Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам  в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школа России 112 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 I.Пояснительная записка

Данная  рабочая программа курса  составлена  в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (ФГОС НОО),

- планируемыми результатами  начального общего образования,    в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,

-с авторской программой  М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (программа для 1-4 кл.) система учебников «Школа России» / -М.: «Просвещение» , 2012

            Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Количество часов по программе -132, количество часов в неделю -4 часа, что соответствует учебному плану МКОУ Столбовской СОШ на 2013 -2014 учебный год.

                                                                                  II Основное содержание программы

Тема раздела

Количество часов по

авторской программе

Количество часов по

рабочей программе

 Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация

28 ч

28 ч

Числа  от 1 до 10. Сложение и вычитание

48ч

48ч

Числа от 1 до 10. Нумерация

16ч

16ч

Сложение и вычитание

22ч

22ч

Итоговое повторение

10 ч

10 ч

132 ч

132 ч

     Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

                                                   Требования к планируемым результатам изучения программы

                                                                                               Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

- Развитой  мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

                                                                                         

                                                                                             

                                                                                            Метапредметные результаты

                                                                                                          Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

- Определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

            - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  

          - Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.  

         — Овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

- Определять тему.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.

- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

      - Устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

- Обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

- Слушать и понимать речь других.

- Принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами.

- Понимать важность коллективной работы;

- Контролировать свои действия при совместной работе.

- Допускать существование различных точек зрения.

- Договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

- под руководством учителя проводить анализ , планирование; последовательности его изготовления и

- называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка);

находить информацию в Интернете с помощью взрослого;

- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Раздел 1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

Обучающийся научится:

1.Сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче.

2. Сравнивать предметы по форме: круглый, квадратный, треугольный и другие.

3. Определять взаимное  расположение предметов.

4. Определять направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

5. Различать  временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождении числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного

-оценивать величину предметов на глаз;

-оперировать понятиями  раньше, позже, сначала, потом:

- на практике  определять в какой группе предметов больше(меньше). На сколько больше(меньше)?

Раздел 2. Числа от 0 до 10 и число 0. Нумерация.

Обучающийся научится:

1.Называть   и обозначать числа от 1 до 10 в прямой и обратной последовательно

2 .Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10.

3. Использовать знание состава чисел в пределах 10.

4. Получать при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.

5.Называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10.

6.  Выполнять вычисления в примерах вида 4+1, 4 -1 на основе знаний по нумерации.

7.Понимать  математические понятия: равенства, неравенства.

8.Понимать математические понятия: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломаная, многоугольник, углы, вершины, стороны многоугольника.

9.Чертить отрезки с помощью линейки и измерять их длину в см.

10. Решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов)

Обучающийся  получит возможность научиться:

-на практике  различать понятия много и один

      -на практике особенностям прибавления и вычитания числа 0

      -считать предметы в пределах 10

-проводить измерение длины отрезка и длины ломаной

      - строить отрезок заданной длины

      - вычислять длину ломаной

       -находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);

       -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

       -сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;

        -решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

   

Раздел 3.  Числа от 0 до 10  Сложение и вычитание. 

Обучающийся научится:

-Понимать конкретный смысл и название действий сложения  и вычитания.

-Знать и использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания.

-Уметь находить значение числовых выражений в 1-2 действия без скобок.

-Знать переместительное свойство сложения.

-Знать и уметь применять приёмы вычислений:

-При сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;

-При вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

-Применять  таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

 -Выполнять сложение и вычитание с числом 0.

 -Находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

 -Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. 

Обучающийся  получит возможность научиться:

Применять таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания  на уровне автоматизированного навыка.
Прибавлению и вычитанию числа по частям практическим путём

Применять переместительный закон сложения на практике

на практике особенностям прибавления и вычитания числа 0.

Раздел 4. Числа от 1 до 20. Нумерация.

Обучающийся научится:

1.  Называть и обозначать  числа  от 11 до 20.

2.   Читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20.

       3.   Десятичному составу чисел в пределах 10.

4.    Получать при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.

  1. Называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20.
  2. Выполнять вычисления в примерах вида 10+7, 17-7, 17-10.
  3. Различать  единицу времени: час.
  4. Определять время по часам с точностью до часа.
  5. Использовать  единицы длины: см и дм, соотношение между ними.
  6. Использовать  единицу массы: кг.
  7. Использовать  единицу объёма  литр.

Обучающийся  получит возможность научиться:

 считать предметы в пределах 20

Представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых

        решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (определением времени)

     

 Раздел 5. Сложение и вычитание.

Обучающийся научится:

1.Уметь выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.

2.Знать таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания.

        3.Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20.

     

 

Обучающийся  получит возможность научиться:

         -определять  составные  структурные части задачи.

          -решать  текстовых задач арифметическим способом.

          -планировать  ход решения задач

-решать на практике  задачи на определение начала, конца и продолжительности события

 -решение задач разными способами.

 -представлять текст задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Раздел 6.  Итоговое повторение

   Обучающийся научится:

1.Называть и  обозначать действия сложения и вычитания.

2.Использовать  таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

3.Считать предметы в пределах 20.

4. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.

5. Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок).

6. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

       7. Решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

 

  Обучающийся  получит возможность научиться:

        Распознавать и изображать геометрические фигуры: точку, линию (прямую, кривую), отрезок, луч, угол, ломаную; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Использовать чертёжные инструменты  (линейка, угольник) для выполнения построений.

Различать геометрические формы в окружающем мире.

 Различать единицы длины  (сантиметр, дециметр, метр).

Переводить  одних единицы длины в другие.

Собирать  и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин; в разных формах: таблицы.

Составлять, записывать и выполнять  простой алгоритма (плана) поиска информации.

строить простейшие логические высказывания с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

 IV  Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Программа

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2001

Учебник

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Дидактические средства для учащихся

М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. Издательство «Просвещение»  Москва, 2012.

Электронное приложение к учебнику М. И. Моро

Методическая литература

1. Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс. В двух частях». – М.: Издательство  «Просвещение»  Москва, 2012.

2. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 432 с. (Серия «Учимся играя»).

3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2008.

4. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2009.

Материалы для проведения проверочных работ

1. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: Дрофа, 2008.

2. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа. 1 – 4кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по математике

Пояснительная записка к программе по математике...

пояснительная записка РУССКИЙ ЯЗЫК 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует Федеральным государственным образ...

пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...

пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс...

пояснительная записка к программе по математике

пояснительная записка к программе по математике для обучения ребёнка с ОВЗ...

Пояснительная записка к программе по математике УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии:с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...