Протокол и анализ урока «Построение углов»
материал (4 класс)

Соколова Ольга Дмитриевна

ПРОТОКОЛ и АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Построение углов»

Автор(ы) учебника: Петерсон Л.Г.

Класс: 4

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2133113a3813d99cfee0cb10be60016e_2.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ и АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Построение углов»

Автор(ы) учебника: Петерсон Л.Г.

Класс: 4

 

Цели урока (по программе): Сформировать умение строить угол по заданной величине, вывести алгоритм  построения углов. 

Предметные:

-сформировать умение строить углы с помощью транспортира.

-тренировать умение измерять и строить углы с помощью транспортира;

-тренировать умение определять цену деления шкалы координатной прямой и определение координат точек, расположенных на прямой, нахождение расстояний между точками по заданным координатам, тренировать вычислительные навыки

Метапредметные (укажите 3 группы УУД): 

Коммуникативные:

 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

– учет разных мнений

– использование критериев для обоснования своего суждения

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

- разрешение конфликтов

Регулятивные:

– контроль ;

– коррекция ;

– оценка ;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– контроль, коррекция, оценка

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– подведение под понятие ;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации ;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

– планирование ;

– выдвижение гипотез и их обоснование ;

– поиск необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.);

– установление причинно-следственных связей ;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поиско-вого характера на основе метода рефлексивной самоорганизации ;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– построение логической цепи рассуждений ;

– доказательство ;

Личностные:

– самоопределение;

– смыслообразование;

самооценка на основе критерия успешности.

Ход урока:

 

Этап урока (задача этапа)

Содержание этапа (деятельность учителя, деятельность учеников)

Методические приемы

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи:

1)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности – то, что и как надо делать («надо»);

2)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3)        устанавливаются тематические рамки («могу»).

 Учитель начинает урок с девиза «Всегда, везде и всюду - хочу, могу и буду» и объяснить, как они его понимают (ответы учащихся состояли в том, что они объясняли, что они хотят, что могут и что будут для этого делать).

 Словесные методы

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задачи:

1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4)фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении
пробного учебного действия или его обосновании.

Учитель задает вопрос: какие градусные меры углов вы не подчеркнули (учащиеся отвечают на данный вопрос, обосновывая свой ответ).

Исходя из данных выводов, учитель задает вопрос, а что же вообще такое градус (учащиеся отвечают на данный вопрос и обращаются к памятке на доске).

Далее предлагается работа в парах. (Ребята берут конверты со стола для выполнения парной работы, в которых находятся изображение углов, градусную меру которых нужно измерить и записать результат на планшетку. При выполнении задания, вспоминают, как нужно работать в парах.

Далее проходит проверка выполненного задания, в ходе которой выясняется, что в паре была допущена ошибка, им предлагается исправить свой результат, предварительно обратившись к памятке на доске по правильному измерению углов. После этого определяют градусную меру тупого угла.

После проверки идет опрос учащихся, кто каким эталоном воспользовался для более точного измерения.

Далее учащиеся совместно с учителям делают выводы, что они повторили при выполнении данного задания.

Словесные методы

Наглядные методы: наблюдение.

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

Принцип «деятельности»

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Выявление места и причины затруднения.

Задачи:

1)проанализировать выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

2)выявить и зафиксировать причину затруднения – тот общий способ действия,
которого недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа во обще.

Учитель дает детям задание начертить угол с определенной градусной мерой.

Дети выясняют, что учитель дал им пробное действие.

Учитель предлагает детям представить, что они начали выполнять данное задание, и задает вопрос, с какими проблемами при выполнении задания могли бы столкнуться дети (дети высказывают мнение).После этого учитель выводит на слайд примеры затруднений и предлагает детям написать номер карточки затруднения. Выясняют почему могло возникнуть то или иное затруднение, тем самым учитель подводит учащихся к изучению новой памятке по построению углов в определенной градусной мере.

Метод пробного действия

– поиск и выделение необходимой информации (П);

Словесный метод

Метод наглядности 

Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи:

Составить проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ достижения цели, строят план действий, прогнозируют его сроки и результат.

Ставят цель при помощи  карточек, представленных на слайде.

Формулируют тему уроку.

Учитель предлагает учащимся выход из затруднения с помощью построения плана действий.

Анализируют шаги алгоритма, собирают его и далее учатся применять.

Работа в группах по плану. Каждая группа представляет свой план действий по шагам.

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений (К);

разрешение конфликтов (К).

Словесный метод, наглядный и практический метод

Принцип психологической комфортности

Методический прием: анализ

Реализация построенного проекта.

Задачи:

учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется его значение решения математических задач.

Далее учащиеся совместно возвращаются к проблемной ситуации «построение угла», и пошагово по правильно построенному плану чертят угол с определенной градусной мерой. (дети озвучивают план, учитель показывает построение угла у доски).

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поиско-вого характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

- сформировать умение строить углы с помощью транспортира.(ПР)

Практический метод

Принцип творчества

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задачи:

решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух.

Работа по учебникам на стр. 31. В парах учащимся необходимо начертить два угла по алгоритму. ( Проговаривают друг другу алгоритм выполнения действий). Проверка выполненного задания по эталону.

После проверки еще раз проговаривают алгоритм, с целью закрепления и не допущении ошибок в дальнейшем, а так же для подготовки учащихся к дальнейшей самостоятельной работе.

– выполнение действий по алгоритму (П)

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-тренировать умение измерять и строить углы с помощью транспортира;

-тренировать умение определять цену деления шкалы координатной прямой и определение координат точек, расположенных на прямой, нахождение расстояний между точками по заданным координатам, тренировать вычислительные навыки (Пр)

Практический метод

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи:

учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их само-проверку, пошагово сравнивая с эталоном (образцом), выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, ко-торые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Дети совместно с учителем определяют, какие качества и знания помогут при выполнении самостоятельной работы.

Учащиеся выполняют по учебникам самостоятельную работу. Самопроверку по эталону. Выявляют и корректируют допущенные ошибки, используя памятку.

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Принцип психологической комфортности

Практический метод

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи:

фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Подведение итогов уроков Выясняют, где еще могут пригодится полученные знания.

Записываю домашнее задание. Возвращаются к целям поставленным в начале урока, выясняют добились ли они этих целей.

Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности при помощи карточек.

Принцип моделирования

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);

Словесный метод 

Анализ урока математики

На этапе мотивации учитель настраивает учащихся на дальнейшую работу, с помощью девиза «Всегда, везде и всюду - хочу, могу и буду», благодаря этому у учащихся актуализируются требования со стороны учебной деятельности – то, что и как надо делать («надо»);

создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);устанавливаются тематические рамки («могу»).

Цели урока определялись совместно с детьми. На уроке присутствовала письменная и устная работа.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии учитель использует принцип деятельности, учащимся знания давались не в готовом виде, им нужно было с помощью учителя в процессе работы в парах повторить уже раннее изученный материал, и далее, переходя на следующий этап, выйти из проблемной ситуации.

Далее, работая, в группах ребята составили алгоритм построения углов, воспроизводили своими словами алгоритм и  научились на уроке выполнять действие построения углов.

Так же на уроке учитель использует принцип психологической комфортности.

Дети анализируют свою работу, говорят о применении своих новых умений в окружающей жизни (принцип целостного представления о мире), строят самооценку своей деятельности.

 Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Учитель использует на уроке следующие приемы: анализ (учащиеся анализировали свою деятельность, проводили сравнение составленных алгоритмов по построению углов, находили верный), сопоставление, словесный (рассказ, беседа), наглядный (учитель на этапе реализации построенного проекта, учитель наглядно под диктовку алгоритма учащихся, показывает, как нужно строить угол), практические методы, элементы проблемного обучения (создание проблемной ситуации на уроке), дифференцированный подход к обучению.

Учитель на уроке использовал ИКТ: было применение презентации. Слайды, выполненные учителем, несли различную смысловую нагрузку: организационную, мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. ИКТ на данном уроке необходимо в качестве дополнительного средства, который помогает учителю закрепить математические навыки в построении углов.

На уроке шла работа по развитию УУД учеников (коммуникативных, личностных, регулятивных).
В конце урока была проведена рефлексия при помощи карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Углы. Виды углов" во 2 классе

Путешествуя по Стране Геометрия, учащиеся выполняют разные задания и знакомятся с новыми понятиями "угол", "острый угол", "тупой угол", "прямой угол"....

Измерение и построение углов (4 класс)

Тип урока: Рефлексия.Основные цели:1) тренировать умение к измерению углов с помощью транспортира, сложению и вычитанию углов;2) тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе р...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов"

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов". Урок разработан с учетом особенностей слабовидящих детей....

Технологическая карта к уроку математики в 4 классе по теме "Построение углов с помощью транспортира"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: сформировать умение пользоваться транспортиром при построении углов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихс...