Магия числа 7
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Щупко Галина Григорьевна

Внеклассное занятие по математике для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon магия числа 7258.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Внеклассное занятие по математике для 3 класса.

Тема: Магия числа 7.

Цели:

1. Расширить кругозор учащихся о магическом числе 7.

2. Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.

3. Прививать интерес к математике.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

предметные результаты: расширение и углубление знаний о магическом числе 7;

личностные результаты УУД: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний, жизненного опыта;

метапредметные результаты:

а) познавательные: выполнение заданий на основе рисунков, работа с источниками информации (энциклопедическим словарём), формирование математического мышления;

б) регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок, развитие навыков взаимодействия с соседом по парте и в группе;

в) коммуникативные: развитие математической речи (развернутые ответы, ответы на вопросы).  

Виды деятельности учащихся: рассматривание рисунков, иллюстраций, ответы на вопросы, воспроизведение чертежа по образцу, творческое выполнение задания по созданию фигуры; работа в паре, г группе; воспроизведение пословиц, высказывание предположений.

Оборудование: 1) для учащихся - индивидуальные файлы, в которых находятся: чистый лист бумаги, конверт с  полосками разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6), заготовки для выполнения заданий учителя;

  2) для учителя-пословицы и крылатые выражения по теме урока, 7 чудес света в рисунках или на слайдах презентации, рассыпанная плоская пирамида и объёмная, танграм;

  3) компьютер.

 

Ход занятия.

        1. Организация группы (класса)

         - Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. У каждого из вас на столе в файлах лежит всё необходимое к занятию.

         - Возьмите из файла белый лист бумаги и конверт. В конверте полоски разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6).

           Одновременно учитель вывешивает на доске образец (можно в презентации – слайд 1):

                                                                                                    (Дети наклеивают каждый себе,                            

                                                                                                     откладывают в сторону).

                                                                                                 

2. Сообщение темы занятия.

    - Сегодняшнее занятие мы посвятим числу 7. (Учитель на доске вывешивает тему: «Магия  числа 7»).

3. а) Вступительное слово  учителя о числе 7.

    - Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир
(свет, звуки, запахи, вкус) через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).            Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах.

     Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.

     Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.

  - Когда мы сейчас сталкиваемся  с числом 7?

(В пословицах, 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд)

б) Работа с пословицами.

   - А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения. (Дети заранее разделены на 2 команды).

   - У одной команды есть начало пословицы, а у другой – её конец. (5-6 пословиц). (Значение некоторых объясняют).

 7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

У 7 нянек дитя без глазу.

На 7 небе от счастья.

За 7 вёрст киселя хлебать.

7 пядей во лбу.

7 чудес света.

- Молодцы!

в) 7 чудес света.

   - В древности 7 чудесами света назывались 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью и великолепием. Учитель демонстрирует чудеса света на слайдах.

  1. Египетские пирамиды. Слайд 2.
  2. Висячие сады Семирамиды. Слайд 3.
  3. Храм греческой богини Артемиды в городе Эфес. Слайд 4.
  4. Зевс Олимпийский. Слайд 5.
  5. Гробница царя Мавсола. Слайд 6.
  6. Колосс Родосский. Слайд 7.
  7. Фаросский (Александрийский) маяк. Слайд 8.

 

Время не пощадило эти чудесные творения: висячие сады были затоплены, храм Артемиды разрушали дважды, Зевс Олимпийский сгорел, гробницу царя Мавсола разобрали (разграбили) крестоносцы, Колосс Родосский и Фаросский маяк – рухнули при землетрясении. И только одни лишь пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.

- Более подробно вы можете ознакомиться с 7 чудесами света, используя материалы Энциклопедического словаря юного историка.

г) Строим пирамиду (плоскую)

    - А сейчас мы построим свою пирамиду. Как и всякое сооружение, с чего мы должны начать строить? (с фундамента – с основы)

    (На доске рассыпанная пирамида. Дети постепенно собирают её на доске,  выполняя задания учителя).

1 ряд пирамиды:

30 – число, которое указывает на количество дней в апреле месяце.

90 – число, которое является разностью самого маленького трёхзначного числа и самого маленького двузначного (100-10)

270 – число, которое получится, если мы к четвёртой части 1000 прибавим 20 (250+20)

810 – число, сумма цифр, которая использована для его записи, равна 9 (8+1+0)

  - Какая зависимость существует между числами 1 ряда? (увеличиваются в 3 раза)

2 ряд пирамиды:

1000 – число, указывающее, на количество метров в 1 км.

100 – число указывающее, сколько лет в 1 веке.

1 – число, которое есть в пословице «7 бед - … ответ».

(можно объяснить значение этой пословицы «Рискнём ещё раз и если придётся отвечать, то сразу за всё, одновременно»)

- Какая зависимость существует между числами 2 ряда? (Это самые маленькие числа, самое маленькое четырёхзначное, самое маленькое трёхзначное и однозначное)

3 ряд пирамиды:

24 – число, которое указывает на время, когда Золушка должна была вернуться с бала (полночь или 24 часа)

  -Какая зависимость существует между числами 3 ряда? (второе меньше предыдущего в 2 раза)

Вершина пирамиды

7 – тема нашего урока.

                                       Общий вид пирамиды плоской. Слайд 9.

- Это плоская пирамида. Чуть позже мы сделаем объёмную пирамиду.

д) 7 уток в пруду. Слайд10.

  - 7 утят в пруду постоянно ссорятся. Как разделить утят 3 прямыми линиями, чтобы прекратить ссоры (т. е. чтобы каждый утёнок был как бы в отдельности)

(Дети из файлов достают заготовки и индивидуально выполняют задание, затем на доске показывают)

Физминутка.                  На болоте 2 лягушки

                                          Утром рано умывались,

                                          Полотенцем растирались,

                                          Ручками хлопали, ножками топали,

                                          Вправо-влево наклонялись

                                          И обратно возвращались.

                                          Вот здоровья в чём секрет!

                                          Всем друзьям физкультпривет!

                                         

е) Улитка на столбе. (работа в парах) Слайд 11.

  - Улитка ползёт по столбу, высота которого 10 метров. За день она поднимается вверх на 4 метра, а ночью сползает на 3 метра. За сколько дней она доберётся до конца столба?

 (7 дней)             (На листах дети выполняют расчёты с соседом по парте)

ж) Объёмная пирамида. Слайд 12.

  - У вас в файлах есть развёртки пирамид. Согните и склейте. Получилась объёмная пирамида. Бывают трёхгранные, четырёхгранные пирамиды, смотря какая фигура лежит в основании пирамиды.

 

з) «Раздай конфеты» Слайд 13.

  - На 6 блюдцах лежат конфеты. Как раздать их 3 девочкам поровну, если перекладывать конфеты с одной тарелки на другую нельзя. (У вас в файлах есть рисунки, покажите на них, как вы раздадите конфеты).

и) Танграм. Слайд14.

  - Это квадрат, который делится на 7 частей и разделяется. Из этих частей складываются разные фигуры (животные, предметы и т. д.). Используются все 7 частей, ничего не отбрасывается.

(Показ на доске готового танграма. Как его расчерчивать по ходу объясняет учитель, а дети у себя на месте делают).

(Дети чертят танграм, разрезают, складывают и наклеивают фигурки). Слайд 15.

4. Итог занятия.

 - Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в начале занятия или нет? (Дети наклеивают полоску ещё раз).

  - Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?

  - Я вами довольна. Молодцы!

Список литературы

  1. Нурк Э.Р. , Тельгмаа А. Э. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. Изд. «Просвещение», 1993 стр. 295
  2. Аргинская И.И., Занков Л.В. Математика. Пробный учебник для 1 класса. Изд. «Просвещение», Москва, 1991 стр. 123
  3. Энциклопедический словарь юного историка. Изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1993 стр. 368-374



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тест "Магия цвета"

Тест рассказывает, как определить "цвет имени" и "цвет даты рождения". Окраску имени и дня рождения можно прочитать в каталоге цветов...

Праздник "Магия и волшебство"

Увлекательное внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Дети знакомятся с известными фокусниками, попадают в фантастический мир волшебства. Учатся сами показывать фокусы. Развивают находчи...

презентация к уроку по теме "Магия числа 7"

Визуальное сопровождение к уроку...

Магия числа 7

Цель: выяснение причин особого положения числа 7,  действительно ли оно имеет магическое влияние на человека, на каждую букву алфавита найти сведения, где встречается информация, связанная с семё...

Магия числа 7.

Мир чисел загадочен и интересен.Но среди них есть удивительное число- 7!...

Научно-исследовательская работа "Магия чисел.Счастливые и несчастливые числа"

Цель данной работы: выяснить могут ли числа влиять на события в жизни людей.Могут ли  числа быть "счастливыми" или "несчастливыми".Гипотеза: Числовые суеверия-выдумка людей,имеющие объяснимые при...

Магия числа 7

Интересные факты, связанные с числом 7...