Внетабличное деление и умножение
план-конспект занятия по математике по теме

Рыжкова Анна Сергеевна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnetablichnoe_delenie_i_umnozhenie.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внетабличное деление и умножение
(игра)

Цели: развивать смекалку, познавательный интерес к изучению математики; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оформление: плакаты «Считай, смекай, угадывай!», «Математика – царица всех наук», «Дружба – владычица побед».

Место проведения: классное помещение.

Ход игры

Соревнуются 2 команды, в каждой из которых по 5 человек от ряда. У каждой команды – название, девиз, приветствие. У членов команды и у болельщиков на груди эмблемы.

Под музыку песни «Дважды два – четыре» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) и аплодисменты входят на импровизированную сцену команды.

Капитаны (рапортуют). Уважаемая Математика – царица всех наук! Команды для проведения праздника в КВМ (Клубе веселых математиков) готовы!

Ученица (в роли Математики – царицы наук). Открыть праздник разрешаю! Капитанов прошу представить команды.

Капитан команды «Мурзилка». Наш девиз: «Пусть ум победит силу».

Капитан команды. Приветствие.

Учащиеся. Этот турнир ждали мы,

        По нему стосковались умы.

        Дружно будем задачи решать –

        Мы хотим математику знать.

        Как же нам не веселиться?

        Не смеяться, не шутить?

        Ведь сегодня на турнире

        Мы решили победить!

Капитан команды «Парус». Наш девиз: «Успех решает не судьба, а только наши знания!».

Капитан команды. Приветствие.

Учащиеся.  Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

                И просто вам победу не отдадим.

                Придется попотеть и постараться.

                За каждое очко мы будем драться.

                А если вдруг не повезет?

                Победа в море нас найдет!

Команды обмениваются заданиями, написанными на листах. Листы вывешиваются на доску.

«Мурзилка»

7* : * = 36

(Ответ: 23 ∙  3; 72 : 2.)

«Парус»

5* : * = 28

(Ответ: 34 ∙  2; 56 : 2.)

Ведущий (представляет жюри и обращается к командам). Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка.

Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу?

Задача: «Я вошла в автобус и пересчитала пассажиров. Их было 15. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.

А потом на остановке

Гражданин один вошел

С целой кучею обновок.

Сколько было… остановок?»

Дети обычно считают пассажиров, а не остановки. Ответа дети не дают. Затем задача повторяется.

Проверяются задания на листах (за правильный ответ присуждается 1 балл).

Разминка болельщиков

1. «Веселое умножение».

– Кто умеет быстро перемножить двузначное число на однозначное? Все умеют? Проверим: 17 ∙  4. Кто первым решит пример, пусть поднимет руку.

От каждой команды болельщиков приглашают 2 ребят, решивших пример раньше других, к доске.

– Можете ли вы решить этот пример на доске, чтобы все видели, как это делается?

– Очень хорошо. Я только забыла вас предупредить, что решать вы будете с завязанными глазами.

Играющим завязывают глаза и ставят у доски: одного – справа, другого – слева. Под диктовку записывают числа и умножают:

27 ∙  3

2. «Сообрази!»

– Сколько концов у одной палки? А у двух с половиной? (6.)

3. «Знаки и числа».

– Поставьте нужный знак и числа.

18  3 = 54        84  3 =28

99 :  = 11        72 :  = 12

4. «Сколько гусей?».

Ведущий. Пока команды готовятся к состязанию, я задам вам еще одну задачу.

На птичьем дворе гусей дети кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей,

В каждой семье по 12 детей,

Папа и мама, бабушка с дедом.

Сколько гусей собралось за обедом? (80.)

Состязание команд

1. «Веселая рыбалка» (задания в конверте).

На столе – 2 аквариума, в аквариумах находятся бумажные рыбки с написанными на них условиями задач. К каждой рыбке прикреплена скрепка. Ребята должны удочкой (палочка с магнитом) поймать рыбку.

Игрок, поймавший рыбку первым, получает 1 балл и за определенное время обдумывает задачу. Когда и соперник вытащит рыбку, первый ловец читает вслух свою задачу, сообщает ее решение. Если задача решена верно, ученику присуждают еще 1 балл, если же нет, то он обращается за помощью к команде или к болельщикам.

Оценивать ли ответ в этом случае жюри решает в зависимости от обстоятельств.

Задания в 1-м конверте.

1. В классе 19 человек. Каждый получил по 4 книги, 5 осталось. Сколько книг было у учителя?

2. В ларек привезли 12 ящиков яблок, по 8 кг в каждом. До обеда продали 32 кг. Сколько килограммов яблок осталось продать?

3. С одной грядки собрали 18 кг свеклы, а с другой – в 2 раза больше. Сколько килограммов свеклы собрали с двух грядок?

4. Дети в первый день посадили 19 лип, во второй – в 2 раза больше, чем в первый, а в третий – на 13 лип меньше, чем во второй. Сколько лип посадили в третий день?

5. У продавщицы было 28 красных гвоздик и 14 белых. Из них она сделала букеты – по 7 цветков в каждом. Сколько получилось букетов?

Задания во 2-м конверте.

1. В музей в первый день каникул пришло 65 детей, во второй – в 5 раз меньше, чем в первый, а в третий – на 18 человек больше, чем во второй. Сколько детей пришло в третий день?

2. Школьники посадили 4 ряда дубков, по 17 в каждом ряду, и 14 берез. Сколько всего деревьев посадили дети?

3. Туристы в первый день прошли 24 км, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько км прошли туристы за 2 дня?

4. Продавец налил по 3 л молока 22 покупателям, 5 л осталось. Сколько литров молока привезли в магазин?

5. Из 51 м сшили 17 платьев. Сколько метров ткани пойдет на 13 таких же платьев?

2. Игра «Каждой руке – свое дело».

От каждой команды по 1 игроку получают лист бумаги и в каждую руку по карандашу.

Задание: левой рукой начертить 3 треугольника, а правой – 3 окружности.

Выигрывает тот, кто нарисовал быстрее.

3. Игра «Шагай – соображай».

Участники этого конкурса стоят рядом с ведущим на расстоянии 1 шага. Все делают первые шаги, и в это время ведущий называет число 9.

 При следующих шагах ребята должны называть числа, кратные 9: 18, 27, … . На каждый шаг – по числу. Учитель идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.

Жюри объявляет количество баллов, которое набрала каждая команда.

Конкурс капитанов

1. Вопросы капитанам команд.

«Мурзилка»

В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько детей
в семье?
(7.) Ответ обосновать.

«Парус»

Петух, стоя на одной ноге, весит
5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?
(5 кг.) Ответ обосновать.

2. «Подумай и выбери знак».

Поставить знаки и скобки, если надо (задание на доске).

9 … 9 … 9 = 2

9 … 9 … 9 = 72

Ответ: (9 + 9) : 9;

               9 ∙  9 – 9.

9 … 9 … 9 = 10

9 … 9 … 9 = 9

Ответ: 9 : 9 + 9;

              9 ∙  9 : 9.

3. Игра «Считай – не зевай».

12 ∙  6        13 ∙  4

18 ∙  3        17 ∙  5

54 : 27        48 : 16

36 : 12        72 : 24

84 : 12        96 : 16

Примеры записаны на листках.

Во время выполнения капитанами заданий организуется внеконкурсное состязание:

Аукцион «Пословицы и поговорки с числами»

1. Одна голова хорошо, а две лучше.

2. У семи нянек дитя без глазу.

3. Одна рука узла не вяжет.

4. Семь раз отмерь – один отрежь.

5. Хвастуну цена – три копейки.

6. Один с сошкой, семеро с ложкой и т. д.

Жюри объявляет результат конкурса капитанов.

Соревнование команд в вычислениях

Игроки каждой команды по очереди бегут к доске и записывают ответ. Прибегают назад и передают мел следующему игроку. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро вычислит все примеры.

15 ∙  4        16 ∙  5

18 ∙  5        14 ∙  4

38 : 2        34 : 2

45 : 15        65 : 13

39 : 13        42 : 14

Конкурсное соревнование болельщиков
«Кто быстрее сосчитает?»

1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по кошке. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4.)

2. Разделите 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине. (Ответ: один человек берет яблоко с корзиной.)

              3. Зайцы по лесу бежали,

            Волчьи следы по дороге считали.

            Стая большая волков здесь прошла.

            Каждая лапа в снегу их видна.

            Оставили волки 120 следов.

            Сколько, скажите, здесь было волков? (30.)

              4. В кармане у Коли монеты звенели,

               Когда он бежал, они песенку пели.

            По 10 копеек 6 было монет.

            40 копеек ушло на обед,

                За 8 копеек линейку купил,

                10 копеек друзьям одолжил.

                Осталось в кармане лишь самая малость.

                Сколько копеек у Коли осталось? (2.)

Подведение итогов. Выступление жюри. Поздравления команд.

Под музыку учащиеся завершают игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карточка по теме "Внетабличное деление двузначного числа на однозначное"

Индивидуальная карточка содержит готовые примеры, достаточно записать ответ. Данный вид работы можно использовать на этапах повторения и закрепления....

Закрепление устных приемов внетабличного деления

Конспект урока математики  по программе "Школа России" на тему   "Закрепление устных приемов внетабличного деления". К конспекту прилагается материал  для интерактивной доски....

Система уроков по теме "Внетабличное деление для случая 42:3"

В представленной серии уроков показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока...

Тест по математике Внетабличное деление 3 класс

Тест по математике Внетабличное деление 3 класс...

"Внетабличное деление" 3 класс.Школа России

Презентация к урокам математики в сопровождении методических рекомендаций к урокам по теме "Делние двузначного числа".Планируемые результаты на уроках:1.Научимся решать выражения на деление двузначных...

Тема: «Деление суммы на число. Внетабличное деление: 72 : 6».

Тип урока: ОНЗТема: "Деление суммы на число"...

Урок-повторение "Табличное и внетабличное деление и умножение" (УМК Школа России)

Технологическая карта урока по новым стандартам ФГОС НОО...