Математика. Урок-исследование "Способы решения задач на одновременное движение".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Урок-исследование. Способы решения задач на одновременное движение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sposoby_resheniya_zadach.ppt2.53 МБ
Microsoft Office document icon tema.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математику, друзья, не любить никак нельзя. Очень строгая наука, очень точная наука, Интересная наука – Это математика!

Слайд 2

S V v t s скорость время расстояние км/ч м/ч м/мин м/сек сек мин ч сут км м дм см

Слайд 3

v = s : t t = s : v s = v ∙ t

Слайд 4

Цель: Узнать... Дать определение... Проанализировать... Применить... Познакомиться с новым способом решения задач на движение, научиться решать задачи этим способом

Слайд 5

Навстречу друг другу из разных городов одновременно выехали два поезда и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 68 км/ч, а второго 72 км/ч. Чему равно расстояние между городами? 68 ∙ 4 = 272 (км) – прошёл I поезд. 72 ∙ 4 = 288 (км) – прошёл II поезд. 272 + 288 = 560 (км) Ответ: 560 км расстояние между городами. 72 км/ч 68 км/ч ?

Слайд 6

68 ∙ 4 = 272 (км) – прошёл I поезд. 72 ∙ 4 = 288 (км) – прошёл II поезд. 272 + 288 = 560 (км) Ответ: 560 км расстояние между городами. 72 км/ч 68 км/ч ? 68 + 72 = 140 (км/ч) – 140 ∙ 4 = 560 (км) Ответ: 560 км расстояние между городами . I способ II способ скорость сближения. ?

Слайд 7

Встречное движение 2ед./мин 1 ед./мин Сближаются на 3 ед. в минуту

Слайд 8

Расстояние, на которое объекты сближаются за единицу времени называется скорость сближения.

Слайд 9

Встречное движение 2ед./мин 1 ед./мин Сближаются на 3 ед. в минуту v = v + v 1 2 сбл.

Слайд 10

Движение вдогонку 5 ед./с 1 ед./с 5 10 15 Сближаются на 4 ед. в секунду v = v - v 1 2 сбл.

Слайд 11

Движение в противоположных направлениях 2ед./ч 3 ед./ч Удаляются на 5 ед. в час

Слайд 12

Расстояние, на которое объекты удаляются за единицу времени называется скорость удаления.

Слайд 13

Движение в противоположных направлениях 2ед./ч 3 ед./ч Удаляются на 5 ед. в час v = v + v 1 2 уд.

Слайд 14

Движение с отставанием 3 ед./ч 1 ед./ч 2 7 Удаляются на 3 ед. в час v = v - v 1 2 уд.

Слайд 15

Движение с отставанием. Движение в противоположных направлениях. 1. 2. Движение вдогонку . V 1 V 2 v = v - v 1 2 сбл. Встречное движение. V 1 V 2 v = v + v 1 2 сбл. 3. V 1 V 2 4. V 2 V 1 v = v + v 1 2 уд. v = v - v 1 2 уд.

Слайд 16

Определить вид движения. Выбрать схему. Вспомнить формулы скорости сближения, удаления.

Слайд 17

9 дм/мин 5 дм/мин v = v - v уд. 1 2

Слайд 18

9 дм/мин 5 дм/мин ? 9 + 5 = 14 (дм/мин) – скорость сближения. 14 ∙ 2 = 28 (дм) Ответ: 28 дм расстояние между пунктами.

Слайд 19

Таблица средних скоростей Пешеход 3 км/ч Лыжник 12 км/ч Лошадь 18 км/ч Трамвай 16 км/ч Товарный поезд 35 км/ч Пассажирский поезд 45 км/ч Автомобиль 80 км/ч Автобус 50 км/ч Самолет ИЛ-62 870 км/ч Луна по орбите вокруг Земли 1 км/с Земля по орбите Солнца 30 км/с Скорость звука в воздухе* 334 м/с

Слайд 20

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: Способы решения задач на движение.

Цель: Познакомиться с  новым способом решения задач на движение с введением новых понятий скорость сближения и скорость удаления.

 Задачи:

  1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
  2. Способствовать нахождению нового способа решения задач на движение с помощью понятий скорость сближения и скорость удаления
  3. Определить условия для использования нового способа в решении задач на движение.

Планируемые результаты:

  1. Уметь устанавливать связи между величинами v, t, s. Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение.
  2. Знать и уметь находить скорость сближения и удаления.
  3.  Уметь решать задачи на движение пользуясь формулами нахождения v, t, s, v сближения, v удаления..
  4.  Уметь применять полученные знания  на практике.
  5. Осуществлять  самоконтроль, анализировать свою работу.


Ход урока:

I этап: Организационный момент.

Математику, друзья,

не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

II этап: Актуализация знаний.

  • Посмотрите на доску. Между какими величинами можно установить взаимосвязь? (это возможно только со v, t, s)  S v  t V s
  • Дайте определение v, t, s . (скорость  это - .., время  это -.., расстояние -  это…) В каких единицах измеряем данные величины? скорость время расстояние
  • Установите всевозможные взаимосвязи между данными величинами. (чтобы найти расстояние, надо …) s = v * t        v= s : t                t = s : v

III этап: Целеполагание.

  • О чем пойдет речь на уроке? Какова цель данного этапа? (установить взаимосвязи между величинами) Для чего? (чтобы решать задачи на движение)
  • Какова цель урока? (научиться решать задачи новым способом)

IV этап: Выявление проблемы.

  • Я предлагаю вам карточку с экспресс - задачами. (взаимопроверка «помощник учителя»)
  1. Катер плыл по реке 2 ч со скоростью 24 км/ч, а потом по озеру  3 ч со скоростью 20 км/ч. Сколько всего километров проплыл катер?
  2. От города до посёлка автобус ехал 2 часа со скоростью 75 км/час. Сколько времени понадобиться велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью 15 км/час?
  3. Ворона летела  3 часа со скоростью 50 км/час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?
  4. Навстречу друг другу из разных городов одновременно  выехали два поезда и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 68 км/ч, второго 72 км/ч. Чему равно расстояние между городами?

  • Поставьте отметку те, кто решил задачи верно. Критерии указаны под таблицей.
  • Все ли решили задачи одинаково? В решении какой задачи есть (возникли) разногласия?
  • Объясните свое решение (1 способ – дублируется на доске), попробуйте объяснить 2 способ решения. Будет ли он верен? Проблема?
  • Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?
  • Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (из учебника).

V этап: Введение нового материала

  • Откройте учебник на стр. 81, №1 Рассмотрите виды движения. Проанализируйте в группах, как изменяется расстояние в своем конкретном случае. Сделайте вывод.
  • При каких видах движения объекты сближаются? (встречное и вдогонку) 
  • Встречное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом  вы находили насколько сближаются  объекты при встречном движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость сближения. Запишите под выводом формулу нахождения скорости сближения при встречном движении.                                
  • Вдогонку.
  • При каких видах движения объекты удаляются? (противоположное и с отставанием) 
  • Противоположное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом  вы находили насколько удаляются  объекты в противоположном  движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость удаления. Запишите под выводом формулу нахождения скорости удаления в противоположном  движении.
  • С отставанием.
  • Для того чтобы сравнить наши выводы с выводами автора учебника, откройте стр. 82.

Вернемся к нашей задаче о поездах. Предлагаю записать 2 способ решения и проанализировать оба способа на предмет рациональности. Что нужно знать, решать задачи этим способом. Составим алгоритм.

  • Определить вид движения.
  • Выбрать схему.
  • Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.

VI этап: Первичное закрепление.

  • Решение задачи №2, Как необходимо изменить условие задачи, чтобы она решалась с помощью нахождения скорости сближения? Преобразуйте ее в составную.
  • Решение задач № 3,4,5 в парах с карточкой проверки.

VII этап: Рефлексия.

  • Какую цель ставили на урок?
  • Достигли цели?
  • Нужен ли такой способ? ( чтобы выбрать рациональный способ, применять в жихни)
  • Составьте задачу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на одновременное движение

Разработка урока математики по учебнику Л.Г.Петерсон 4 класс на тему: Решение задач на одновременное движение....

урок математики 4 класс "Решение задач на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях"

Конспект урока и презентация.Цель:  Закрепить умение решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направленияхЗадачи: 1)...

Конспект урока математики 4 класс "Решение задач на одновременное встречное движение"

Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий для открытия нового знания....

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Решение задач на одновременное движение всех видов"

В данной разработке представлен конспект урока математики в 4 классе по теме: "Решение задач на одновременное движение всех видов". Также прикреплены презентация к уроку и приложения....

Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактическ...