Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс.
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Бедная Людмила Викторовна

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_trudovoe_obuchenie_4_klass.docx64.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа  по предмету «Ручной труд» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Вариант1

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599

Цели:

  1. формирование правильного отношения к труду;
  2. воспитание трудолюбия и культуры труда;
  3. развитие и воспитание учащихся: умственное, нравственное, эстетическое, физическое;

 Задачи:

  • воспитание положительных качеств личности обучающихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде.

         

Общая характеристика учебного предмета

     Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. 
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. 
На уроках ручного труда для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на: 

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:
  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);
  • планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: 

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; 
  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); 
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; 
  • замедленность обучения; 
  • подачу учебного материала малыми порциями; 
  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; 
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой; 
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; 
  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; 
  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

        В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором».  Данные виды работ имеют тесную связь с профилями обучения в среднем и старшем звене.Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения работы, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Определяющими требованиями в содержании обучения для учителя начальных классов является учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. 

Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов.

Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. 

    Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. В методике обучения труду выделяется несколько групп ведущих программных умений и навыков, которыми дети овладевают в течение всего трудового обучения. Определяется уровень требований, предъявляемых к учащимся в конце каждого года с учётом учебно-воспитательных и специальных (коррекционно-развивающих) задач трудового обучения. К ним относятся общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и специальные трудовые умения (организационные, двигательные и перцептивные — восприятие формы, конструкции, пространства, цвета объекта труда). 
   Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха. 

Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  4  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.
  • Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

На уроках труда используются:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;  личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.


Место учебного предмета , курса в учебном плане

Согласно учебному  плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»  учебный предмет   «Ручной труд»  относится к обязательной части учебного плана  и является составной частью предметной области «Технология».

Сроки изучения  учебного предмета - 4 года.

Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе -1 час в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-34 часа.

Кол-во часов на изучение  предмета на весь период обучения -150 часов.

Предметные и личностные результаты

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ .
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Минимальный уровень:

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ;  знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
  • знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
  • определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
  • выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; 40 осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам;
  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Базовые учебные действия

Базовые  учебные  действия,  формируемые  у  младших  школьников,

обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  1. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  1. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  1. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Функции базовых учебных действий:

-  обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-  реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-  формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

-   обеспечение целостности развития личности обучающегося.

        Умение  использовать  все  группы  действий  в  различных  образовательных  ситуациях  является  показателем  их сформированности.   С  учетом  возрастных  особенностей  обучающихся  с  умственной  отсталостью  базовые  учебные  действия рассматриваются на различных этапах обучения.

Регулятивные УД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений

Познавательные УД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных заданий самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УД

 уметь донести свою позицию до собеседника;

• уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения ).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

Содержание  учебного предмета

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,

используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
  • разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Учебно - тематическое планирование

№ п\п.

Наименование раздела программы.

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Работа с бумагой и картоном.

10ч.

1

9

2.

Работа с природными материалами.

3ч.

3

3.

Работа с текстильными материалами.

11ч.

1

10

4.

        Работа с металлом и древесиной.

6ч.

6

5.

Работа с пластическими материалами и растворами.

4ч.

4

34ч.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

КРИТЕРИИ И  НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

   ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.

       

Система оценки достижения обучающихся с лёгкой  умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:

      *закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

     *ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;

     *обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

     *предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

     *позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Система оценки результатов опирается на следующие принципы

  1.  Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

  1.  Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
  2. Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.

          Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).

Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП  и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

В  прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии  с введением ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки  образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки  воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара),  безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе  оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).

Программа системы оценки также включает:

  1. Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
  2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение  социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Сформированность  социально-бытовых умений в домашних условиях

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.

Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе )

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

Сформированность  социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме)

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность  навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность

способность правильно применить ритуалы

применения ритуалов

социального взаимодействия согласно ситуации

социального

взаимодействия

3) Систему бальной оценки результатов

Балл

Характеристика  продвижений

1

    0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

 2 балла

 Среднее продвижение

4

3 балла

 Значительное продвижение

  Для оценки сформированности  каждого критерия можно использовать систему оценки:

0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.

Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

 5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

4)    документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.

Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).

Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)

Оценка  данной группы результатов начинается со второго полугодия  2-го класса,  когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные  навыки чтения,  письма и счета.  Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся,  и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.          

                                                                                             

    Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:

    *появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.

•        развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

Оценка достижения предметных результатов базируется на:

  • принципах  индивидуального подхода
  • принципе  дифференцированного подхода.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний  (удовлетворительные;  хорошие  и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий,

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5.  (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.

Специальная  школа  для обучающихся с ОВЗ  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,        и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-        контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с нарушениями развития интеллектуальной деятельности.

-        сформированность УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).

развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.

2.

Диагноста

ческая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.

3.

Контроль но-

обощающ ий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные учащимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей учащихся.

4.

Итоговая проверочн ая работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и

Оценке не подлежит:

  • темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельнос

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

итоговой работы.

5.

Предъявл ение

(демонстр ация) достижен ий

ученика за год.

Май месяц

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения учащегося за учебный год.

6

Монитори нг

«Динамик а развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

внеучебные достижения школьников.

Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.

Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.

Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).

Показатель, наиболее соответствующий адекватной оценке сформированных знаний у учащихся с нарушениями в развитии интеллекта в нашей школе определяется в соответствие со следующими группами учащихся:

Первая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоение программного материала

Вторая группа (примерно 25 - 30 % учащихся) - имеют более замедленный темп усвоения учебного материала, реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как  самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требования программы они справляются.

Третья группа (примерно 35 - 40 % учащихся) - отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывание текстов и выполнении других заданий. (Как правило эти ученики обучаются по упрошенной программе по всем предметам).

Четвертая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них не доступно. Обучение таких детей в нашей школе направлено на их социальную поддержку и осуществляется в классах со сложной структурой дефекта

Соответственно названным группам, около 45 % учащихся способны освоить базовый уровень знаний и относятся к 1 уровню освоения содержания программы, 35 % -минимально необходимый (сниженный) (2 уровень), а 20 % учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений (5 уровень).

Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.

Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.

Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 55 % заданий.

Оценка выполнения практических работ 
Оценка «5» 
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; 
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; 
изделие изготовлено с учетом установленных требований; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «4» 
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
в основном правильно выполняются приемы труда; 
работа выполнялась самостоятельно; 
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; 
изделие изготовлено с незначительными отклонениями; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «3» 
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
отдельные приемы труда выполнялись неправильно; 
самостоятельность в работе была низкой; 
норма времени недовыполнена на 15-20 %; 
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; 
не полностью соблюдались правила охраны труда. 

Учебно- методическое обеспечение

Рекомендуемая литература:

1.А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова «Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М. «Просвещение» 2010г.

2. И.Г.Майорова « Уроки трудового обучения».

3.В.Г.Петрова «Обучение учащихся 1-4 классов коррекционной школы».

4. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008. 

5. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., 2008.

ТСО:

1. Телевизор;

2. Компьютер;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ.

.Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Ручной труд" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Ручной труд» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчит...

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 2 класс ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" для учащихся 4 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовате...

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 1 класс

Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс Обучение по АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС - 1 вариант ...