Программа внеурочной деятельности "Веселая математика"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

Занимательный материал при изучении цифр

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

 «Рассмотрена»

Руководитель МО учителей базового начального образования

_____________Т.В.Поддубная

Протокол №4

от «27» мая 2013г.

«Согласована»

 Заместитель директора по УВР

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________ С.А.Мертюкова

  «___»___________________2013г.

«Утверждена»

 Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________И.А.Малинин

Приказ №_____

от «___»________2013г.

 

  МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА  

по  развивающему курсу «Веселая математика»

1 класс  

Поддубной Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории 

 

                                                                                   

                                                                                  Рассмотрена на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                              протокол № 1

                                                                             от «__ » августа 2013 г.

Ныда

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность модифицированной программы «Весёлая математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии.  Специфическая  форма  организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Развивающий курс  формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов   

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы

Цель: развитие математического образа мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на  обучающихся 6,5 - 7 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

 Модифицированная программа развивающего курса «Весёлая  математика» рассчитана на один год обучения.

                                      Принципы программы:

1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся.

2.Научность 
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).


        4.
Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся  в первом  полугодии 1 раз  в неделю по 25 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  •  тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

-индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:    

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- викторина;

- интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиада.

Для поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности обучающихся:

- решение занимательных задач;

- участие в математической олимпиаде,  

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах.

Пособия и материалы, необходимые для работы:

(индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;
  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
  3. Числовые веера.
  4. Счётные палочки.
  5. Линейка.
  6. Наборы геометрических фигур.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик детей (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества обучающегося) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

-строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать гипотезы;

- составлять задачи-шутки, магические квадраты;

- читать графическую информацию;

- находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

- различать существенные и несущественные признаки.

- отличать кривые и плоские поверхности;

- доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

- уважение к товарищам и их мнению;

- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

- умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

- постановке учебных задач занятия;

- оценке своих достижений;

-действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении обучающихся с разными образовательными возможностями.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  •  проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ребенка в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- практические работы;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

«Мозговая гимнастика» (1–2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления. (15 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3–5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе. На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов – это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы

теория

практика

Всего часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

1

2

Магия  числа 1  

1

1

3

Магия  числа 2

1

1

4

Магия  числа 3

1

1

5

Магия числа 4

1

1

6

Магия  числа 5

1

1

7

Магия  числа 6

1

1

8

Магия  числа 7

1

1

9

Магия  числа 8

1

1

10

Магия  числа 9

1

1

11

Магия  числа 0

1

1

12

Магия  числа 10

1

1

13

Математический конкурс «Умники и умницы».

1

1

14

Математический КВН

1

1

15

Математическая эстафета

1

1

16

Подведение итогов. Круглый стол

1

1

Итого:

2

14

16

 Содержание программы

1.Вводное занятие «Математика – царица наук».         

Как люди научились считать. Зрительный диктант. Лабиринт. Подвижная игра.

2.Магия  числа 1           

Графический диктант. Загадки. Ребусы. Задачи на сообразительность. Лабиринт. Подвижная игра.

3.Магия  числа 2                 

Весёлые стихи. Скороговорки. Ребусы. Крылатые выражения.     Закономерности. Подвижная игра.

4.Магия  числа 3         

Зрительный диктант. Считалки. Загадки. Задачи-шутки. Девятый предмет. Задачи на  смекалку. Подвижная игра.

5.Магия числа 4        

Графический диктант. Веселые стихи. Скороговорки. Загадки. Пословицы. Игра с палочками. Подвижная игра.

6.Магия  числа 5        

Зрительный диктант. Считалки. Ребусы. Крылатые выражения. Задачи в стихах. Лишние фигуры. Девятый предмет. Подвижная игра.

7.Магия  числа 6         

Графический диктант. Скороговорки. Задачи в стихах. Задачки на смекалку. Закономерности. Занимательная геометрия. Подвижная игра.

8.Магия  числа 7        

 Зрительный диктант. Девятый предмет. Считалки. Загадки. Ребусы. Пословицы. Игра с палочками. Подвижная игра.

9.Магия  числа 8        

Графический диктант. Задачи в стихах. Занимательная геометрия.  Задачки на смекалку. Крылатые выражения. Подвижная игра.

10.Магия  числа 9        

Зрительный диктант. Девятый предмет. Задачи в стихах. Задачки на сообразительность. Подвижная игра.

11.Магия  числа 0        

Графический диктант. Веселые стихи. Крылатые выражения. Ребусы.  Задачи на смекалку. Подвижная игра.

12.Магия  числа 10        

Зрительный диктант. Девятый предмет. Считалки. Игра с числами. Головоломка. Подвижная игра.

13.Математический конкурс «Умники и умницы».         

14.Математический КВН        

15.Математическая эстафета          

16.Подведение итогов. Круглый стол        

Методическое обеспечение программы

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Аудиторная доска  
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер
  4. Мультимедийный проектор

 

Список литературы

Список литературы для учителя:

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.- Волгоград: «Учитель», 2007

2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике. - М.: «ВАКО», 2004

         3. Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС», 1996

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. - М.: «ВАКО», 2006

5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики. - Волгоград: «Учитель», 200

6. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006

7. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по и математике, русскому языку. М.: «ВАКО», 2006

8. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. 1-4 классы, Волгоград: Учитель, 2010

Список литературы для обучающихся:

1. Волина В.В.. Попробуй, отгадай!» Книга для детей.- Р –н –Д: Феникс, 2000

Календарно-тематическое планирование

 дата

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

03.09

1

Вводное занятие «Математика – царица наук».

УИПЗЗ

10.09

2

Магия  числа 1  

УЗЗВУ

17.09

3

Магия  числа 2

УЗЗВУ

24.09

4

Магия  числа 3

УЗЗВУ

01.10

5

Магия числа 4

УЗЗВУ

08.10

6

Магия  числа 5

УЗЗВУ

15.10

7

Магия  числа 6

УЗЗВУ

22.10

8

Магия  числа 7

УЗЗВУ

29.10

9

Магия  числа 8

УЗЗВУ

12.11

10

Магия  числа 9

УЗЗВУ

19.11

11

Магия  числа 0

УЗЗВУ

26.11

12

Магия  числа 10

УЗЗВУ

03.12

13

Математический конкурс «Умники и умницы».

УКИЗ

10.12

14

Математический КВН

УКИЗ

17.12

15

Математическая эстафета

УКИЗ

24.12

16

Подведение итогов. Круглый стол

УОСЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...