Урок математики в 1 классе "Табличное вычитание" ОС "Школа 2100"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Алешкова Светлана Викторовна

Урок разоаботан с использованием  сервисов Web 2.9

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_mateatiki_1_klass_aleshkova_s.v.zip874.44 КБ

Предварительный просмотр:

Алешкова С.В.

учитель начальных классов

МОУ  «СОШ с.Багаевка

Саратовского района

Саратовской области»

Табличное вычитание

Цель: Создание условий для овладения учащимися приёмами вычитания с переходом через разряд.

Задачи урока:

1. Образовательная: познакомить с приёмом вычитания   с переходом через разряд.

2. Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, делать выводы;  навыки работы с компьютером и сервисами Web 2.0

3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Краткая аннотация. В ходе урока учитель создаёт для учащихся такие условия, в которых дети получат возможность:

  • Выполнять действие вычитания с переходом через разряд в пределах 20  при помощи таблицы сложения.
  • Составить алгоритм вычитания с переходом через разряд.
  • Выполнить задания на вычитание, используя новый приём.
  • Решить простые задачи при помощи схем.

На уроке будут формироваться навыки оценочной деятельности учащихся. 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Могут понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • Могут объяснить, для чего нужно изучать математику, где пригодятся эти знания.
  • Испытывают желание оказания помощи в обучении товарищам, персонажам урока.
  • Проявляют интерес к новым знаниям.
  • Работают в команде.
  • Вносят свой вклад в работу для достижения общих результатов.
  • Понимают и оценивают свой вклад в решение общих задач.

Метапредметные результаты:

Регулятивные  универсальные учебные действия:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение  на основе работы с материалами учебника.
  • Работать по предложенному учителем плану, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Освоение начальных форм  личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять выражения на основе простейших математических моделей .

Коммуникативные универсальные учебные действия:  

  • Формирование умений донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.
  • Выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • Объяснять приём вычитания чисел с переходом через разряд при помощи графической модели.
  • Применять новые способы вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 20.
  • В процессе вычислений осознанно следовать алгоритму вычитания  в пределах 20.
  • Решать простые задачи,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры компьютерного класса.

Cредства обучения, в том числе средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов:

  • Элементы проблемно-диалогической технологии (постановка проблемы, подводящий диалог, создание на уроке учебной ситуации, побуждающей к действию)
  • Элементы технологии оценивания учебных успехов (Таблица формирующего оценивания, линейка оценивания)
  • Элементы технологии РКМ;
  • Печатные средства обучения учебник Т.Е.Демидова. С.А.Козлова, А.П.Тонких Математика 1 класс.
  • Деятельностный метод (составление алгоритма вычитания, решение , получение нового знания)
  • Моделирование: Составление алгоритма вычитания чисел с переходом через разряд.
  • Формы работы: фронтальная, парная.
  • Элементы сетевой технологии (готовность к планированию своей деятельности на уроке, к взаимодействию с одноклассниками ,презентация к уроку; интерактивные задания http://learningapps, тестовые задания формы https://docs.google.com  в том числе и в печатном варианте.

Дидактические материалы:  Листы оценивания по теме"Таблица вычитания с переходом через разряд", Линейки оценивания_математика 1 класс "Табличное вычитание",тестовое задание для Самостоятельной работы, маршрутные листы групп.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Ожидаемые результаты: наличие мотивации у детей к урокам математики.

Учитель: Прозвенел звонок весёлый

Вы к уроку все готовы?

А теперь сосед по парте

Ждёт ответа твоего:

Как считаешь ты

К уроку всё готово у него?

(Проверяют готовность к уроку соседа по парте)

Посмотрели?

Оценили?

Дали дружеский совет?

А теперь пора ребята,

Дать на мой вопрос ответ.

Учитель демонстрирует Слайд 1.

Учитель: С кем же встреча всех нас ждет?

Ученики: Буратино  и его друзьями.

Учитель. Вы узнали мнение Мальвины о способностях Буратино к математике. Как вы считаете, она права?

Ученики. Нет. Всё знать и уметь невозможно, поэтому человек должен учиться всю жизнь и развивать свои способности.

Учитель: А вы готовы помочь Буратино развить математические способности?

Ученики объявляют о готовности.

Учитель: Тогда вам нужно вспомнить: что учились делать на предыдущем уроке?

Ученики: вычитали числа в пределах 20 с переходом через разряд.

Учитель: Что помогло нам вычитать числа в пределах 20?

Ученики: Таблица сложения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Учитель: Вы знаете о том, что Буратино поджидало много опасностей на пути к заветной дверце в коморке Папы Карло. Я предлагаю отправиться в путешествие группами. Как вы считаете, сможете ли вы справиться со всеми заданиями?

Ученики.  Да.

Учитель. Что вам для этого понадобится?

Ученик.  Внимание, умение работать в группе быстро и дружно.

Комментарий :

Дети объединены в группы по 3-4 человека. Каждая группа работает на компьютере с выходом в Интернет с заранее приготовленными вкладками Диска Google и приложением презентацией PowerPoint. Дети открывают вкладку  Презентация Слайд 3.Находят номер своей группы, переходят по ссылке на свою вкладку Диска Google «Маршрутный лист  команды».По ходу урока каждая группа выполняет задания маршрутного листа . На прохождение заданий даётся определённое время. После выполнения каждого задания ученики имеют возможность проверить выполнение заданий, переходя по ссылкам на вкладки с листами Проверки. После самопроверки заданий учитель задаёт вопрос вопросы на понимание выполняемых заданий.

Учитель (после выполнения первого задания): Что мы сейчас повторили?

Ученики: Нумерацию двузначных чисел в пределах 20.

Учитель: Справились вы с этим заданием? Отметьте в листе с Линейкой оценивания, знаете ли вы нумерацию чисел.

Учитель (после выполнения второго задания): Что мы сейчас повторили?

Ученики: Как можно записать число в виде суммы разрядных слагаемых.

Учитель: Справились вы с этим заданием? Отметьте в листе с Линейкой оценивания, можете ли вы представить в виде суммы разрядных слагаемых числа.

Учитель (после выполнения третьего задания): Что мы сейчас повторили?

Ученики: Как можно записать основные равенства для записи в виде суммы разрядных слагаемых.

Учитель: Справились вы с этим заданием? Отметьте в листе с Линейкой оценивания, знаете ли вы нумерацию чисел

Учитель (после выполнения четвёртого задания): Что мы сейчас повторили?

Ученик. Состав числа 10.

Учитель. Для чего нужно знать состав любого числа?

Ученик. Чтобы быстро считать.

После того, как учащиеся оценят выполнение последнего задания, учитель предлагает открыть вкладку с Презентацией , Слайд 4.Мальвина задала Буратино задание решить примеры.

Учащиеся читают примеры

Учитель. Как вы думаете, о чём пойдёт речь  на сегодняшнем уроке?

Ученики: О новом приёме вычитания.

Учитель: Верно. Мы познакомимся с новым приёмом вычитания.

Слайд 5.

Учитель: Как бы вы нашли значение этого выражения?

Ученики вспоминают, что на прошлом уроке они находили значения аналогичных выражений: 15 разбили на числа 7 и 8, затем из целого вычли одну часть (15 – 7), получили вторую часть – 8.

Учитель: Как по-другому можно из 15 вычесть 7?

Дети могут, как ответить, так и не ответить на вопрос учителя. От ответа будет зависеть следующая реплика учителя.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Учитель: Откройте учебник на стр.30.Посмотрите внимательно на запись в №4.Расскажите, как нашли значение этого выражения.

15-7=15-5-2=10-2=8

Ученик: В этом выражении 7 вычитали по частям. 7 –это 5, да ещё 2.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель: Почему из 15 вычли сначала 5, затем 2?

Ученик: Если из 15 вычесть 5, то получится круглый десяток – из него удобнее вычитать оставшуюся часть.

Учитель: Как называется  компонент при вычитании?

Ученик: Вычитаемое.

Учитель: На какие части разбили вычитаемое в первый раз?

Ученик: На 7 и 8.(Состав числа 15).

Учитель: А во второй раз?

Ученик: На удобные 5 и 2.

Учитель: Какой  приём вычитания удобнее первый или второй?

Ученики: Второй.

Учитель. Какое задание сейчас выполняли?

Ученик: Нашли новый приём вычитания числа по частям, разложили на удобные части 5 и 2, чтобы получился круглый десяток и из него вычли оставшуюся часть от числа 7.

Учитель: Кто сможет объяснить новый приём своим товарищам?

Физминутка с Буратино:

Мы трудились, отвечали

И немножечко устали.

Головами покачали,

На разминку дружно встали

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Раз! Попрыгали на месте.

Два! Руками машем вместе.

Три! Прогнули дружно спинки,

Посмотрели на ботинки.

А теперь! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель предлагает выполнить задание № 5 стр.30.9(фронтальная работа).

Вызываются по одному учащемуся от каждого ряда. Комментируют и записывают выполнение задания на доске.

Учитель. Какое задание сейчас выполняли?

Ученик: Объясняли новый приём вычитания числа по частям.

Составляется алгоритм приёма вычитания:

1.Разложили число на удобные части.

2.Вычли число, чтобы получился круглый десяток.

3. Из круглого десятка вычли оставшуюся часть от числа .

Учитель: Можете теперь в листах Линейка оценивания поставить себе оценку за новый приём вычитания.

Учащиеся выставляют оценку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельно решение примеров № 6 стр.31 по рядам. После выполнения задания предлагает выполнить проверку по эталону.

Учитель: Какое задание выполняли? Что необходимо было сделать? Кто выполнил работу без ошибок? У кого были одна или 2 ошибки? Что учились делать сейчас?

Ученик: оценивать выполненное задание по образцу.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Учитель предлагает учащимся по открывающейся вкладке выполнить тестовые задания по теме «Табличное вычитание в пределах 20». Поскольку в классе есть дети, которые мало знакомы с компьютером, то задание используется и в распечатанном варианте.

Учитель: Вы выполнили много заданий. Возьмите Лист оценивания  по теме  “Таблица вычитания в пределах 20 с переходом через разряд”.Оцените свою работу по теме.

Учащиеся закрашивают ячейки нужным цветом.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель.  Вы сегодня хорошо поработали. Что нового узнали, чему научились?

Ответы детей.

Учитель: Положите перед собой листы Линейка оценивания и отметьте свой «рост»по десятибалльной шкале линейки в конце урока.

Учащиеся заполняют таблицу.

Учитель: Оцените своё настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик в личном Дневнике учащегося.

Приложение 1.

Алешкова С.В.., математика,  1 класс

Линейка оценивания по  теме “Табличное вычитание”

Проверь, насколько ты “вырос(ла)”.

  На этом уроке ты узнал(а) новое, чему-то научил(а)ся(ь). Оцени по шкале в 10 баллов твои знания по математике по теме «Таблица вычитания с переходом через разряд» в  начале и в конце  урока:

Оценка в начале урока (в баллах от 0 до 10)

Оценка в конце урока (в баллах от 0 до 10)

Нумерация чисел в пределах 20

Разбиение чисел на разрядные слагаемые в пределах 20.

Запись суммы разрядных слагаемых ,используя основные равенства.

Состав чисел в пределах 10.

 Приём вычитания с помощью таблицы сложения

Решение задач на  приём вычитания по частям

Применение приёма  вычитания по частям

Я могу работать в группе, выполнять задания вместе с товарищами.

Приложение 2.

Лист оценивания  по теме  “Таблица вычитания в пределах 20 с переходом через разряд”

 Фамилия, имя _____________________________________________

Я умею вычитать числа в пределах 20 с помощью таблицы сложения

Я смогу  вычесть  числа в пределах 20 с помощью соседа  по парте или учителя

Я пока  не умею вычитать числа в пределах 20 .

Я умею применять алгоритм для вычитания чисел с переходом через разряд

Я умею применять алгоритм для вычитания чисел с переходом через разряд с помощью соседа по парте или учителя

Я пока не могу  умею применять алгоритм для вычитания чисел с переходом через разряд

Я могу решать задачи на изученный приём вычитания чисел с переходом через разряд

Я могу решать задачи на изученный приём вычитания чисел с переходом через разряд

 с помощью соседа по парте

Я пока не могу решать задачи на изученный приём вычитания чисел с переходом через разряд

Возьми лист оценивания, выбери  ответ, закрась нужную ячейку в таблице так:

- у меня  всё получилось

- у меня не всё получилось, мне нужна помощь соседа или учителя

-мне пока трудно выполнить такие задания

Приложение 3.

Табличное вычитание в пределах 20.

1.Вычисли с помощью таблицы сложения

* Обязательно

Начало формы

17-9 *

Примени таблицу сложения.

  •  10
  •  7
  •  8

11-3 *

  •  7
  •  10
  •  8

14-8 *

  •  10
  •  6
  •  7

2.Реши задачу Пети , примени, если возможно изученный приём: *

Петя и Вова собирали коллекцию марок.Петя собрал 11 марок. Это на 6 марок больше, чем собрал Вова. Сколько марок собрал Вова?

3.*Подбери выражение для решения задачи Кати : *

Петя и Катя собирали летом лекарственные травы. В июне они собрали 6 кг лекарственных трав, а в июле - 5 кг. Сколько килограммов трав собрала Катя, если Петя собрал 7 кг?

  •  6+5-7
  •  6-5+7
  •  6+5+7

Твоё имя *

запиши своё имя

Литература:

1.Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких Математика Учебник для 1 класса ч.3.-М.Баласс;Школьный дом-2011

2.Планирование учебной деятельности .Начальная школа. Математика 1 класс. Поурочные планы Изд.Учитель.

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики по программе "Школа 2100". 2 класс

Урок "Порядок действий в выражении" разработан в помощь учителям нач. школы....

Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"

Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

Проектирование уроков математики по УМК «Школа – 2100» на основе деятельностного метода

Школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является р...

Урок математики по программе "Школа 2100"

Тема "Закрепление умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное" Используются материалы поразвитию Космоса. Предоставлены индивидуальные карточки для обучающих с разноуровневым заданием....