Урок математики 4 класс "Сложение и вычитание чисел"
методическая разработка по математике (4 класс)

Голованова Ия Ивановна

Урок математики  4 класс  "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по математике  4 класс

Учитель: Голованова И.И.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся  по теме через использование технологии КСО.

Задачи:

      1.  Обеспечить формирование целостной системы знаний по теме. Систематизировать и обобщить знания,  при решении выражений используя письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

  1. Уметь применять самостоятельно ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия. Развивать у учащихся логическое  мышление, математическую речь, познавательные и творческие способности.
  2. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, культуру общения, ответственность за результаты собственной деятельности, коммуникативные умения  при работе в ППС, ПСС, МГ; патриотизм и любовь к малой родине.

Оборудование: карточки, проектор, алгоритм в ППС.

Знать:  

1. Таблицу разрядов и классов.

2. Алгоритмы  письменного сложения и вычитания.

               

Уметь:  

  1. Решать выражения  на  сложение и вычитание в столбик.
  2. Пользоваться алгоритмом.

Алгоритм:

  1. + или – единицы;
  2. + или – десятки;
  3. + или – сотни;
  4. + или – единицы тысяч;
  5. + или – десятки тысяч;
  6. + или – сотни тысяч;
  7. + или – единицы миллионов и т.д.

п/п

Содержание учебного материала

Управление деятельностью учащихся

1.

2.

2.1.

2.2

2.3

2.4

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

4.

5.

5.1

6.

7.

Организационный момент.

Цель: создать настрой на самоорганизацию.

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок
.

(Включить фильм о Нижневартовском районе)

Говорю на фоне фильма слова:

Птица ль с криком легла на крыло…

Дождь во мрак ли вползает тревожно.

В каждом звуке я слышу одно:

«Полюбить этот край - тяжело,

Разлюбить этот край  -  невозможно».

О каком крае идёт речь? (о нашем Нижневартовском районе) Молодцы!

 - Какое главное событие отмечал и продолжает отмечать Нижневартовский район? (80-летие района)

Наш урок  посвящен этому событию.

(Выключить фильм о Нижневартовском районе)

Включаю слайд Нижневартовского района.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Цель: актуализировать знания детей по теме и обеспечить принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Внимание на доску!

 Рассмотрите  числа:

170   289   400    33     225  230    163

  Р       О      Н     М      А      Ф       А

 - Запишите в тетради эти числа в порядке возрастания,  и вы узнаете каким способом мы будем передвигаться по нашему краю.

- Какое слово получилось? (марафон)

Включить слайд – ключ. Сверка со слайдом (над каждым числом – название поселка.)

33    163   170     225    230   289   400

 М      А      Р       А       Ф      О     Н

Оцените самостоятельно свою работу!

 - Кто справился, поднимите руку, поставьте на полях +. Молодцы!

 - Кто объяснит смысл этого слова? Марафон – это бег или кросс на длинные дистанции.

   - С 1921 году Международной Федерацией Лёгкой Атлетики была установлена дистанция марафона – она равна  42км 195 м.

 - У нас  сегодня на уроке -  виртуальный математический марафон. А начнётся он с Излучинска, и вы работали непросто с числами, эти числа показывают примерное расстояние от Излучинска до населенных пунктов.

 - Нашим проводником  в марафоне  будет всем известный хантыйский мальчик Югорка из книжки «Югоркины Горки» автор Е. Дорошко.

Чтобы не сойти с дистанции надо быть внимательными и старательными.  

    Мы отправляемся вместе с Югоркой из поселка Излучинск в  село Большетархово. В переводе с хантыйского языка «тарх» означает «журавлиный остров», отсюда и название села.

(на доске висит карта, на которой отмечена  дистанция).

 - Расскажите, с какими числами  мы работали? (с числами  класса, с многозначными числами)  

 - К какому классу относятся эти числа?

( к I классу, к  классу единиц)

 - Какие классы вы еще знаете?

(II класс – класс тысяч, III класс – класс миллионов, IV класс – класс миллиардов)

 - Какие действия вы выполняли с многозначными числами на предыдущих уроках? (сложение  и  вычитание)

Назовите тему нашего урока.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

-  С какой целью будем работать?

Обобщим знания по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

 Что должны знать по этой теме?

 1. Таблицу разрядов и классов.

 2. Алгоритмы  письменного сложения и вычитания.

  Что уметь?

 1. Решать выражения  на  сложение и вычитание в столбик.

   Молодцы!

Открыть на доске(знать – уметь).

Обобщение  и систематизация знаний и способов деятельности.

Цель: формировать целостную систему ведущих знаний по теме.

Следующая остановка -  поселок Ваховск.

Своим рождением поселок обязан нефтегазоразведчикам.

Нам нужно выполнить работу по карточке №1. Как будете работать?

(самостоятельно)

За доской контрольная пара, дети оценивают их работу.

Карточка №1

1) Исправь ошибку в карточке. Работай в карточке самостоятельно.

100.789

- 89.691

  10. 198  (11.098)

60.982

+5.074

65.056 (66.056)

 Сверка с доской. Оцените работу ребят.

 - Кто справился правильно, оцените себя. Встаньте, кто выполнил без ошибок. Молодцы!

 - В каких случаях можно допустить ошибку? (при переходе через разряд)

 - На какие знания опирались в работе? (на знания разрядов и классов, алгоритмов)

 

  Отправляемся в село Охтеурье. В переводе с хантыйского означает селение на протоке. Славиться разведением пушных зверей.

- А сейчас закрепим умения по теме, будем работать в ПСС – приём «Эскалатор».

 - Какие знания понадобятся в работе? (алгоритм работы в ПСС)

- Как будем работать? (дружно, слажено, тихо)

Работа в ПСС.

Алгоритм работы в парах.

1) Запуск на себя.

2) 1в – читает, 2 в – решает, объясняет.

3) Затем наоборот.

4) Меняются карточками.

5) Передвижение эскалатора.

 - Какие умения обобщили? (умения находить значения выражений на сложение и вычитание в столбик)

Молодцы, отлично!

Следующая остановка – Ларьяк. Это бывший районный центр, в переводе с хантыйского «народ с заливных лугов».

Подъезжая к Ларьяку с правой стороны крутой берег, местные жители считают его святой горой.

 - Перед нами появилось препятствие, в этой горе спряталось следующее задание. А ну-ка догадайтесь какое?

ВНЕ

АХН

РСИ

УКЕ

(Будем решать уравнение)

 - Возьмите конверты, достаньте содержимое и внимательно рассмотрите.

 - Вам дано уравнение, но его решение рассыпалось, помогите его собрать. Работайте в МГ.

- Какой компонент был неизвестен?

 - Как его нашли?

Проверка решения уравнения. Слайд

118.500-Х= 52500

Х=118.500- 52500

Х= 66000

118.500-66000=52500

52500=52500

66.000 кв. км  - это площадь лесов Нижневартовского района.

 - Какие знания помогли в работе?

Какие умения обобщили? Кто утвердился в своих знаниях, поднимите руки?

Молодцы!

 

Физминутка.

 У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Зайка- зайка забегай

Лапку мне давай!

Закрепление ЗУН по теме

Цель: закрепить умения составлять и решать составные задачи.

  Мы попали в деревню Чехломей. Здесь работает этнооздоровительный центр для детей и взрослых коренных национальностей Севера.

Внимание, на доску.

На доске пары слов (на разрезных полосках).

Охотник – снегоход

Рыбак – облас (хантыйская лодка)

Оленевод – нарты (упряжка)

- Что их объединяет (занятия коренных народов Севера)

 - Рассмотрите краткую запись. Составьте задачу, опираясь на пары слов.

1 день – 150км 620м

2 день - ? на 12км 240м меньше     ? км

 - Что известно в задаче?

 - Что нужно узнать?

 - Какого вида эта задача?  Почему?

 - Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

  У доски решает задачу 1 ученик с объяснением.

Решение.

1) 150 км 620 -12км 620=138км 380м – во 2 день.

2) 150 км 620м+ 138км 380м= 289 км  – за 2 дня.

На какую отметку работал ученик у доски? Оценивание (отметка).

289 км - расстояние от Излучинска до Соснового Бора, куда мы сейчас с вами отправимся.

Применение ЗУН в новых условиях.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями.

Следующая остановка – Сосновый Бор. Эта национальная деревня расположенная в удивительно красивом, почти   нетронутом человеком месте.

 

 - Хотите еще раз проверить свои силы, ЗУН?

- Возьмите карточку, рассмотрите её. С какой целью будем работать? По какой теме?

Инструктаж

1) Прочитайте задания.

2) Выберите задание, с которым справитесь.

 -  Кто выбрал 1 задание? Встаньте.

2? Встаньте. 3? Встаньте.

- Желаю выполнить работу на 5 и 4!

  - Начинайте работу.

   - У кого прогноз оправдался?

Молодцы!

Прошу сдать карточки для проверки. Я всем поставлю отметки.

 

Подведение  итогов. Оценка.

Цель: Анализ и оценка успешного достижения цели.

 - Мы попали  в село Корлики. Это самая удалённая точка на карте Нижневартовского района.

 - В переводе с Хантыйского – означает место болотного глухаря.

- По какой теме работали?

 - Какие умения обобщили?

 - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

Включить диск.

Мы вместе с Югоркой преодолели виртуальный марафон.  

- Какое у вас настроение?

 - Чем запомнился урок?

- Кого заинтересовала информация о нашем крае, обратитесь к книгам (на столе выставка книг).

Я благодарна вам за урок, мне было приятно с вами работать.

 - Завершив наш марафон, оцените себя, какого места вы достойны на ваш взгляд?

 - Я считаю, вы все заслуживаете медали.

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

 - Прикрепите медали на пьедестале успеха и получите сладкую медаль от меня в подарок!

Самоорганизация

Фильм

Диалог

Слайд 1- Нижневартовский район

Самостоятельная работа

Слайд 2 - марафон

Сверка по ключу

Самопроверка, оценивание.

Выяснение смысла слова

Показать книжку

Слайд 3- Излучинск

Слайд 4 - Большетархово

Наглядность - карта

Целеполагание

Слайд 5 - Ваховск

Контрольная пара

Самостоятельно

Сверка с доской

Самоосознание

Самоосмысление

Слайд 6 - Охтеурье

Карточки на парте.

Алгоритмы на партах

Работа в ПСС приём «Эскалатор»

Работа в тетрадях.

Слайд 7 - Ларьяк

Развитие мышления

Слайд 8 - гора

Работа в МГ

Самоосмысление

самоутверждение

Слайд 9 - уравнение

Слайд 10 - физминутка

Слайд 11 - Чехломей

Доска

Краткая запись на доске.

Составление задачи по краткой записи.

Развитие речи

Анализ задачи

Решение задачи с объяснением у доски.

Оценивание

Слайд 12 – Сосновый Бор

На столе карточка №2, которая состоит из заданий  разного  уровня сложности.

Инструктаж

Сверка по ключу.

Слайд 13 – Разноуровневые задания

Слайд 14 - Корлики

Итог урока

Выставка книг

Вывод

Включить слайд с мелодией – Нижневартовский район

Составила     И. И. Голованова

118.500 – Х = 66.000

Х  = 118.500  -  66.000

Х  =   52.500

118.500 - 52.500 =

66.000

66.000 = 66.000

Карточка №1  

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: доказать верно ли решены выражения на сложение и вычитание в столбик.

         100.789              60.982

         - 89.691             +5.074

          10. 198              65.056

  1. Работай в карточке самостоятельно.
  2. Исправь ошибки.

Карточка №2

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: умение решать уравнения

1 Объединись в группы.

2 Получи задание:

118500 – Х= 52500

3 Обсуди задание.

4 Вспомни взаимосвязь между компонентами. Реши уравнение.

5 Сверь с доской.

Работай в МГ по алгоритму

Карточка №3

Содержание деятельности

Управление деятельностью

Цель: умение решать выражения

1) Реши выражения в столбик.

   59325                90000

+  4409                 -4644

2) Сравни выражения, поставь знаки, выполнив и действия в столбик.

58 980+ 4 596    62860- 4696

  58 980               62860  

+ 4 596               - 4696

3) Вставь пропущенное число в выражении.

  +    39*0                    -  8053*        

        *75 *                      12*96

       6706                        **034

Спасибо за работу!

Работай в карточке самостоятельно.

Запиши Ф.И.

Фамилия_______________________

Имя___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Учебный предмет:    Математика   Класс: 2 «Б», общеобразовательный   Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.   Тип урока: урок...

Урок математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Урок - соревнование. Урок закрепление и совершенствование знаний и умений. Цель данного урока - это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по м...

Урок математики "Сложение и вычитание чисел 5 - 9" , 1 класс, УМК "Школа России"

1. Повторить состав чисел. 2. Развивать память, мышление, речь, внимание, логическое мышление. 3. Решать  задачи   изученных видов...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание чисел"

Основная цель: повторить и закрепить знания учащихся о сложении и вычитании чисел...

Презентация к уроку математики на тему: "Вычитание чисел с переходом через десяток"

Закрепеление знаний учащихся при вычитании чисел с переходом через десяток....

Урок математики- Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.-

Урок математики- Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.-...