. Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд». 1 класс ФГОС ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu_1_klass_fgos_ovz.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Ручной труд"

/образовательная область "Технология"/

1 класс

        

2017 - 2018

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-практической деятельности.

Задачи изучения предмета:

  • формировать представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека
  • формировать представления о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека
  • расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических традициях в мире вещей
  •  расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования
  • формировать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности
  • формировать интерес к разнообразным видам труда
  • развивать познавательные психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи)
  •  развивать умственную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
  • развивать сенсомоторные процессы, руки, глазомер через формирование практических умений
  • развивать регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью)
  • формировать информационную грамотность, умения работать с различными источниками информации
  •  формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения
  •  совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия
  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Планируемые результаты освоения программы

     Личностные результаты:

  • положительное отношение и интерес к труду
  •  понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости
  •  понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»
  •  осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке
  •  умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится
  •  привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Регулятивные результаты:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности
  •  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих
  •  навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий

Познавательные результаты:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве
  •  развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память

 

Коммуникативные результаты:

  • приобретать опыт осуществления совместной продуктивной деятельности
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные результаты

 Минимальный уровень.

К концу первого года обучения  ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: 

  • правила организации рабочего места
  •  виды трудовых работ
  •  названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе,  правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними
  •  названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами
  •  приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

     Уметь:

  • организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя
  •  анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства
  •  определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя
  •  владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и  нитками).

Достаточный уровень. 

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: 

  • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: 

  • самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради
  •  работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия
  •  осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы
  •  оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец)
  •  устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

Учебно-тематический план

Виды работы

Кол-во часов

1

Работа с глиной и пластилином

16

2

Работа с природными материалами

7

3

Работа с бумагой  и картоном.

35

4

Работа с нитками.

8

Итого

66

Содержание учебной программы

      Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

      Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

«Человек и труд». «Урок труда».

   Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином»

      Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

     Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

   Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.    

     Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

    Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;   пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным -  объединяющим лепку из отдельных частей  и целого куска.

     Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

     Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара  до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).  

     Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

     Организация рабочего места  работе с природными материалами.

     Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

    Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

    Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)

    Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

«Работа с бумагой»

     Организация рабочего места при работе с бумагой.

     Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).  Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

    Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

    Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».  

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.    

   Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.

   Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

   Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.

    Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

    Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

    Соединение деталей изделия.  Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.  Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

   Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).  Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

   Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс.

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Ручной труд" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Ручной труд» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчит...

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 2 класс ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" для учащихся 4 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовате...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Настоящая адаптированная рабочая программа  по ручному труду составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...