бланки контрольных работ
занимательные факты по математике по теме

Чернявская Елена Петровна

Предлагаются бланки контрольных  работ по математике, русскому  языку, для ппроверки техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_chislovogo_materiala_iz_zhizni.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование числового материала из жизни

на уроках математики

Динамика развития нашей жизни требует от каждого члена общества широкой эрудиции, знаний. В наше бурное время эти задачи становятся еще более актуальными. Всегда ли соответствует уровень детского кругозора этим требованиям? Часто мы ориентируемся на среднего ученика, а сильный остается как бы в стороне, и не всегда получается тот самый дифференцированный подход.

Навыки различных вычислений необходимы детям не только на уроках математики, но и на других предметах, что способствует пониманию целостности мира. Особенно четко просматривается связь между математикой и природоведением. Сама специфика  этих дисциплин помогает представить мир как единое целое — применение математических вычислений на уроках природоведения и использование природных явлений в качестве сюжета для задач. Приведем примеры.

1. Ворон живет около 75 лет, слон — на 5 лет меньше, а щука — на 5 лет меньше, чем слон. Сколько лет живет щука?        

2. Каждый океан содержит в себе несколько морей. Подсчитайте, сколько всего морей   содержат все океаны Земли, если: в Тихом океане 9 морей, в Атлантическом — 6 морей,  в Индийском — 5 морей и в Северном Ледовитом — 10 морей.

Подобные задачи очень важны и для расширения детского кругозора. Введенный в урок дополнительный материал не предназначен для обязательного запоминания его всеми учениками. Для одних он будет просто текстом задачи, а для других — еще и источником новых знаний. Опыт показывает, что такие задачи нравятся детям, а запоминание новой информации зависит от интереса конкретного ученика. Для сильного ученика ре-шение задачи приобретает смысл познания и закрепление математических навыков уже не является работой. Интересный сюжет задачи стимулирует слабого ученика применять математические навыки для получения результата.

3. Самая высокая башня Кремля — Троицкая.  Ее высота — 80 м, а самая маленькая — Кутафья. Она на 66 м ниже. Какова  высота  самой   маленькой   башни   Кремля?

4. Первое  такси   в   Москве   появилось  в 1907 г. Сколько   лет   московскому   такси?

При составлении задач необходимо учитывать особенности интересов конкретного ученического коллектива и соответственно подбирать сюжеты. В подборе задач мне помогают дети и их родители. Вот примеры задач, составленных учениками III класса.

1. Из зоопарка убежал сайгак. Животное очень редкое, на воле оно могло погибнуть в
непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 ч за 180 км от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?        

2. Один центнер макулатуры сберегает 8  сосен. Ребята собрали 3000 кг макулатуры. Сколько деревьев сохранили ребята и сколько  книг выйдет, если одна книга весит в среднем  500 г?

Всем классом эти задачи решаются с большим интересом.        

Работу по составлению задач мы  начади еще в 1 классе и постепенно год от года увеличивали  ее объем.  Вначале это были отдельные задачи о хорошо известных детям животных, растениях, природных явлениях. Эти задачи вводили в устный счет, что делало его более живым и интересным, например:

  1. Масса фазана 2 кг, а глухаря — на 4 кг больше. Какова масса глухаря?
  2. Масса ежа 1 кг, а зайца-русака — на 5 кг больше. Какова масса зайца-русака?
  3. Семена тыквы сохраняют свою всхожесть  до 8 лет, а пшеницы — на 4 года больше. В течение скольких лет можно проращивать пшеницу?

Постепенно мы перешли к сюжетному устному счету, что позволило еще больше расширить детский кругозор. Для урока выбирали сюжеты и в соответствии с сюжетами готовили материал для устного счета. На более серьезном уровне эта работа была продолже на во II классе. Затем мы перешли к сюжетным урокам. Дети с удовольствием представляли себя специалистами различных профессий, интересовались техникой, путешествиями. Исходя из их интересов подбирали и материал. Дети, интересовавшиеся техникой, составляли, например, такие задачи:

  1.  Первый в мире мотоцикл развивал скорость до 12 км/ч, а первый отечественный мо-тоцикл — на  58  км/ч  больше.   Определите  скорость отечественного мотоцикла.        
  2.  Первый трамвай испытывался в 1882 г. в Германии. Сколько лет трамваю?        
  3.  Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, второго — на 425 кг  больше, чем первого, а третьего — на 819 кг  больше,   чем   второго.   Определите   массу  третьего   искусственного   спутника   Земли.

         В III классе дети стали моими лучшими помощниками. Круг их интересов уже позволял использовать самую различную информацию. Теперь мы уже могли, провести сюжетный день: знаний, науки, экологии, родного города и т. д.

Таким образом, мы старались максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Использование числового материала из жизни дает много возможностей для обучения, а глав-ное — это способность такой работы пробудить интерес к новому, к желанию познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше, а может быть, и легче усваивать материал.

Использование дополнительной литературы при подготовке к уроку математики        

В последнее время в начальной школе усилилась работа по расширению кругозора учащихся, развитию их любознательности за счет не только программного материала, но и привлечения на урок дополнительных источников. Особенно часто я стала обращать внимание детей на бережное отношение к природе, ко всему живому, что нас окружает. Для этого вовсе не обязательно всегда проводить экскурсии и прогулки в природу. Любой урок можно заранее продумать, подготовить и провести, сообщив детям интересные сведения о животном и растительном мире, о человеке, космосе и др. Любить окружающий мир, природу, людей я учу не только на уроках русского языка, чтения, природоведения, но и на уроке математики. Заранее составляю план урока, продумываю каждый его этап и соответственно готовлю материал. При подготовке к уроку математики я часто обращаюсь к дополнительным источникам — художественной литературе, энциклопедиям и различным справочникам. Например, используя книгу рекордов Гиннесса 1988 г. (М.: Советская Россия, 1989), я составляю математические задания, которые стараюсь включать в план уроков ежедневно. Содержание их разное: записать названное число; записать число, которое   предшествует названному; установить соотношение новых для детей единиц измерения с известными ранее; установить взаимосвязи между единицами измерения и единицами счета и т. д.  Записывая ответы, учащиеся совершенствуют вычислительные умения и навыки.

Приведу несколько примеров заданий, которые я использую в работе о учащимися III—IV классов.

1. Вырази длину (высоту, толщину) в метрах:

  1. Высота самого высокого водяного смерча — 1 км 528 м. Этот смерч был 16 мая 1898 г. в Австралии.
  2. Толщина самого толстого льда — 4 км 776 м. Такой лед был 4 января 1975 г. на озере Вилкес.
  3. Длина самой короткой реки в мире — 13 400 см. Она находится в Америке.

2. Вырази продолжительность событий в минутах:

1) Самое длительное погружение в воду продолжалось 212 ч 30 мин. Его совершил англичанин Майкл Стивене в 1986 г.

2). Самая долгая радуга была видна в течение 3 ч. Она наблюдалась 14 августа 1979 г. в Англии.

3. Вырази возраст в днях:

Самому юному награжденному, получившему медаль за отвагу, Энтони Даррер — 8 лет. Он получил ее за победу над ягуаром в Канаде 23 сентября 1916 г.

4. Вырази массу в граммах:

  1. Самая большая морковь была выращена в сентябре 1986 г. в Новой Зеландии. Масса ее 7 кг.           
  2. Самый большой лимон был выращен в августе 1982 г. в Америке. Масса его 3 кг 88 г.
  3.  3) Самую большую дыню выращивали в Америке в течение 10 лёт. Когда сорвали, масса ее была равна 118 кг.

4). Самый большой редис — 12 кг 25 г был сорван в ноябре 1985 г. в Австралии.

  1. Самый большой помидор был выращен в 1986г. в Америке. Масса его была 3 кг51г.
  2. Самый крупный огурец - 22 кг вырос в Австралии.

Сведения и данные из книги рекордов Гиннесса я использую при изучении многих тем по математике. Вместе с детьми мы составляем на уроке задачи на сравнение величин, взяв одну величину из книги, а другую из окружающей жизни или из другой литературы. Так, например, сравниваем, на сколько (во сколько раз) самый высокий вулкан в Аргентине —Антофалла (высота 6450 м) выше вулкана Ключевская Сопка (Везувий, Этна, Килиманджаро); озеро Байкал (1940 м) глубже озера Балатон (Ладожское, Онежское); на сколько река Волга (Дунай, Висла, Сена) больше самой короткой реки в мире, находя-щейся в Америке.

Сведения, которые мне могли бы приводиться в работе, я сначала выписывала на отдельные карточки. Со временем стала их систематизировать по темам. При подготовке к занятиям, при составлении поурочных планов эти карточки всегда у меня под рукой.   А начинала я проводить такие упражнения просто с записи величин, без определенных заданий типа «уменьшить», «увеличить в..., на...», «выразить в других единицах» и т. д. Например, при изучении разрядов и классов, при решении примеров и задач, содержащих  единицы нескольких классов, учащимся предлагалось записать числа и величины:

1) Самая крупная страна в мире по территории — СССР. Площадь ее составляет
22 402 200 км
2.

2)        Самая длинная пещера находится в Америке, Длина ее — 530 000 м.

Ошибочно было бы думать, что использование многозначных чисел, географических названий, иностранных фамилий приведет к перегрузке учащихся. Нельзя забывать, что мы готовим их к обучению в средней школе, к жизни. Что касается географических названий, то именно в начальных классах мы начинаем прививать им навыки ориентировки на географических картах, чертежах, схемах. Эти сведения, по моим наблюдениям, вызывают, большой интерес. Чаще всего они удивляют детей. А то, что удивляет, поражает, всегда запоминается надолго. Зарождается интерес  к познанию, развивается память, мышление. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что влияет не только на их ум, но и на сердце. А это помогает решать задачи не только обучения, но и воспитания, в том числе и экологического воспитания.

Из книги рекордов Гиннесса

ЧЕЛОВЕК

Гиганты

Человек самого высокого роста — Габриэль Эставао Моньяне (род. 1944, Моньяказе, Мозамбик), чей рост составляет 245,7 см.  Вес — 189,6 кг.

Самой высокой женщиной является Сэнди Аллеи (род. 1955, Чикаго) из Ниагара Фоллз, Онтарио, Канада. 14 июля 1977 г. она перенесла операцию на гландах, остановившую ее дальнейший рост на уровне 231,7 см. Родившаяся весом 2,95 кг, она начала быстро расти уже во младенчестве. Сейчас она весит: 209,5 кг.

Карлики

Самым низкорослым является Нельсон де ла Роса (род. 1968), карлик из Санто-Доминго, Доминиканская Республика. 2 апреля 1987 г. его обследовал руководитель Доминиканской медицинской ассоциации, который обнаружил, что рост этого крошечного чуда равен 72 см, а вес лишь 6,81 кг (для сравнения: средний вес новорожденного — 3,4 кг).

Самые низкорослые

Самые низкорослые — это пигмейское племя мбути,'где средний рост мужчин 137 см, а женщин 135, а в некоторых группах средний рост еще ниже — 132 см у мужчин и 124 у женщин. Проживают в Заире.

Самые тяжеловесные мужчины

История медицины считает самым тяжелым Иона Бровера Миннока, родившегося  29 сентября 1941 г. на острове Бейнбридж, Вашингтон, США.... В 1963 г. при росте 185 см он весил 181 кг, в 1966 г.— 317 кг, в 1976 г.— 442 кг. В марте 1978, г  его срочно направили в университетский госпиталь Сиэтла. Понадобилась дюжина пожарников и импровизированные носилки, чтобы донести его от дома до парома. В госпитале для него соединили две кровати. Для того чтобы только его повернуть, понадобилось 13 человек. Консультант-эндокринолог доктор Роберт Шварц подсчитал, что в момент поступления в госпиталь Миннок должен был весить более 635 кг...

ЖИВОЙ МИР

Самый крупный тигр

Этого огромного, индийского тигра убил в северном Уттар-Прадеше Дэвид Г. Хейзингер из Филадельфии, США, в ноябре 1967 г. Его длина 3,22 м, вес 388,7 кг. Сейчас он выставлен в американском Музее естественной истории, Вашингтон, США.

Если приводимые сведения заинтересуют читателя и он будет использовать их во внеклассной работе или на уроке математики (при изучении величин, нумерации многозначных чисел, составлении задач и т. п.), необходимо здесь и далее представлять числовые данные в том виде, как это предусмотрено программой для начальной школы, например: 245 см 7 мм, 189 кг 600 г.—Ред.

Самый большой и самый тяжелый.

Самым длинным и самым тяжелым млекопитающим в мире, а также самым крупным животным, о котором знают, ученые, является голубой или желтовато-зеленый кит, также известный под названием кит-полосатик. Самой длинной особью считается самка кита, найденная на берегу Кампанья -Аргентина де Песка, Гритвикен, Южная Джорджия, в 1909 г.,. длина которой составляла 33,58 м. Другая самка, длиной 27,6 м, пойманная   советской китобойной флотилией «Слава» 20 марта 1947 г., весила 187 т. Ее язык весил 4,22 т, и сердце —698,5 кг.

Голубые киты могут плыть со скоростью 37 км/ч в течение 10 мин, если они сильно напуганы.

Новорожденный детеныш кита имеет в длину 6,5—8,6 м и весит до 2,95 т.

Самое быстрое морское животное

Самым быстрым морским животным является дельфин-касатка . 12 октября 1958 г. был обнаружен самец длиной 6,10—7,62 м, двигавшийся со скоростью 55,5 км/ч в восточных водах Тихого океана. Есть сведения о морских свиньях, мчавшихся со скоростью   55,5   км/ч   на   небольших   расстояниях.

Самое быстрое животное суши

Из животных суши быстрее всех преодолевает короткие расстояния (до 549 м) леопард, обитающий на открытых равнинах Африки, Ирана, Туркмении и Афганистана, способный развивать скорость 96—101  км/ч по относительно ровной поверхности.

Были сообщения об отдельных животных, якобы двигавшихся со скоростью 114, 135 и 145 км/ч, но эти цифры нужно считать преувеличенными.
Животное суши, быстрее всех преодолевающее большие расстояния (более 914 м) — Вилорогая антилопа, обитающая в западной части США. Есть данные об антилопах, которые пробегали расстояние в 6 км со скоростью 56. км/ч, 1,6 км со скоростью 67 км/ч и 0,8 км со скоростью 88,5 км/ч.        

Самый крупный - представитель семьи кошачьих

Самый крупный представитель семьи кошачьих, охраняемый законом,— длинношерстный сибирский тигр, известный также как амурский тигр. Взрослый самец в среднем имеет в длину 3,15 м (от носа до конца вытянутого хвоста). Высота в холке 99—107 см,  вес около 265 кг.

В  1950 г. в горах Сихоте-Алиня, Приморский край,   СССР,   застрелили   самца   весом   384   кг.

Самое маленькое плотоядное животное

Самым маленьким плотоядным суши является горностай (Mustela rixosa), который обитает в полярных районах. Его иногда называют карликовым горностаем. Различают четыре породы горностаев, самый маленький из них — пигмей (pugmaea) Сибири. Взрослые особи имеют длину 177—207 мм и весят от 35 до 70 г.

Кто больше всех ест

Больше всех в природе поглощает пищи мотылек Полифемус  (Antheraca polyphemus),  ветречающийся в Северной Америке. В первые 48 часов жизни он поглощает количество пищи, которое в 86 000 раз превышает его собственный вес при рождении. Если перевести эти данные на «язык людей», то оказалось бы, что только что появившийся на свет ребенок весом в 3,17 кг съедал бы 273 т пищи.

Рекорд высоты

Наибольшая высота, на которой могут летать птицы,— 8230 м. Именно на этой высоте пилот гражданского самолета обнаружил 30 лебедей-крикунов (Cugnus cugnus) 9 декабря 1967 г. над Гебридами, когда те летели из Исландии на зимовку в Северную Ирландию. Радарная станция гражданской авиации Северной Ирландии подтвердила эти сведения.

Самые летающие птицы

Самыми летающими из всех видов птиц считаются черные крачки (Sterna fuscata), которые могут находиться в воздухе в течение 3—4 лет после вылета из гнезда в постоянном состояний бессонницы до тех пор, пока они не вернутся на землю для воспроизведения потомства.

Самые крупные птицы

Самой крупной летающей птицей является дрофа кори, или nay (Otis Kori), обитающая в Восточной и Южной Африке. Некоторые самцы, застреленные в Южной Африке, весили до 18 кг.

Лебедь «мьют» (Cygnus olor), обитающий в Британии, может тоже достигать 18 кг; в Польше был зарегистрирован лебедь-самец весом 22,5 кг, который не мог летать.      

Самые мелкие птицы

Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри (Mellisuga helenae), обитающая на Кубе и острове Пайн. Взрослые самцы (самки несколько крупнее) достигают в длину 57 мм, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят они 1,6 г.

Самая мелкая морская птица — малый буревестник, который гнездится на множестве маленьких островков.в Калифорнийском заливе... Взрослые особи имеют в среднем в длину 140 мм и весят около 28 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланки проверочных работ по математике. 3 класс

Предлагается несколько бланков проверочных работ с различными формулировами для подготовки к итоговой работе за год. Проверка усвоения тем: преобразования; решения уравнений; нумерация; порядок действ...

Тематические контрольные работы по математике № 3, № 4, № 5, № 6 ( программа Л.Г. Петерсон, 2 класс). Итоговая контрольная работа по математике за II четверть.

Данные контрольные работы составлены по программе Л.Г. Петерсон 2 класс и соответствует требованиям ФГОС, т. к. имеет 4 уровня сложности (А, В, С, D).Для удобства учителей и родителей (они имеют возмо...

Бланки отчётов контрольных работ

Для составления  отчётов по контрольным работам удобно пользоваться бланками...

бланки контрольных работ

Предлагаются бланки контрольных  работ по математике, русскому  языку, для ппроверки техники чтения...

бланки контрольных работ

Предлагаются бланки контрольных  работ по математике, русскому  языку, для ппроверки техники чтения...

Бланки " Анализ контрольных работ"

материал предназначен для руководителей метод. объединений и учителей начальных классов...

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку в начальной школе...