Рабочая программа по предмету занимательный труд 3 класс
материал (3 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Занимательный труд»

3 КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Гришина Анастасия Андреевна

Москва

2012 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Уроки занимательного труда способствуют развитию сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. На данных уроках  решаются прежде всего коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, т.к. школьники с разной степенью нарушения интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения знаниями об изобразительном творчестве и соответствующими ручными умениями и навыками.

На уроках занимательного труда решаются следующие задачи:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами     (рисунок, аппликация);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование  основ самооценки.

        Обучение предмету «Занимательный труд»  происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках занимательный труд проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Занимательный труд» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.  

        

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Успешность обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на уроке. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;

 Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:

Учащиеся могут знать/понимать

Учащиеся могут уметь

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни

  • названия материалов для поделок и их свойства;
  • возможности использования изученных материалов;
  • названия объектов работы;
  • названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов.

- выбирать и называть операции, специфические для данного материала;

- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту;

- составлять простейший эскиз (как элемент планирования);

- делать отчет о выполненной работе.

Могут с различной долей самостоятельности работать с ножницами, бумагой, нитками, тканью.

        

Обучение осуществляется по учебнику: Кузнецова Л.А. Технология, ручной труд, учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – СПб.: Просвещение, 2011.

Особенностью содержания программы по занимательному труду включает несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию; игру и рисование; рисование и аппликацию; рисование и конструирование; аппликацию, конструирование и игру и т. п. Такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

Содержание рабочей программы по предмету «Занимательный труд»

Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Первое полугодие.

Работа с природными материалами.

Практические работы.

Экскурсия на природу с целью сбора атериалов.

Аппликации из соломы.

Выполнение панно из засушенных листьев на бумаге.

Работа без клея: выполнение композиции на бархатной бумаге.

Технические сведения.

Свойства материалов, используемых в поделках. Способы соединения материала с основой. Организация рабочего места. Правила бесзопасной работы.

Приемы работы.

Способы заготовки соломы. Закрепление засушенных листьев с целью выполнения композиции.

Учить выполнять поделки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу. Формировать представления  о формах деталей, особенностях наклеивания засушенных листьев.

Учить подбирать детали для поделки.

Учатся выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу, сушить листья.

Учатся подбирать детали для поделки.

Практическая работа.

Выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и составлять композицию по эскизу, сушить листья самостоятельно.

Самостоятельно подбирать детали для поделки.

Выполнять игрушки из природных материалов, наклеивать листья и сушить листья с помощью учителя.

С помощью учителя подбирать детали для поделки.

С помощью учителя наклеивать листья и сушить листья на бумагу.

С помощью учителя подбирать детали для поделки.

Работа с  подручным материалом

Практические работы.

Изготовление кормушки для птиц из молочных пакетов.

Технические сведения.

Конструкция кормушки. Способы закрепления кормушки на дереве, окне, стене.

Приемы работы.

Заготовка деталей для кормушки.

Учить изготавливать детали нужной формы из подручных предметов. Учить кремпить кормушку на дерево, окно,

Уметь заготавливать детали нужной формы из подручных предметов, уметь закреплять кормушку на дереве, окне.

Практическая работа.

Самостоятельно заготавливать детали нужной формы из подручных предметов,  закреплять кормушку на дереве, окне.

С помощью учителя заготавливать детали нужной формы из подручных предметов,  закреплять кормушку на дереве, окне.

С помощью учителя закреплять кормушку на дереве, окне.

Работа с бумагой и картоном

Практические работы.

Изготовление елочных игрушек., карнавальных маоск. Изготовление игрушек с движущимися деталями.

Технические сведения.

Места склеивания деталей в зависимости от направления движения. Правила дорожного движения. Понятие различных по направлению групп одежды.Карнавальные костюмы.

Приемы работы.

Оклеивание масок цветной бумагой. Использование шаблона для получения деталей сложной формы. Крепление деталей на плотную нитку.

Учить изготавливать елочные игрушки, карнавальные маски Уточнить и расширить знания правил склеивания деталей в зависимости от направления движения.

Учатся изготавливать елочные игрушки,  карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями. Изучают правила склеивания движущихся деталей.

Практическая работа.

Изготавливать елочные игрушки,  карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями. Знать и применять приемы склеивания движущихся деталей.

Изготавливать елочные игрушки,  карнавальные маски, игрушки с движущимися деталями (с помощью учителя). Знать и применять приемы склеивания движущихся деталей.

Наклеивать цветную бумагу по форме деталей с помощью учителя.

Скреплять детали с помощью учителя.

Работа с пластилином.

Практические работы.

Лепка посуды из жгутиков. Лепка игрушек по типу «Дымковских».. Сервировка стола.

Технические сведения.

Название материала. Свойства пластилина, подготовка пластилина к работе. Организация рабочего места.

Приемы работ.

Лепка способом вдавливания и расплющивания.

Учить изготавливать посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.

Учащиеся должны уметь лепить посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.

Практическая работа.

Лепить самостоятельно посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.

Лепить с помощью учителя посуду из пластилина из жгутиков способом вдавливания и расплющивания.

Изготавливать жгутики для изготовления посуды с минимальной помощью учителя.

Второе полугодие.

Работа с текстильным материалом

Практические работы.

Плетение сумочки, сетки для мяча. Упражнения по выполнению прямого стежка (на бумаге).

Технические сведения.

Приемы плетения сеток с использованием направляющей детали. Простейшие приемы макраме. Сьежки, их назначение.

Приемы работы.

Завязыывание узлов при плетении стеок. Завершение работы. Подсчет верхних и нижних нитей. Вдевание нитки в иглу. Выполнение узелка.

Формировать умение выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел. Учить приемам плетения сеток  с использованием направляющей детали.

Учатся выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел.  Овладевают приемами плетения сеток  с использованием направляющей детали.

Практическая работа.

Выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел.  Использовать приемы плетения сеток  с использованием направляющей детали.

Выполнять стежки, вдевать нитку в иголку., завязывать узел (с помощью учителя).  Использовать приемы плетения сеток  с использованием направляющей детали (с помощью учителя).

С помощью учителя вдевать нитку в иголку, выполнять простые стежки.

Работа с конструктором

Практические работы.

Изготовление модели весов, карусели, подъемного крана.

Технические сведения.

Жесткое и свободное крепление деталей. Группировка деталей на рабочем столе в соответствии с последовательностью их использования. Основные признаки натурального предмета, моделируемые в поделке.

Приемы работы.

Учет симметричности при закреплении деталей.

Уточнить и расширить представления учащихся о жестком и свободном креплении деталей. Формировать умение группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования. Учить учитывать симметричность при закреплении деталей.

Учатся группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования, учитывать симметричность при закреплении деталей.

Учатся свободному и жесткому скреплению деталей.

Практическая работа.

Уметь самостоятельно группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования, учитывать симметричность при закреплении деталей. Знать и уметь  самостоятельно применить свободное и жесткое скрепление деталей.

Уметь с помощью учителя группировать детали на столе в соответствии с последовательностью их использования. Знать и уметь  показать с помощью учителя показать свободное и жесткое скрепление деталей.

Знать и уметь  показать с помощью учителя показать свободное и жесткое скрепление деталей.

Работа с бумагой и картоном

Практические работы.

Выполнение мебели из коробочек, оклеенных бархатной бумагой.

Сборка макетов гостиной, спальни.

Технические сведения.

Понятие об интерьере жилища.

Приемы работы.

Оклеивание цветной бумагой конструкций из спичечных коробков.

Уточнить и расширить знания учащихся о применении и назначении картона, свойствах и особенностях картона.

Формировать умение смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону, оклеивать бумагой поверхности.

Учатся смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону. Узнают о применении и назначении картона, свойствах и особенностях картона.

Практическая работа.

Уметь самостоятельно смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, размечать по шаблону.   Называют самостоятельно  свойства и особенности картона.

Уметь с помощью учителя смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, с помощью учителя размечать по шаблону.   Называют с помощью учителя  свойства и особенности картона.

Уметь с помощью учителя смазывать клеем поверхность бумаги при склеивании картона, с помощью учителя размечать по элементарному шаблону.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология (Труд)", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Н.И.Роговцевой

Рабочая программа по предмету "Технология (Труд)", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Н.И.Роговцевой...

Рабочая программа по курсу занимательный труд 8 вид 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование...

. Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ.

.Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс.

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Ручной труд" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Профильный труд»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...