Измерение и построение углов (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Гудкова Татьяна Анатольевна

Тип урока: Рефлексия.

Основные цели:

1) тренировать умение к измерению углов с помощью транспортира, сложению и вычитанию углов;

2) тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;

3) тренировать умение решать задачи на части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmerenie_uglov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата_____________________

  Этап урока и требования к нему

Ход урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности :

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

− Какое новое знание открыли на прошлом уроке? (Научились определять градусную меру угла с помощью транспортира.)

− Давайте на минутку вернёмся в прошлый урок, каких результатов вы добились? (…)

− Всё ли у вас получалось? (…)

− Чему посвятим сегодняшний урок? (Постараемся отработать умение измерять углы транспортиром.)

− Если будут встречаться ошибки? (Будем стараться преодолевать их вместе.)

− Надеюсь, что сегодняшняя работа будет успешной, и вы сможете разрешить вопросы, которые у вас остались по этой теме!

− Как вы сегодня будете работать? (…)

− По какому плану вы работаете на уроке самопроверки? (…)

− Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.)

− Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (С повторения.)

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Внутренняя позиция школьника (Л)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 

1) Организовать  актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

На доске пронумерованные эталоны.

− Откройте учебники и прочитайте задание 1 стр. 22, прочтите про себя.

− Что сначала надо сделать? (Измерить данные углы.)

− Расскажите, как будете измерять углы? (Учащиеся проговаривают алгоритм измерения углов и выполняют задание в книге:  АОВ = 40,  ВОС = 70,  СОD = 30.)

− Что нужно сделать в этом задании дальше? (Вычислить величину угла АОD и проверить с помощью измерений.)

− Как будете вычислять величину угла АОD? (Вспомним правило сложения и вычитания углов.)

− В чём оно заключается? (При сложении углов их градусная мера складывается, при вычитании – вычитается.)

− Выполните задание. (Один ученик комментирует с места: сумма углов равна 140, при измерении получили туже величину.)

− Что вы повторили? (Правила арифметических действий над углами, алгоритм измерения углов с помощью транспортира.)

− Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)

− А теперь закройте глазки, вспомните всё, что вы узнали об измерении углов. Не открывайте глаза, пока я вам не скажу.

Учитель в это время раздаёт детям листы с самостоятельной работой.

− Откройте глаза, перед каждым из вас лежит вариант самостоятельной работы. На её выполнение у вас есть 10 минут, не забудьте фиксировать номера эталонов, которыми вы пользуетесь.

По окончании времени, учитель выставляет на доску образец её выполнения.

− Время самостоятельной работы закончилось. Возьмите ручки и проверьте свои результаты по образцу, который вы видите на доске. Отметьте знаком «+» те задания, ответы которых совпали с образцом, а знаком «?» - задания, в которых у вас другой результат.

− Вы можете определить, в каком месте вы ошиблись, и по какой причине допустили ошибки? (Нет.)

− Что вам поможет определить место и причину ошибки? (Эталон для самопроверки.)

− А те, у кого ответы совпали с образцом, вам, зачем проверять себя по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход решение, оформление.)

− Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)

− Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)

Смыслообразование (Л).

Структурирование знаний (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П).

Мотивационная основа учебной деятельности (Л).

Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П).

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Волевая саморегуляция (Р)

III Выявление места и причины затруднения 

1) Организовать восстановление выполненных операций.

 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки. Учащиеся проверяют свои работы, подчёркивают место ошибки и определяют, в каком месте допустили ошибки.

Учитель на доске фиксирует допущенные ошибки.

– Сколько человек допустили ошибки в первом задании а), б), в) ? Во втором задании а) б)? – поднимите руки.

Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки.

– Вы определили место затруднения, что дальше? (Надо понять причину затруднения.)

– Почему возникло затруднение в первом задание?

Дети записывают номер шага алгоритма, который был нарушен в таблице в третьей графе.

С остальными заданиями проводится аналогичная работа.

Смыслообразование (Л).

Волевая саморегуляция (Р).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

Подведение под понятие (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения 

Организовать построение

проекта выхода из

затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

– У кого все задания решены правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)

Дети, у которых работа выполнена правильно, получают дополнительное задание  3, стр. 22,  5, стр. 23.

– Уточните цель своей дальнейшей работы те, кто выяснил, что есть затруднения. (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)

− Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм выхода из затруднения, эталоны.)

– Как будете исправлять свои ошибки? (Исправим ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки, решим аналогичные задания.)

Самоопределение (Л).

Постановка познавательной цели (П).

Построение речевых высказываний (П).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Познавательная инициатива (Р).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Планирование, прогнозирование (Р).

 Планирование учебного сотрудничества (К).

Разрешение конфликтов (К).

V Реализация построенного проекта 

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания

Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание для тренинга  2, стр. 22 и проверяют себя по образцу.

Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  классификация (П).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Поиск необходимой информации (П).

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).

Волевая саморегуляция (Р).

Познавательная инициатива (Р).

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П).

 Формулирование и аргументация своего   мнения и позиции в коммуникации (К).

 Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

 Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

 Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К).

 Управление поведением партнера (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи 

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

– Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. При решении, каких заданий было допущено больше ошибок? (...)

Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске.

– Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.)

Дети проговаривают шаги алгоритма или правила, на которые были допущены типичные ошибки, и заполняют четвертую графу таблицы.

На данном этапе учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу  2.

Учитель раздает самостоятельную работу  2

Выполните эти задания самостоятельно.

Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки. Дети заполняют пятую графу таблицы.

Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку.

Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных ошибок в самостоятельной работе  2.)

Волевая саморегуляция (Р).

Подведение под понятие (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Построение речевых высказываний (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Контроль (Р).

Коррекция (Р).

VII Включение в систему знаний и повторение 

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 − Те, кто работал с дополнительными заданиями, какие интересные факты вы обнаружили? (Есть вертикальные углы, что вертикальные углы равны, сумма смежных углов равна 180 градусам.)

− Те, кто не работал с дополнительными заданиями, я предлагаю дома выполнить №№ 3 и 5, стр. 22 – 23.

− А теперь повторим, как решать задачи на части.

12 стр. 24

Один ученик анализирует и решает задачу у доски.

 

Постановка познавательной цели (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Анализ, сравнение, классификация (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р).

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р).

Волевая саморегуляция (Р).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Выделение и формулирование проблемы (П).

VIII  Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 − Какова была цель этого урока? (Выяснить достаточно хорошо мы научились измерять углы с помощью транспортира.)

− Какую цель поставили перед собой те, кто допустил ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась, сделать работу над ошибками и решить подобное задание.)

− Какие задания вызвали больше всего затруднений? (..)

− Что нового узнали те, кто выполнял дополнительные задания? (…)

− Оцените свою работу, заполнив таблицу.

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.

Рефлексия способов и условий действия (П).

Внутренняя позиция школьника (Л).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамостоятельная работа по математике по теме "Измерение углов" 4 класс. Программа Л.Г.Петерсон

Проводится после изучения тем "Транспортир", "Виды углов" на уроке в течение 20 минут. Два варианта. Выполняется на распечатанном листе формата А4...

Конспект открытого урока по математике "Углы. Виды углов". 2 класс

Конспект открытого урока по математике "Углы. Виды углов". 2 класс...

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов"

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов". Урок разработан с учетом особенностей слабовидящих детей....

Конспект урока по технологии "Картон.Мера для измерения углов" 3 класс,УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: Картон. Мера для измерения углов.Цели деятельности учителя: знакомство с назначением картона, приемами разметки заготовки с помощью угольника.Планируемые резуль...

Протокол и анализ урока «Построение углов»

ПРОТОКОЛ и АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Построение углов»Автор(ы) учебника: Петерсон Л.Г.Класс: 4...

Технологическая карта к уроку математики в 4 классе по теме "Построение углов с помощью транспортира"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: сформировать умение пользоваться транспортиром при построении углов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихс...