Интегрированный урок математики и истории 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Урок проводится в дни празднования праздника "День защитника Отечества".Исторические сведения о великом полководце А.В. Суворове. Повторение и закрепление  пройденного материала  по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ И ИСТОРИИ

Батурина Елена Филипповна, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»

учитель начальных классов, Республика Бурятия.

 Предмет: интегрированный  урок математики и истории

Возраст детей: 10 лет 4 класс

Место проведения: класс

Тема: Математика - Повторение пройденного. История -  Великие защитники Отечества. 

Цели:

1.Через математический и исторический материал развитие умения умножать и делить многозначные числа, решать составные уравнения и задачи на приведение к единице.

2. Знакомство с биографией Александра Васильевича Суворова, чьё имя имеет  важное историческое значение в защите нашей Родины.

3.Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Задачи: формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему усвоению знаний математического и исторического характера.

                                                        Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2. Математическая зарядка. Устный счет «Попади в цель»

Примеры на карточках показываю в быстром темпе

29+16            26+6

18+38            17+9

54-26             45+38

75-18             93-17

11-7               13-9

15-9               57+7

(взаимопроверка) Ответы на доске: (45, 56, 28, 57, 4, 6, 32, 26, 83, 76, 4, 64)

Ученик читает стихотворение:

Математика повсюду

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

  1. Постановка темы и целей урока.

- Урок у нас, сегодня, необычный, история и математика вместе. Вчера наша страна отмечала праздник «День защитника Отечества (слайд 1)

- Значит, сегодня мы будем говорить о ком? (О защитниках Отечества). Но это ведь ещё и урок математики, а это  значит, что ещё мы с вами будем делать на уроке? (Решать задачи, примеры, уравнения).

- О каком защитнике нашего Отечества пойдет речь на уроке вы узнаете, когда решите примеры и расставите ответы в порядке возрастания.(слайд 2)

3 * 27 = о                            90 : 5 = у

24 : 2 = С                             25 * 4 = в

17 * 4 = р                             75 : 3 = о

84 : 4=  в

Ответы:     12    18      21      25      68      81       100

                    С     у        в        о        р        о          в

- Какое слово получилось? (слайд 3 портрет А.В. Суворова).

- Решая математические задания и повторяя пройденный материал по математике вы будете добывать исторические сведения об этом важном в истории России человеке, Александре Васильевиче Суворове. Девизом нашего урока будет его «крылатое» выражение «Тяжело в учении, легко в бою» (слайд 4)

  1. Повторение пройденного.

- Рассмотрите пары  чисел ( слайд 5) 88    27    46    17

                                                                11     3     45    30

- Найдите закономерность в каждой паре чисел.

(88 и 11 — в записи использовали одинаковые цифры;

27 и 3 — делятся;

46 и 45 — предыдущее и последующее число;

17 и 30 — нет закономерности.)

- Запишите рядом эти два числа. Дайте характеристику получившегося числа.

- Какие предположения, почему мы записали данное число? ( это дата рождения А.В. Суворова)

  1. Сообщение учителя о А.В. Суворове

- Александр рос хилым, болезненным мальчиком, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем. Отец его не верил, что Александру удастся вынести все тяготы и лишения военной службы — уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу и 10 лет прослужил простым солдатом. Он закалялся, делал зарядку, обливался холодной водой, спал на голых досках... И он закалил своё тело и дух.

  1. Продолжение работы над повторением.

- А сколько всего лет прослужил в армии А.В. Суворов, вы узнаете, решив уравнение

1620 : x – 24 = 6       ( 3 учеников работают у доски)

1620 : x = 24 + 6

1620 : x = 30

x = 1620 : 30

x = 54

Проверка

- 54 года прослужил в армии и получил высшее воинское звание — генералиссимус!

  • Даже став генералом, Суворов продолжал жить как простой солдат. Он «изнутри» знал солдатскую службу, поэтому всегда заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. Он постоянно занимался воспитанием в солдатах определённых качеств личности, которые помогали им на  войне. Прочитайте какие качества воспитывал Суворов у своих солдат: (слайд 6) смелость + выносливость + патриотизм + отвага + дисциплинированность + сила.

7. Знакомство с историческими фактами

  • Если вы сосчитаете сколько букв в каждом слове и сложите эти цифры, то вы сможете узнать сколько сражений прошло под командованием А.В. Суворова.

( 8 + 12 +10 + 6 + 20 + 4 = 60)

  • Да, именно 60 сражений и ни одно не проиграл, чем и знаменит Суворов.Он считается непобедимым полководцем. В истории описывается его знаменитый поход через Альпы. (слайд 7)
  • Он провёл свою армию через ущелье по навесному мосту, и появился там, где неприятель его не ожидал увидеть. Очередная победа была одержана, но Суворов сильно простудился и заболел. Он умер в возрасте 70 лет. После него в память о трудных походах и замечательных победах осталась его книга «Наука побеждать».
  • А ещё в есть в России училища, которые так и называются суворовскими (слайд 8)

В них изучают современную «науку побеждать». Первое училище было создано в годы Великой Отечественной войны в 1943 году, когда стране нужны были квалифицированные военные. Там обучают ребят с 15 летнего  возраста математике, русскому, иностранному языкам, физике, этике, эстетике, танцам и т.д. С недавних пор туда стали принимать и девушек. По окончании училища каждому выпускнику вручается нагрудный знак (слайд 9).

  • А теперь задача:

«За 3 года Московское Суворовское училище выпустило 525 офицеров. Сколько офицеров выпустит училище за 10 лет? ( 1 ученик работает у доски)

1) 525 :3 = 175 (о) за 1 год

2) 175 * 10 = 1750 ( о ) за 10 лет

Ответ:

8. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам эти знания?

Стихотворение «Баллада о математике» читает ученик:

Как воздух математика нужна,

Одной отваги офицеру мало.

Расчёты, залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

       И воину припомнилось на миг,

                         Как школьником мечтал в часы ученья.

                         О подвигах, о шквалах огневых,

                         О яростном порыве наступления.

                 Но строг учитель был, и каждый раз

                 Он обрывал мальчишку резковато

                 Мечтать довольно, повтори рассказ

                 О свойствах круга и углов квадрата.

                          И воином любовь сбережена

                          К учителю далёкому, седому

                          Как воздух математика нужна

                          Сегодня офицеру молодому.

  • Я думаю, что сегодня вы узнали о человеке, достойном подражания.

Может кто-то из вас задумается и о своем будущем и подобно Александру Васильевичу Суворову будет настойчиво идти к своей цели в жизни.

  1. Оценивание.

- Оцените свою работу на уроке

- Оцените работу всего класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математики и истории по теме "Решение задач. История Древней Греции"

     На интегрированном  уроке математики и истории учащиеся совершили виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, чтобы продолжить знакомство с историей и культурой этой удивительной страны.  На уроке ...

Интегрированный урок математики и истории и культуры Санкт-Петербурга, 2 класс

Урок по теме "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100".Закрепление изученного материала....

Интегрированный урок математики и истории 4 класс

Итегрированный урок математики и истории. Урок проводится в преддверии праздника "День защитника Отечества". Знакомство с историческим материалом о полководце  А.В. Суворове; отработка вычислител...

Интегрированный урок математики и истории 4 класс

Исторический материал о великом полководце А.В. Суворове, повторение и закрепление материала по математике....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ И ИСТОРИИ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ.

Тема: «Решение задач на движение. Путешествие в прошлое родного края»....

интегрированный урок математики и истории санкт-петербурга

ТЕМА : "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ" (урок повторения и обобщения ) 3 класс...