урок математики на тему "Доли" по УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Цели: познакомиться с понятием «доля», со способом записи доли, нахождение доли фигуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doli.doc52.5 КБ
Office presentation icon doli.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая информация

Тип урока

изучение нового материала

Цели урока

познакомиться с понятием «Доля», со способом записи доли, нахождение доли фигуры

Задачи урока

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета;

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте учебника;

-фиксировать ее в таблице;

-проводить анализ и синтез объектов;

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока

- познакомятся с понятием «доли» как с обозначением деления предмета,  геометрической фигуры на равные части;

- научатся  называть доли, записывать,

- закрепят   умение самостоятельно анализировать и решать задачи, находить значения выражений

Необходимое оборудование и материалы

 полоски (по две на ученика), яблоки, таблицы (1 на парту),  круги  с долями.

презентация

 Конспект урока

Мотивация учащихся

     1. Орг. момент. Психологический настрой. 

- Ребята сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

                 -Доброе утро всем!
                 А теперь проверь, дружок,
                 Ты готов начать урок?
                  Все ль на месте, все ль в порядке?
                 Ручка, книжка и тетрадка?
                 Все ли правильно сидят?
                 Все ль внимательно глядят?
                 Пожелаем всем удачи –
                 За работу в добрый час.

    2. Актуализация знаний. 

 -А сейчас ребята откройте тетради и запишите дату и классная работа. На минутке чистописания мы будем писать цифры 2, 4, 6 . (Слайд 1 )

Что вы можете сказать про эти цифры?

- А теперь давайте проведем разминку для ума.

1 задание – нужно продолжить начатые фразы.(Слайд 2)

2 задание – вычислить значения выражений.(Слайд 3)

3 задание – пройти лабиринт. На воротах множители, а в центре произведение. (Слайд 4)

 - Молодцы!

        3. Мотивация к учению

- А теперь решите вот эту задачу.

Есть 45 грецких орехов. Пятая часть этого количества орехов нужна для украшения именинного пирога и ещё несколько орехов нужно для приготовления коржей и начинки. Хватит ли 45 орехов для приготовления такого пирога, если для теста и начинки нужно 40 орехов?     (Слайд 5)

- Кто может решить? Как? Хотите научиться решать такие задачи? Так вот, сегодняшний урок поможет вам  подготовиться к решению таких задач.

4. Формулирование темы и целей урока. 

- У меня есть яблоко. Какое оно? Еще? Еще?

- Что я с ним сейчас сделала? Еще как можно сказать?

- Да, я разделила на части или по - другому на доли.

- На сколько частей или долей я разделила яблоко?

- Одну часть яблока я даю Свете. Какую долю получила Света?

- Прочитайте вопрос на слайде.

(Слайд 6)

Как на языке математики записать, какую долю (часть) яблока я дала Свете?

- Можете вы на него ответить?

Практическая часть

 - Теперь возьмите полоски, которые лежат у вас на партах. Полоска целая?

- Согните их пополам. Затем еще раз пополам, разверните. На сколько долей разделили линии сгиба полоску?

- Заштрихуйте  одну долю полоски. Теперь прочитайте вопрос на слайде.

(Слайд 7)

Как на языке математики записать какую долю полоски ты закрасил?

- А на этот вопрос вы можете ответить?

Ребята, вы наверное уже догадались, какая сегодня тема урока?

(Слайд 8)

 Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? Какие цели поставим?

- Правильно.  Мы  познакомимся с  понятием «доли», будем учиться читать доли,  правильно записывать доли.                                                                                                                                                      Долгое время доли считались самым трудным разделом математики.   У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”,   что означает “попасть в трудное положение”.     Но сегодня мы с вами на уроке докажем,   что доли не                                                                                                                                                     смогут нас поставить в трудное положение.

Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная  на  поиск информации

Работа с таблицей.

-Предлагаю вам самостоятельно найти ответ на эти  вопросы в учебнике. Откройте учебник на  с.76

-прочитайте информацию в рамке,

- работая в паре,  заполните таблицу ( приложение)

(Проверка по образцу)

В жизни приходится делить целое на доли. Самая известная доля — это половина. Мы часто встречаемся с приставкой  пол-. Например, полкусочка, пол-яблока.

 Скажите, когда же появляются доли? Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части.

Доля — каждая из равных частей единицы. Название долей зависит от того, на сколько частей мы разделим целое. Разделили на две части, значит половина. На 3 части  - треть, на 4 части — четверть.

Любую долю можно записать с помощью натуральных чисел. Давайте мы  с вами рассмотрим - если целое разделили на 2 доли,  то тогда одну долю  можно записать так ½  - черта в этой записи обозначает знак деления.

Если мы разделили на 3 доли, то записываем так: 1/3.

Уже в древности люди пользовались долями. Для записи, например, в Китае использовали точку.       (1●5). А в Древнем Египте долю записывали вот так.  (показываю картинки)

 Потренируемся записывать доли. Для того, чтобы научиться записывать доли,  необходимо выполнить действие по алгоритму. Сначала надо пересчитать    на сколько  равных долей    разделено целое и записать это число под чертой. А затем посчитать, сколько долей закрашено и это число написать над чертой.    

Давайте попробуем.

 Первый прямоугольник  (показываю) разделили на 5 частей, значит число 5 запишем под чертой. А закрашена всего 1 часть . Поэтому пишем это число над чертой. Доля читается так: одна пятая.    

Второй прямоугольник (показываю) поделён на 9 частей. (записываем вместе с детьми)

Третий прямоугольник  (показываю) поделён на 10 частей. (записываем вместе с детьми)

     Современное обозначение долей  берет свое начало  в Древней Индии.  

Доли на Руси называли «ломаными числами».     В старинных инструкциях можно найти такое    название долей:

 1/2     называли половина или полтина

1/3  - треть

1/4-  четь

1/5 - пятина

1/7 - седьмина

1/10 - десятина

     

    5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Работа в тетрадях

6. Первичное закрепление

- Молодцы! Посмотрите на доску. Здесь изображены круги, они поделены на части. Вы должны определить, какую долю составляют закрашенные доли и записать их.

½, 1/3, ¼.

 Посмотрите на все эти доли. Что вы заметили?

- Правильно! Над чертой всегда единица, а под чертой – разные числа. Каким одним знаком можно заменить эти разные числа?

 Молодцы! Скажем так, формула нашей доли будет выглядеть так: ; где над чертой – число частей, которое мы взяли или закрасили, а под чертой - число частей на которое мы делим целое.

Работа в группах

   А сможете ли вы определить, какая это доля круга?

Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушивать друг друга.

3.Слушать других не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.

 (Детям предлагаю разные доли круга.)

Нужно определить, какая это доля круга.

(после нахождения )  Объясните, каким способом пользовались, для того, чтобы ответить на этот вопрос?

 7. Работа над пройденным материалом. 

- Откройте учебники на странице 77. Найдите задачу № 6а. Запишите в тетрадях № 6 а .

- Прочитайте условие задачи. Ира, прочитай задачу вслух.

- О ком говорится в задаче? О каких друзьях говорится в задаче?

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Как будет выглядеть схема задачи? На сколько частей разделим схему? Почему?

- Кто изобразит на доске? Кто ее заполнит? (Остальные работают в тетрадях)\

 Слайд 9

- Что найдем сначала? Что потом?

- Кто запишет на доске первое действие? Второе действие? Третье действие? Слайд 10

Проверьте решение.

1) 12+8 = 20 (д.) - школьн.

2) 12+20 = 32 (д.) - школьн. и из заповедника сказок

3) 36 — 32 = 4 (д.) - из космич. путешествий

Ответ:

- Молодцы! Что нужно сделать, чтобы правильно написать ответ?

- Запишите ответ.

Проверка и оценивание ЗУНов

Отметить тех детей, которые активно работали на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке

8. Рефлексия. Итог урок.

- Что нового вы узнали на уроке?

 Какое задание понравилось?

Что сегодня получилось?

 Над чем предстоит работать?

 Вернёмся к цели нашего урока.  Удалось нам достичь поставленную цель?

 Что понравилось сегодня на уроке, о чем расскажете дома?

Ребята, оцените свою работу с помощью смайлика.

 Слайд 11

Закончите предложения:

Я теперь знаю...

Я научился...

Сегодня на уроке я понял...

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Могу объяснить другим...

-Дети, а я все же хочу угостить вас яблоком. (показываю яблоко)

На сколько равных частей мне его надо разделить, чтобы каждый получил долю?

-Какую долю получит каждый?

-Но это очень маленькая доля. Я хочу все же  дать  вам четверть яблока.

-Сколько яблок мне нужно?

Домашнее задание

1.  По учебнику стр.77 № 5, № 6 б)

2. Попытайтесь решить задачу Слайд 12 (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 5 ноября. Классная работа. 2 4 6

Слайд 2

Разминка для ума Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно … неизвестный множитель нужно … площадь прямоугольника нужно… объём параллелепипеда нужно… периметр прямоугольника нужно… уменьшаемое нужно… делитель нужно…

Слайд 3

Вычислите: 30 • 3 12 •2 24 • 4 42 : 7 56 : 8 32 : 16 48 : 12 50 : 2

Слайд 5

Есть 45 грецких орехов. Пятая часть этого количества орехов нужна для украшения именинного пирога и ещё несколько орехов нужно для приготовления коржей и начинки. Хватит ли 45 орехов для приготовления такого пирога, если для теста и начинки нужно 40 орехов?

Слайд 6

Как на языке математики записать, какую долю яблока я дала Свете?

Слайд 7

Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

Слайд 8

Доли

Слайд 9

Схема задачи

Слайд 10

Решение задачи 1) 12 + 8 = 20 (д.) –школ. 2)12 + 20 = 32 (д.) –школ. и из заповедника сказок 3) 36 – 32 = 4 (д.) – из космич. путешествий Ответ:

Слайд 11

Закончите предложения Я теперь знаю... Я научился... Сегодня на уроке я понял... Мне было интересно... Мне было трудно... Могу объяснить другим... Я теперь знаю... Я научился... Сегодня на уроке я понял... Мне было интересно... Мне было трудно... Могу объяснить другим... Я теперь знаю... Я научился... Сегодня на уроке я понял... Мне было интересно... Мне было трудно... Могу объяснить другим... ... Могу объяснить другим...

Слайд 12

, сделав то только три разреза Я теперь знаю... Я научился... Сегодня на уроке я понял... Мне было интересно... Мне было трудно... Могу объяснить другим... ... ... Могу объяснить другим... Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики по программе "Школа 2100". 2 класс

Урок "Порядок действий в выражении" разработан в помощь учителям нач. школы....

Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"

Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

Проектирование уроков математики по УМК «Школа – 2100» на основе деятельностного метода

Школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является р...

Урок математики по программе "Школа 2100"

Тема "Закрепление умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное" Используются материалы поразвитию Космоса. Предоставлены индивидуальные карточки для обучающих с разноуровневым заданием....