Сценарий праздника "В мире чисел"
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

Шевель Лариса Валентиновна

Сценарий праздника "В мире чисел" в 1 классе. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_v_mire_chisel.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия по математике «В мире чисел».

Защита проектов по теме «Моё любимое число».

Цель:

1.  Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счёта в пределах 10;

2. Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи,

     познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с  

     историческими сведениями о нумерации;.

3. Содействовать формированию положительной мотивации к обучению;

4. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, эстетическую культуру,    

     гуманное и толерантное отношение друг к другу,  культуру общения,

     взаимопомощи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Звучит музыка «Дважды два – четыре»)

- Ребята, сегодня мы на внеклассном занятии в рамках кружка «Узнаем сами»,  мы подведём итоги работы над проектами «Моё любимое число».

II. Создание мотивационного пространства.

Слайд № 1

- На протяжении многих уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране – Математике. Где она находится? Возможно, так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. А может быть, так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь в гостях в этой стране и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна волшебная! Она везде!

- Ребята, а кто из вас хочет подружиться с Математикой? Что для этого надо знать, уметь? (Наверное, с Математикой может подружиться тот, кто знает цифры, умеет считать, решать, думать. Математика любит любознательных, трудолюбивых ребят, которые могут сами добывать знания.)

- Я надеюсь, что сегодня каждый из вас покажет себя таким, и тогда Математика обязательно с вами подружится.)

III. Вступительная часть.

Учащиеся читают стихотворения

 1.  Знают взрослые и дети –

      Без умения считать

      Плохо жить на свете!

2.

Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

3. 

Как подсчитать, сколько кирпичей

Надо для постройки дома,

Сколько металла для корабля –

Всё скажет очень точная наука – математика.

4.

    Математика – королева наук!
  Без нее не летят корабли,
  Без нее не поделишь ни акра земли,
  Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
  Что почем, не узнаешь,
  А узнав, не поймешь!

Учитель: Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.

Входит Математика.

- Здравствуйте, ребята! Я царица всех наук – Математика.

- Ребята, отгадайте загадку.

Проживают в этой книжке
Хитроумные братишки,
10 их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)

Математика: Да, моё королевство все любят и чтут, в моем королевстве цифры живут.

Приглашаю вас в путешествие по стране "Заниматике".

Учитель: Дети, а что означает слово «Заниматика»? Это занимательная математика. Правильно во время путешествия мы будем считать, играть в игры, разгадывать ребусы и выполнять разные интересные задания. Итак в путь!

IV. Путешествие по стране «Заниматике».

 

Слайд № 2

Прочитайте высказывание величайшего греческого математика древности Пифагора и мы попадём с вами в страну «Заниматику».

Пифагор: «Миром управляют числа»

Слайд № 3

Учитель: Вот мы и в стране чисел. Ребенок появился на свет и с ним появляется его дата рождения. Измеряют и обозначают цифрами его рост, вес. У каждого есть дом и к нему прикреплено число. А порой, и наша жизнь зависит от чисел.

Слайд № 4

7 лет – пора идти в школу.
Слайд № 5

14 лет – пора получать паспорт.

Слайд № 6
18 лет – появляется право голосовать на выборах.
55-60 лет – право уйти на пенсию.

Слайд № 7

Учитель: Что было бы, если бы в один момент исчезли все цифры и числа? На улицах, площадях, в каждом уголке толпились бы люди в поисках необходимых им квартир и домов. Остановились бы все фабрики и заводы. В магазинах возникли бы огромные очереди. Врачи не смогли бы выписать точных рецептов. В мире воцарилась бы паника и неразбериха. Вот как необходимы нам числа. И стоит только задуматься о них, как мы начинаем относиться к ним совсем иначе.

Учитель. Вы изучили 10 самых важных чисел от 1 до 10 и цифры, которыми они записываются. Расскажите о них.

Просто цифры мало значат,
Их используют иначе.
Их, то складывают вместе,
Чтобы получить число,
Вычитают, умножают, делят –
Цифрам повезло!
Цифры в жизни так важны!
Потому они нужны.

2.

Выстраиваем цифры в ряд,

Они нам много говорят.

Десять их, но сёстры эти

Сосчитают всё на свете.

“0”

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется
нулем!

“1”

Начинаем представленье
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья,
Единица – это Я!
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру
двойку
На веревочке вожу!

“2”

Два похожа на гусенка
С длинной шеей, с шеей тонкой.

“3”

Три – это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри –
Да ведь это цифра
три!

“4”

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

“5”

А потом пошла плясать
По бумаге цифра
пять!
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула!
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная!

“6”

Цифра шесть – дверной замочек,
Сверху – крюк, внизу – кружочек.

“7”

Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока роса!

“8”

К этой цифре ты привык,
Эта цифра – снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру
восемь!

“9”

Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уже не шесть, а
девять!

Учитель.  Как появились цифры? Кто их придумал? Как вы думаете?

Слайд № 8

А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди ничего не знали о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке».

И только по происшествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа.

Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.

Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвку и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

Слайд № 9

Очень разные и порой даже забавные были «цифры» у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим числом палочек. А «десять» обозначалось в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову.

Слайд № 10

Посмотрите на римскую нумерацию. На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунок делали очень простым – вместо руки стали изображать знак V, который стал изображать цифру пять. Десять состоит из двух пятёрок, поэтому в римской нумерации 10 изображали двумя пятёрками: одна из них стоит как обычно, а другая перевёрнута вниз - X. Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Где их можно встретить?

Римская нумерация была большим изобретением для всего времени, и все же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна. Способ записи чисел, который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии.

Слайд № 11

Как называют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?

Эти цифры называют арабскими, хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, цифры не сразу стали такими. Раньше они выглядели совсем иначе, со временем написание совершенствовалось, арабы выбрали из этих различных видов наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле.

Слайд № 12

Давайте заглянем в город «Цифроград», в котором обитают цифры и постараемся узнать о его жителях побольше.

Сегодня многие дети подготовили проекты о цифрах и числах. Они и проведут нас по переулку Единицы, улице Шестеркина и Восьмёркина, проспекту Девятова, бульвару Семёрки, Двойному шоссе, Нулевому повороту, перекрёстку Четырёх, Тройной аллее, площади большой Пятёрки.

- Сейчас вы будете представлять свои проекты. Каждая команда будет получать дополнительные задания, за выполнение которых будет даваться звёздочка. В конце занятия мы подсчитаем у какой команды больше всего звёздочек.

Защита проектов по теме «Моё любимое число»

Слайд № 13

Цифра «0»

Повернуть её ты сможешь,

Головой поставить вниз,

Цифра ноль всё будет прежней,

Несмотря на твой каприз.

Не похож он на пятак,

Не похож на рублик,

Круглый он, да, не дурак,

С дыркой, да не бублик.

  Цифра вроде буквы «о» -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

- А как вы думаете, дети, действительно ли ноль ничего не значит, может быть эта цифра не нужна, раз она показывает «ничто»? Давайте посмотрим сценку.

 

Сценка “Ноль и единица” (дети в коронах цифр).

Ведущий:

Вот это – ноль, иль ничего.
Послушай сказку про него!
Сказал веселый круглый ноль
Соседке единице:

Ноль:

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Ведущий:

Она окинула его
Сердитым гордым взглядом.

Единица:

Ты – ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ведущий.

Ответил ноль…

Ноль:

Я признаю, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою!
Так одинока ты сейчас, мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа!

Ведущий.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль!

Ноль:

Я двойку в двадцать превращу.
Из троек и четверок
Могу я, если захочу,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что я – ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет – 100,
Из двойки – целых 200!

Ведущий

Ноль без палочки – место пустое,

Помни правило это простое.

Ноль – Король, если палочка слева

Встанет рядышком, как Королева.

- Какое же число стало больше в десять раз, когда рядом поставили 0? (1)

Цифра «1»

Слайд № 14

1. Рисовал я единицу, получилось – ну и ну! –
Настоящая ракета для полета на Луну!

Учитель: Один – очень важное число. Каждый человек в мире один. Другого такого нет. Одна мама у ребенка. Одно солнце на небе, одна луна. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше других чисел, считая, то именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. Число 1 часто встречается в пословицах. «Мал да удал», «Один в поле не воин»

Загадки от цифры «1»

Слайд № 15

Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб)

У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

Слайд № 16

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном (Дятел)

Слайд № 17

Одна подружка пролезла другой в ушко (Нитка с иголкой)

На пальце на одном ведёрко вверх дном (напёрсток)

Слайд № 18

Цифра «2»

Учитель: 

Сколько глаз у человека, сколько рук и сколько ног?
Всем число известно это, без него никто б не смог
Вместе с другом выйти в путь, веселиться, отдохнуть.
Без него никак нельзя, и зовется оно… 
(Два).

Стихотворение

Шепчет ротик:

- Эй, послушай,

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный Носик отвечал:

- Разве ты не замечал?

Глазок – двое,

Ушек – двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

- Что ты, Носик, чем мы хуже,

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим –

Значит, тоже двое нас.

А что лично у вас связано с числом 2?

Слайд № 19

Задачи в стихах

1 команда:                

Ах, проказницы - лисички

Раздобыли где - то спички,

Стали спичками играть,

Спичек было ровно пять.

Одну спичку поломали,

А другую зажигали.

И пожар бы приключился,

Хорошо, что дождь пролился.

Мама спички отбирала,

Мама дочек отругала.

Сколько у лисичек

Отобрали спичек? (5-2 = 3)

Слайд № 20

2 команда:

Родились у мамы кошки

Шесть котят, такие крошки!

Как котята подрастали

Их ребятам раздавали.

Лишь Царапку и Пушка

Себе оставили пока.

Остальных котят с утра

Разобрала детвора.

Сколько маленьких котят

Оказалось у ребят? (6-2 = 4)

Слайд № 21

3 команда:

Сидел щенок, учил урок,

Не идет ученье впрок.

Он сидит и плачет -

Не решить задачу:

"К одному прибавить семь"

Он измучился совсем.

И из дому хоть беги,

Просит маму "Помоги".

Мы мешать не будем маме,

Мы решим задачу сами. (7+1 = 8 )

Дополнительно: загадки

Два коня у меня,

Два коня.

Поводе они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная (Коньки)

Всегда шагаем мы вдвоём.

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (пара ботинок)

Слайд № 22

Цифра «3»

А вот это -  посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из трёх крючков.

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь – посмотри:

Получилась цифра три.

В далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Тогда считали «один, два, много».

Долгое время число «3» было для многих народов пределом счёта, совершенством, счастливым числом. Число «3» стало самым излюбленным числом в сказках.

Сказки числом 3 богаты. «Три медведя», «Три царевича», «Три богатыря», «Три поросенка», «Три брата». Русский народ считает число 3 чудодейственным, говорят: «Считай до трех и загадай желания, радость и успех получишь и признание». Поговорки есть: «Бог любит троицу», «Обещанного 3 года ждут».

Слайд № 23

Ребусы

с 3 жи, (стрижи),  3 о (трио), трикотаж,

 

Слайд № 24

Цифра «4»

Я четвертою стою между цифрами в строю!

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

Где мы встречаемся с цифрой 4?

4 стороны света: север, запад, юг и восток.
4 времени года: осень, зима, весна и лето.
4 стихии в природе: огонь, земля, воздух и вода.
4 – символ устойчивости всегда.

4 стороны у квадрата,
4 конца у креста,
4 недели в месяце, как 4 брата.
4 означает надежность всегда.

4 в комнате угла, 4 ножки у стола,
И по 4 ножки у мышки и у кошки.

Древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Слайд № 25

Учитель: Давайте проговорим скороговорку: У четырех черепах четыре черепашонка.

Загадки

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка.

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет (Подушка)

На четыре ноги

Надевали сапоги,

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать (шины)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки. (стол)

Слайд № 26

Цифра «5»

Это – фокусник пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся – раз и два –

Обернётся цифрой два.

5 – пятерка в дневнике,
5 – пять пальцев на руке и на ноге,
5 у звездочки концов.

Числу «пять» отводили особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим согласятся все школьники.

Отгадайте загадку:

Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платьев.
А на улице зато,
Нужно каждому пальто!
(Пальцы)

Слайд № 27

Физминутка. 

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть –  за парту тихо сесть.

Слайд № 28

Цифра «6»

Рогалик к бублику приклей, да, только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть, а просто цифра шесть!

Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка.

6 – считали удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и умножения чисел, на которые делится: это 1, 2, 3.

Учитель: Задание : обведите числа, сумма которых равна 6.

Загадки:

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет (Жук)

Дом без окон и дверей,

Как зелёный сундучок,

В нём шесть кругленьких детей,

Называется … (стручок)

Слайд № 29

Цифра «7»

Вот семёрка-кочерга,

У неё одна нога.

Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда Солнце и Луну. ПО ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.

Когда-то число 7 было самым большим числом, обозначающим всё! Человек воспринимает окружающий мир через 7 отверстий в черепе (голове): 2 уха, 2 глаза, 2 ноздри, 1 рот. А где вы встречали число 7?

Слайд № 30

Учитель: А к нам пришло письмо: «Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили меня считать, но я таю, у вас жарко. Ой! Помогите!» Узнайте, ребята, кто же просит у нас помощи? (Снеговик)

Учитель: Из каких геометрических фигур он состоит?

Слайд № 31

Цифра «8»

Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

Это число в древности считали воплощением надёжности, совершенства. Если перевернуть восьмёрку горизонтально, то получится символ бесконечности.

 - Для вас занимательные  задачки.

Будьте внимательны!

  • В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке?  (Морковь – овощ, 4)
  • Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало

     возле дома?(4)

  • На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?  (Ни одной – собаки не умеют читать).

  1. У Толи две пары варежек. Сколько у него варежек на левую руку?

2. На розовом кусте было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?

3. Сколько целых батонов хлеба можно составить из восьми половинок?

Слайд № 32

Цифра «9»

Я важней всех потому, что запутать всех могу, если я перевернусь, то другою окажусь!

Девять, как и шесть,

Вглядись.

Только хвост не вверх,

А вниз.

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена – добрую, в другие – недобрую. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», за «тридевять земель»

Слайд № 33

Учитель: Найдите 9 отличий.  (На доске 2 рисунка, нужно найти 9 отличий).

Слайд № 34

Число «10»

- Ноль катился по странице и не значил ничего, рядом встала единица, сделав 10 из него.

Слайд № 35

Для всех команд: сколько квадратов вы видите?

- Жители "Цифрограда" приготовили вам загадки о себе, а вы, если узнаете цифру, поднимите соответствующую карточку.

(Дополнительно)

Загадки о цифрах

                  1

То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради,

Знаю точно, - все ей рады (4)

                  2

На одной ноге в болоте

Вы меня легко найдёте (1)

                   3

Повернуть её ты сможешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет всё такой же,

Ну, подумай! Покажи (8)

                   4

Я неплохо потрудилась –

В кресле мягком развалилась (5)

                         5

Летом траву я кошу на лугах,

Зимою – на гвозде в сенях (7)

                      6

Я в озере – лебёдка,

Длинношеяя молодка (2)

                        7

Змейкой ползу я на сучок,

Ловко цепляюсь я, словно крючок (6)

                      8

Что за цифра- акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (9)

                      9

Я - горбатая старушка,

Иль старушка-завитушка (3)

                    10

Скачет мячик по страницам.

Ищет он свою сестрицу,

Что имеет вид кольца –

Без начала и конца (0)

Царица Математика

Математика повсюду!
Только глазом поведешь –
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдешь!
Тут везде идет работа:
Все подсчитывают что – то,
Всюду можно услыхать:
Раз, два, три, четыре, пять!

И прекрасна, и сильна
МАТЕМАТИКИ страна!

(Подсчёт звёздочек вместе с царицей «Математикой»)

Царица Математика загадывает загадку о календаре

Сам дней не знает,
А другим указывает.

(Ответ: Календарь)

Что ни день, по одежке
Отдает нам Сережка.
А с последней расстался –
Сам куда-то девался!

(Ответ: Календарь отрывной)

 Учитель: - А для чего нужен календарь?

Слайд № 37

V. Подведение итогов.

 

Учитель: Все вы сегодня молодцы. Победила не столько математика, сколько дружба. Ребята, любите математику и всегда дружите с числами.

- А на прощание царица «Математика» подарит вам календарики с Новым 2012 годом.

(Математика раздаёт все детям календарики)

Исполняется песня «Дважды два – четыре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "В мире книг"

Цели: Формирование у учащихся стремление к активной интеллектуальной деятельности.Воспитывать умение общаться, быть искренним и честным.Воспитывать бережное отношение к книгам....

День матери (сценарий праздника в 1 классе) «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Цели:1.     воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме;2.     обучение выражению внимания и сочувстви...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери, "Миру дарящая жизнь"

Каждому из нас – от колыбельной песни и до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность. Она разделит твоё самое горькоегоре и отдаст свою радость всю без остатка, а если по...

Сценарий праздника "В мире детства"

Сценарий ко Дню защиты детей. Возраст 7 - 12 лет....

Сценарий праздника "Новый год в разных странах мира"

Данный праздник являлся выходом проекта "Новый год в разных странах мира"...

Сценарий праздника чисел для 1 класса

Cценарий"Праздник чисел" для 1 классаЦель:  формирование у обучающихся интереса к математике посредством игрового и занимательного материала; закрепление знания цифр и чисел первого дес...