ему было 19 лет, отправляясь пешком в Москву « за наукой», в котомке за плечами вместо краюхи хлеба нес «Арифметику» Магницкого, которую он заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть и называл её «вратами своей учёности».

    1. Физкультминутка.

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать

    Шесть – за парту тихо сесть.

             VI.   Работа над пройденным материалом.

     1. Решение задач из учебника Магницкого.

    - Занимаясь по учебникам Магницкого, дети решали и примеры, и задачи. Давайте и мы решим задачи из учебника Магницкого.

                а) « Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей. За другую же 130. Сколько стало у него рублей7»

            б) « Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег?

            в) «Купец купил в 3 местах сукно: в первом месте – 150 аршин, во втором – 50 аршин, а в третьем 200 аршин. Сколько всего аршин во всей покупке?» (Один аршин равен 71 см.).

    2) Работа по репродукции картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет»

            А теперь посмотрим, как занимались дети более ста лет тому назад.

            Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета. Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более ста лет назад.

            Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Как вы думаете, что делают здесь ученики?

    - Что-то считают.

            Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно не легкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице одобрения нет. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ?

    3) Цепочка примеров

    Давайте и мы посчитаем устно.

    1. 100 : 1 – 96 х 2 х 9 х1 : 6 х 10 – 30 : 9 = 10 (для сильных)
    2. 3 х 4 : 6 х 10 : 5 х 9 + 64 : 10 + 8 – 9 = 9 (для средних)
    3. 39 : 1 + 51 – 5 – 80 : 1 х 10 = 50 (для слабых)

    4) Арифметическая мозаика. № 5, с 66

    Письменно решаем 2 уравнения на деление, а остальные устно. Ответы уравнений, решенных делением, раскрасьте красным цветом, а остальные – зелёным.

     

    14

    98

    2

    22

    29

    15

    50

    32

    80

    4

    44

    700

    18

    3

    1

    122

    99

    19

    70

    6

    В результате должна получиться 5.

    5) Игра «Числовой коврик» (групповая работа)

    Сейчас вам придется узнать, является ли квадрат магическим.

    200

    400

    300

    40

    90

    20

    40

    110

    250

    400

    300

    200

    30

    50

    70

    300

    90

    10

    300

    200

    400

    80

    10

    60

    60

    200

    140

     Отвечает один ученик от группы.

    VII.  Итог  урока.

    - Что учили на этом уроке?

    - Что нового узнали по истории?

    Домашнее задание с.  66  №3, 6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект + презентация к уроку математики , 3 класс. Тема: " Приёмы устных вычислений в пределах 100".

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений в пределах 1000» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с приемами устных вычислений вида 450+30;  совер...

    Конспект к уроку математики , 3 класс. Тема: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 ".

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...

    Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200,  основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел...

    Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами вычислений вида 470 + 80, 560-90; закреплять вычислительные навыки, умение решать за­дачи изученных видов. Пла...

    Конспект урока математики, 3 класс. Тема: «Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140». УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; закреплениевычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые результаты:Предметные: ...

    Конспект урока математики (3 класс). Тема: Приемы устных вычислений. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и повторение приемов устных вычислений.Планируемые результаты:Предметные:знать: десятичный сос...