Дидактические игры для формирования геометрических представлений
методическая разработка

Жанна Анатольевна Оконечникова

Дидактические игры для формирования геометрических представлений на уроках математики для детей с умеренной умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования геометрических представлений

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать мышление, внимание.

По образцу выложить в определённом порядке геометрические фигуры (например: красный круг, зелёный треугольник), назвать фигуры.

Дидактическая игра «Помоги утёнку»

Цель: совершенствование навыков счета; закрепление знаний о геометрических фигурах; формирование навыка игры по правилам: играть дружно и аккуратно, соблюдать очередность и оговоренные в начале условия игры.

        На полотно большого размера (стеновая панель) наклеены геометрические фигуры по цепочке. Ребёнок кидает кубик, передвигает фишку, называет фигуры и цвет.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

"Распознавание по форме"

Цель игры – сенсорное развитие, группирование по форме. Закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие внимания, восприятия. Расширение словарного запаса. Перемешайте геометрические фигуры и предложите ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.)

"Помоги найти"

Цель: - учить раскладывать фигуры на группы - закреплять геометрические фигуры Ход игры: Посмотрите как много разных фигур расположилось на полянке. Наши фигуры потерялись! Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме. Треугольники положим стопочкой друг на друга, так же сложим квадраты и круги.

Дидактическая игра «Подбери дверь к домику»

Цель: Учить детей зрительно обследовать, узнавать, соотносить и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть её.

        Дети берут по 2-3 домика, ведущий из коробки берет геометрическую фигуру и спрашивает: "У какого домика дверь? " Ребенок, к домику которого подходит дверь отвечает: "У моего домика дверь круглая или квадратная", берет геометрическую фигуру и накладывает на место двери. Побеждает тот, кто первым закроет двери своих домиков.

        Дидактическая игра «Билеты»

Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать мышление, внимание.

На карточках (билеты) наклеены по 3 различные геометрические фигуры, на других карточках (места) те же фигуры изображающие определённую фигуру. Игра "Билеты" универсальна. Можно использовать на занятии довольно часто, придумывая лишь новую мотивацию, и детям каждый раз будет интересно. Это могут быть билеты в театр, на поезд, самолет, автобус, машину времени, подводную лодку и т. д.

         Дидактическая игра «Мемори» (парные картинки)

В эту игру может играть любое число участников (обычно 5-6 игроков). В наборе парные карточки, с изображением геометрических фигур.

Дидактические задачи: Развитие зрительной памяти, закрепление знаний о свойствах фигур.

Игровые правила: действовать по очереди.

Игровые действия: игроки по очереди берут две карточки по одной, одинаковые карточки забирают себе, разные возвращают на место.

Ход игры:

Карточки нужно перемешать и разложить на столе картинками вниз. Дети по считалке устанавливают очередность хода. Первый игрок берет сначала одну карточку и переворачивает картинкой вверх, затем вторую так, чтобы видели все играющие. Называет фигуры. Если карточки оказались парными, то игрок забирает их себе и делает еще ход. Если карточки с разными картинками, то они возвращаются на место и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек. Следует обратить внимание детей на то, чтобы они внимательно следили за ходом игры. Ведь очень важно запоминать расположение карточек.

Развивающая игра «Геометрическое домино»

Цель игры: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур; развитие мышления, умение выделять свойство фигуры.

Игра представляете из себя набор карточек из белого картона. Карточка разделена на две части: с двух сторон наклеиваем цветное изображение геометрических фигур, разных по цвету, форме, величине. Количество карточек произвольное. При наклеивании цветных изображений фигур необходимо учитывать наличие в игре карточек с изображением одной и той же фигуры одного цвета, но разной величины.

Игры с геометрическими фигурами  (из «Геометрического сундучка»)

В играх используются 6 геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, треугольник, 10-ти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.

Всего 60 штук. Чтобы облегчить игру, можно уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур.

Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр, для настольных игр размер уменьшен в половину (5 х 5см) .

Игры 1 «Кто быстрее соберёт фигуры своего цвета»

Цель: Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры.

Ход игры: в игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 6 фигур каждого цвета. На столе лежат полоски 10 –ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Учитель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета, какого цвета им досталась полоска. По команде учителя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.

Игра № 2 «Кто быстрее соберёт геометрические фигуры»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить слышать задания педагога и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры.

Ход игры: на полу разбросаны геометрические фигуры. Всего 8 геометрических фигур: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, пятиугольник– эти фигуры десяти цветов. Дети делятся на пары.  Учитель даёт детям задание распределиться парами для игры, рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Воспитатель даёт парам задание:

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает пятиугольники,

6-я пара собирает прямоугольники,

 (Закрепить, какая пара что собирает) .

По сигналу учителя дети начинают выполнять задание. После игры учитель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и, просматривая их, проверяют правильность выполнения задания. Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

Игра № 3 «будь внимательный -1»

Цель: Развивать у детей умение выполнять задание по установке учителя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур.

Ход игры: на полу разбросаны фигуры: круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 6 штук каждого цвета. Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур.

Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд. Дети могут придумать название своей команде. Учитель даёт играющим задание: команда девочек собирает четырёхугольники (квадраты, прямоугольники), команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги) . Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания. Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.

Игра № 4 «Кто больше соберёт четырёхугольников»

Цель: Развивать у детей быстроту, умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.

Ход игры: на полу разбросаны геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, многоугольники – все эти фигуры 10-ти цветов. Учитель обращает внимание детей на то, что собирать фигуры надо по одной, ползать по полу на коленках запрещается. Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга. Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде учителя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур четырёхугольной формы.

«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник».

«Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т. д.

Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.

Игра № 5 «Будь внимательный -2»

Цель: Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.

Ход игры: на полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -60штук (6 различных фигур десяти цветов). Каждая девочка собирает: 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры. На выполнение задания даётся определённое время. Игра начинается после слов учителя: - Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети называют собранные фигуры, проверяют правильность выполнения задания.

Игра № 6 «Найди себе пару»

Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Ход игры: детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). По сигналу учителя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме).

Игра № 7 «Художники»

Цель: Развивать абстрактное мышление.

Ход игры: из геометрических фигур составить рисунок на заданную тему, придумать и построить из геометрических фигур различные образы и фигуры.

Игра № 8 "Составь пары"

Цель - подобрать фигуры одинаковые по цвету, или составь пару по форме.

Дидактическая игра « Угадай фигуру»

Цель:  закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.

Учитель  задает вопросы, дети отвечают. Например:1. Три угла, три вершины, три стороны. (треугольник) 2. Четыре стороны, четыре угла, все стороны равны (квадрат) .3. Четыре стороны, четыре угла, стороны попарно равны (прямоугольник) .4. Какую фигуру нельзя построить при помощи палочек (круг) и т. д.

Развивающая игра "Какая фигура исчезла? "

 На доске прикреплены карточки с изображением геометрических фигур. Вызванный ребенок внимательно рассматривает картинки и старается их запомнить,  затем он отворачивается, а учитель прячет одну из фигур. Ребенок поворачивается к доске и пытается узнать какая из фигур исчезла. угадав фигуру, произносит ее название и описывает ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».

В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...

Формирование геометрических представлений у младших школьников

В данной работе представлено выступление на областном семинаре "Формирование пространственного мышления школьников при обучении геометрии" в рамках реализации экспериментальной работы по данной теме....

Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью

Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью...

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

"Формирование геометрических представлений и изучения методики обучения геометрическим понятиям"

Данная презентация поможет учителю в работе над методикой работы с геометрическим материалом....

Формирование геометрических представлений у детей с нарушением зрения.

Статья посвящена формированию геометрических представлений у детей с нарушениями зрения....