Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Елена Владимировна Хабарова

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

                                                     Предисловие.

Технология развития критического мышления в процессе обучения младших школьников

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. 

          Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

 Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

  • понимать прочитанное и услышанное;
  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • писать, чтобы учиться;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
  • использовать полученные знания в жизни.

           Это достигается с помощью:

                       - планирования активных уроков;

                       - создания тематических блоков;

                       - разработки методов аутентичного оценивания, чтобы можно было оценить и результат, и процесс учения.

      Технология критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов  –  Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания  по данной теме или проблеме;

2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности;

3)  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

1) получить новую информацию;

2) осмыслить её;

3) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

2) присвоение нового знания, новой информации учеником;

3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

                      Фрагмент урока математики. 3 класс.

Тема: «Умножение суммы на число». (Постановка учебной задачи).

I. Стадия вызова.

У:– Рассмотрите записи на доске. Как бы вы их назвали? Распределите их в 2 группы по какому-либо признаку. Как? (Табличные и внетабличные случаи умножения) Какое ещё задание могли бы предложить? Вычислите значение выражений.

7 9             24 3

12 5           6 7

8  8             422

 -  Закончили работу. Проверяем. Назовите значение произведений 1 столбика (учитель записывает ответы на доске).

7  9 = 63         24  3=?

6  7 = 42         12  5=?

8  8 = 64         42  2=?             - Почему эти случаи вызвали затруднения?  Какие это случаи?  (умножение не круглого двузначного числа на однозначное).

   - А кто вычислил значение этих произведений, поднимите руку? Почему не все справились, почему эти случаи вызвали затруднения?  (не изучали ещё).  Так чему же мы теперь будем учиться, какую УЗ поставим? (Учитель записывает на доске в правом углу вверху   243  ).

 «Мозговой штурм», «Дискуссия».

  - Послушаем, как рассуждали те дети, которые вычислили значение выражений. (Все детские предложения выслушиваются и записываются учителем на доске).

Возможные предложения:

  1.  3= 24+24+24=72

20  3; 43;   60+12=72  - Оцените рассуждения, докажите, что они верны.

- А какой вопрос вы бы задали? (Откуда взял числа 20 и 4, ведь дано число 24?)  24 заменили суммой разрядных слагаемых и эту сумму умножили   на 3          24  3= (20+4)  3= 20  3+3  3

 - А умеем ли мы умножать сумму на число? (нет) Так какого же нам знания недостаёт, с каким свойством мы должны познакомиться? А для чего нам нужно знать это свойство? (Чтобы решить новую учебную задачу: научиться умножать двузначное число на однозначное).

II. Стадия осмысления.  - Итак, рассмотрим свойство умножения суммы на число.

-  Рассмотрите рисунок на доске. Что вы видите?

- Как расположены кружки? (рядами)

- Какие кружки и сколько их в первом

   горизонтальном ряду?

- Как это запишем? ( 4+2)

- А сколько таких рядов? (3)

- Как узнать, сколько всего кружков

  на рисунке? (4+2) 3

- Прочитайте выражение. Вычислите его значение известным вам способом.

   (4+2)  3=6  3=18

- А как по-другому можно подсчитать, сколько всего кружков на рисунке?

(Можно посчитать, сколько красных и сколько зелёных, потом эти числа сложить).

4  3+2  3    (знак + появляется последним)=12+6=18

- Сделайте вывод, как же сумму умножить на число?

Прочтём в учебнике стр.6.  Запишем свойство в общем виде – с помощью букв и знаков действий (могут сами дети или учитель под их диктовку на доске).

(а + в)  с = а  с + в  с    -   это распределительное свойство умножения

- А для чего мы должны знать это свойство? (чтобы научиться умножать двузначное число на однозначное)

Возвращаемся к первому заданию и записываем подробно:

  1.  3=(20+4)  3=20  3+4  3=60+12=72
  1.  5=(10+2)  5=10  5+2  5=50+10=60

42   2=(40+2)  2=40  2+2  2=80+4=84

Каким свойством пользовались?

III. Стадия рефлексии.

 – Закрепим полученные знания. Работа в парах.

Задание: - Ещё раз проговорите друг другу способ действия (пошагово) при умножении двузначного числа на однозначное. Выполните №1 стр.8, 1и 2 столбики, поочерёдно объясняя друг другу, как вы рассуждаете. Приготовьтесь рассказать всему классу.

- Итак, слушаем пару…..

(«Взаимообучение». Дети выделяют шаги: 1. Заменим двузначный

                                                        множитель суммой разрядных слагаемых.

                                                                         2. Воспользуемся свойством

                                                        умножения суммы на число.

                                                                        3. Вычислим значение выражения).

- Выполните №1 стр.8 до конца самостоятельно. Проверяем. Кто не ошибся? Молодцы. Кому пока ещё трудно? Над чем будете работать? Пока на уроках можете обращаться за помощью к соседу по парте или к учителю.

-Что нового узнали на уроке? Какую учебную задачу решали?

- Заполните карточку «Как я оцениваю свое участие в уроке?» по 5-балльной системе:

1) Был ли я активен на уроке?   1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал?    1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи?   1 2 3 4 5

Примечание.

         В ходе изучения и применения методов и приёмов ТРКМ  на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

                                               I. Стадия вызова:

«Кластер»,        «Загадка», «Мозговой штурм», «Отсроченная догадка».        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация».

«Да – нетка», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»,

«Дискуссия», «Проблемный вопрос».

II. Стадия осмысления:

«Зигзаг», «Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний»,        

«Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»,

метод «Думательных шляп», «Кластер»,«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал».

III. Стадия рефлексии:

«Синквейн»,  «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе»,

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Использование современных педагогических технологий возможно в широком спектре предметов. Данная статья рассматривает их использование на уроках математике в начальной школе....

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Данная статья посвящена использованию современных педагогических технологий на уроке математики....

Использование современных педагогических технологий на уроках математики . Многозначные числа. Разряды и классы.

Практическое использование современных технологий на уроке математике при изучении темы "Многозначные числа. разряды и классы" в 4 классе....

Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе

В этой статьерассказывается  о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученик...

Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе

в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...