Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Саркисова Ирина Владимировна

Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.94 КБ
Файл презентация917.77 КБ

Предварительный просмотр:

               Управление  образования администрации Александровского района
                     муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
                                  средняя общеобразовательная школа №10

                                     

                                          КОНСПЕКТ

          ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

                                       ВО 2 КЛАССЕ

                  ТЕМА: «ОТРЕЗОК. ПРЯМАЯ. ЛУЧ»

                                                (УМК Л.Г.Петерсон)

   

                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                   Саркисова Ирина Владимировна

                                               

                                             г.Струнино

                                                              2013

Цель: Учить распознавать прямые, отрезки, лучи. Сформировать представление о луче и сопо               ставить его с представлениями о прямой и отрезке. Сформировать умение распознавать,               изображать с помощью линейки и обозначать луч. Находить точки пересечения луча с                 прямой, отрезком. Закрепить понятия операции, обратной операции, сложение и вычи -               тание  трехзначных чи-сел, умение изображать и обозначать прямую и отрезок.

   Планируемые результаты. Учащиеся научатся распознавать прямые, лучи, отрезки;

  строить их с помощью линейки и правильно обозначать, анализировать правильность выполне  ния  действий.

1. Организационный момент (психологический настрой).

                Ну- ка проверь дружок,

                Готов ли ты начать урок?

                Все ль на месте, все ль в порядке?

                Книжка, ручка и тетрадка.

                Проверили? Вот здорово!

                К уроку все готово!

       (на доске 3 солнышка с разными изображениями настроения).

 

  - Посмотрите ка внимательно на солнышко. Какое солнышко вам больше нравится?

   - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу

 урока хорошее настроение будет у всех.

 2. Актуализация знаний.

   - Верным помощником на уроке будет самая маленькая геометрических фигура - веселая        точка.

     Устный счет.

А) Какая операция переводит первое число во второе?

                12______________24.      

                 67_____________54

Б) Выполните задание операцию, результат запишите.

                24_______+6_________         ______

               20_______-13_________         _______

              35_______+6__________        ________

              72_______-15_________         ________

В) На доске запись.

                567.

     - Расскажите про это число.

        ( трехзначное, 5с., 6д, 7 е. Предыдущее 566,последующее 568. Сумма разрядных слагаемых 500+60+7, сумма цифр. 5+6+7=18 и т.д.)

    - Кроме точки у нас на уроке еще 1 гость. А кто это, узнаем с вами, выполнив

задание. Решите примеры и расшифруйте  имя гостя.

       (на экране в презентации)

        КАРАНДАШИК.     (на экране появляется Карандаш).

    -Ребята, а как вы думаете, какое любимое занятие у карандаша?

  Дети: Рисовать, чертить.

  Учитель:  Совершенно верно. Чертить и рисовать Карандаш очень любит. А больше  всего он  любит изображать различные линии.                

  3. Учебная ситуация.

        - Рассмотрите  фигуры на доске.

       

     

             

       - На какие группы их можно разбить?

         (в ходе рассуждения, выясняется, что фигуры можно разбить на 2 группы – «прямые» и

          «отрезки»)

         - Возникает вопрос: куда можно отнести фигуру?    

         - Сравните эту фигуру с уже известными нам. Что можете сказать?

         - Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?

         - Можем включить ее в группу прямых? Почему?

         - Чему же нам надо научиться? (правильно определять где прямая, где отрезок, а где луч;

               правильно их называть).

.          Итак цель нашего урока - выявить признаки прямой, луча и отрезка, научиться их                 распознавать.

                    Поэтому тема нашего урока "Прямая. Отрезок. Луч".

  -  А теперь послушайте загадку.

             

              Все бежит куда -то и зовет вперед.    

             Хочешь видеть друга? К другу приведет.    ( дорога).

   - Как вы догадались, что это дорога?

     - Какие слова вам помогли?   (вперед, дорога).

    4. Открытие детьми нового знания.

   -Построим красивую дорожку. Растянем нить двух катушек в разные стороны    (два ребенка  растягивают нить). Какая получилась линия? (прямая).

        (учитель ослабляет нить).

  - А вот такая линия будет прямой? (нет).

  - А дальше продолжить прямую линию можно? До каких пор?

                Без конца и края, линия прямая.        

                Хоть сто лет по ней иди, не найдешь конца пути.

   -У людей есть имена, у животных клички. А прямую линию можно обозначить  одной или      двумя буквами.

   ВЫВОД. У прямой линии нет ни начала, ни конца. Ее можно продолжить.

   - Какие прямые линии вы знаете? (горизонтальные, вертикальные, параллельные, наклонные).

   -Наша веселая точка поможет нам еще поработать с прямой линией. Поставьте  точку,              проведите через нее прямую линию.

            (дети работают в тетрадях).

   - Можно ли еще провести линию через эту точку? Сколько прямых линий можно провести      через одну точку? Множество.

   -Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли еще   провести?

       ВЫВОД. Через одну точку можно провести сколько угодно точек, а через две точки     только  одну линию.

   -Теперь на прямую я помещаю солнышко точку. На сколько частей разбилась    наша прямая?. (на две).

   -Что они напоминают? Значит как их назовем?(лучами).

      (учитель разрезает нить в обозначенной точке, к месту разреза прикрепляются точки).

    - Сколько получилось лучей?(2)

   

           О новой фигуре разносится весть.      

           Конца в ней пусть нет,

           Начало то есть!

           И солнце тихонько,

           Взойдя из -за туч.      

           Сказало: "Друзья, назовем его луч!"

    -Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (нет, мешает точка).

   -А с другой стороны? (можно, до бесконечности).

  -Луч обозначается двумя буквами, причем на первом месте всегда указывается   начало луча.

  - Чем похожи и чем отличаются луч и прямая? (луч это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны).

     Вывод: Луч – прямая линия ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

  -Молодцы, вы нашли признак луча. А теперь сделаем на одном из лучей еще  один разрез. Что получилось? (отрезок). Я прикрепляю еще одну точку.

   -Сравните луч и отрезок.

Дети: У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

            Точки две поставь в тетради,

            Чтоб потом нарисовать между ними.      

            Под линеечку  прямую.      

            И окажется мой друг,

            Что отрезок вышел вдруг.

            Только точкам имена.  

             Дать ты не забудь!

   -Отрезок обозначается двумя буквами.

   - А можно из одной прямой сделать несколько отрезков?

   ВЫВОД. Отрезок это прямая, ограниченная с двух сторон. На прямой линии может        быть несколько отрезков.

   - Для закрепления выполним задание №6  стр.8 (дети обводят прямые линии красным карандашом, лучи – синим, отрезки – зеленым).    

       

         ФИЗ.  МИНУТКА.

         Раз, два, три, четыре, пять-

         Все умеем мы считать.

         Отдыхать умеем тоже,

         Руки за спину заложим,

         Голову поднимем выше –

         И легко, легко подышим.

         Раз – подняться, потянуться,

         Два согнуться, разогнуться,

         Три – в ладоши три хлопка,

         На четыре руки шире,

         Пять руками помахать,

         Шесть – за парту тихо сесть.

5. Закрепление новых знаний. Работа по учебнику.

       Стр.7 №2. Отметь цветным карандашом начало каждого луча и обозначь их.

       Стр. 7 №3. Соедини фигуры с их названиями.

       Стр. 7 №4. Определи, какие лучи на рисунке являются пересекающимися?

       Стр. 8 №7. Решение задачи.

6. Итог урока.

    -Соедините название фигуры с фигурой. Подберите правильное название.

[____________________________            [___________________________]

ОТРЕЗОК     ПРЯМАЯ     ЛУЧ

   -Скоро Новый год и все вы любите украшать елку и класс. Вот эту гирлянду,   отрезок тесьмы мы с вами сейчас украсим. Чем больше вы расскажете о фигуре,   которую я назову, тем красочней будет наша гирлянда.

ПРЯМАЯ  линия – не имеет начала и конца, можно обозначить одной или двумя                                              буквами, прямые линии бывают вертикальными, наклонными,

                                  пересекающимися, параллельными. Через одну точку можно                                                  провести сколько угодно линий, а через две – только одну.

ЛУЧ – прямая линия ограниченная с одной стороны, продолжить можно только в        одну                сторону, из одной точки можно провести сколько угодно лучей.

 

ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон, на одной прямой может                                                   быть несколько отрезков.

    -Замечательная гирлянда получилась. Вы сегодня дружно и творчески работали. Спасибо       всем, урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какая операция переводит первое число во второе? 12 24 67 54 + 12 -13

Слайд 3

Выполните заданные операции, результаты запишите. 24 + 6 20 -13 35 +6 72 -15 30 7 41 57

Слайд 4

567

Слайд 5

Отгадайте имя гостя нашего урока 63 48 90 48 64 35 48 39 50 63 Р 58+32 Н 80-16 Ш 20+19 А 60-12 К 50+13 И 35+15 Д 48-13 К К И Ш Н Д А А Р А

Слайд 7

Тема урока ОТРЕЗОК. ПРЯМАЯ. ЛУЧ.

Слайд 8

Задание № 6 , с. 8 - прямые - отрезки - лучи

Слайд 9

Задание № 2 , с. 7 С К М А N D CK MA DN

Слайд 10

Задание № 3, с. 7 А В В А А В Прямая АВ Луч АВ Отрезок АВ Где же я ошибся? Прав ли Смайлик?

Слайд 11

Задание № 4, с. 7 М С D К Найдите пересекающиеся лучи А В S E F N

Слайд 12

Задание № 7 , с. 8 56 кг 180 кг ?, на 8 кг больше ? 56+8=64 (кг)- продали во II день. 2) 56+64=120 (кг)- продали за 2 дня. 3) 180-120=60 (кг) Ответ: за III день продали 60 кг винограда. Проверка решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Прямая речь"

Понятие о прямой речи, правила расстановки знаков препинания, схемы....

Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...

Конспект урока 4 класс "Прямая речь"

Конспект урока 4 класс "Прямая речь" ОС "Школа 2100"...

Конспект урока математики "Угол. Прямой угол".

Конспект урока математики 2 класс 21 век "Угол. Прямой угол"....

Конспект урока письма «Написание прямых линий с закруглением с двух сторон» + презентация (1 класс)

Конспект урока письма «Написание прямых линий с закруглением с двух сторон» + презентация (1 класс)...

Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...

Конспект урока технологии «Строчка прямого стежка. Изделие «Подушка-игольница» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Строчка прямого стежка. Изделие «Подушка-игольница» Цели деятельности учителя: расширить знание учащихся о строчке прямого стяжка, о приемах выполнения прямых стежков; ориенти...