Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для 2 класса
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Cарсалиева Дарига Максотовна

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики .  В основу рабочей программы   положена авторская программа, разработанная В.Н.Рудницкой (Сборник программ «Начальная школа XXI века».дораб.и доп.- – М.: Вентана-Граф, 2011 .)                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_zanimatelnoy_matematike.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики .  В основу рабочей программы   положена авторская программа, разработанная В.Н.Рудницкой (Сборник программ «Начальная школа XXI века».дораб.и доп.- – М.: Вентана-Граф, 2011 .)                                                  

На изучение предмета «Занимательная математика»  во 2  классе  выделяется  33 часа   (1 ч в неделю).

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

             Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

             Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

             Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

           Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  ребус  или  самая  элементарная  головоломка.  

Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями; 
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  • доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
  • актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики,  стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся;
  • научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
  • системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
  • практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
  • мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;

.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

Наименование раздела

Всего часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1ч.

2

Занимательные задачи

10ч.

3

Числа и операции над ними

8ч.

4

Учимся отгадывать ребусы

3ч.

5

Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика»

2ч.

6

Олимпиады, конкурсы

3ч.

7

Наглядная геометрия

3ч.

8

Жизнь замечательных людей

2ч.

9

Подведение итогов

1ч.

Итого

33 часа

4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)

Тема урока

Количество часов

Дата провед.

Факт.

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

Знакомство с интересными приемами устного счёта.

1

3

 Знакомство с классом тысяч

1

4

Упражнения с многозначными числами

1

5

Коллективный счёт

1

6

Числа-великаны

1

7

Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Математические горки».

1

8

Практикум «Подумай и реши». Знакомство с  элементами знаковых систем

1

9

10

11

Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными

3

12

 Загадки - смекалки.

1

13

Обратные задачи

1

14

 Задачи с изменением вопроса

1

15

Решение олимпиадных задач

1

16

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

17

 Решение нестандартных задач

1

18

Задачи с многовариантными решениями.

1

19

20

21

Знакомство с  ребусами и  приемами их разгадывания

3

22

Выпуск школьной математической газеты: подбор материала

1

23

Выпуск школьной математической газеты:                           оформление.

1

24

Подготовка к  школьной олимпиаде  по математике

1

25

Подготовка к  школьной олимпиаде  по математике, к районной олимпиаде

1

26

Подготовка к   международному  конкурсу «Кенгуру»

1

27

Знакомство с объёмными предметами.,

1

28

29

Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды цилиндра, конуса и шара.

2

Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.

1

30

31

Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.

2

32

Математический КВН

1

33

 Круглый стол «Подведем итоги».

1

                                                                                             .

     

                                                           5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Должны знать:

  • свойства арифметических действий;
  • разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
  • названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов;
  • биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.

Должны уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
  • принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».

6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Тетрадь на печатной основе для дифферецированного обучения и коррекции трудностей при изучении математики. Автор Е. Э, Кочурова

2. Методическое пособие «Математика. Методика обучения». Авторы: В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе.

3  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.

 

                                                                                   7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1  Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.

2    Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва,     2004.

  3 «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....

Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе  Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...

Рабоча программа учебного предмета "Занимательная математика"

Рабочая программа учебного предмета "Занимательная математика", рассчитанная на 3 года обучения:2-4 класс....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 3 класс

Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами...