Рабочая программа предмета «Математика» 3 класс (УМК "Школа России)
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, С. И. Волковой  "Математика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.rar157.79 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титульные листы\НАЧ1-3\Image0008.JPG

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  предмета «Математика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по математике, на основе авторской программы М.И. Моро,  М.А. Бантовой, С.И. Волковой «Математика»  (сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение, 2011).

Цели и задачи учебного предмета

Основными целями начального обучения математике являются:

- Математическое развитие младших школьников.

- Формирование системы начальных математических знаний.

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

- Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

- Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.

- Обеспечение эмоционального благополучия.

- Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться.

Рабочая программа по математике призвана решать следующие задачи:

         1)обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

         2)обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

         3)  сформировать умение учиться;

         4) сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе   познания окружающего мира;

        5) сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

       6)  сформировать устойчивый интерес к математике;

       7) выявить и развить математические и творческие способности.

Изменения в авторской учебной программе

Авторская программа

Рабочая программа

Внесенные изменения

136 ч.

136 ч.

-

Общая характеристика учебного предмета

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения, развитие математической речи;

— овладение коллективными формами учебной работы;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей, контроль и оценка учебной работы;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Обучающиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного предмета математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном предмете имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у обучающихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Обучающиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания предмета связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание предмета имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение математики в 3 классе начальной школы выделяется 136 ч (4 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Таблица тематического распределения количества часов

В рабочей программе: 136 ч.

В авторской  программе:136 ч.

п/п

Разделы, темы

Количество

часов

1.

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание

8

2.

Табличное умножение и деление

28

3.

Табличное умножение и деление (продолжение)

28 ч

4.

Числа от 1 до 100.

Внетабличное умножение и деление

27ч

5.

Числа от 1 до 100.

Нумерация

13 ч

6.

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание

10 ч

7.

Умножение и деление

12 ч

8.

Итоговое повторение

10 ч

ИТОГО

136

Из них:

Контрольная работа

12

Итоговая комплексная работа

1

ИТОГО

13

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Математика»

   В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, факторов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий,  протяженность по времени, образования целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою  точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или поддерживать истинность предложения).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а так же в «Ожидаемых результатах формирования УУД»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы:

Личностные результаты

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные 

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

 Обучающийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать  заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Обучающийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Обучающийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.

Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактическая дата проведения

Характеристика основной деятельности обучающегося

1

Повторение:  сложение и вычитание, устные приемы  сложения и вычитания

1

02.09

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100

2

Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия

1

03.09

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа.

3

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения.

1

04.09

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

4

Решение уравнений

1

05.09

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

1

09.09

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

1

10.09

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании

7

Обозначение геометрических фигур буквами

1

11.09

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

8

Анализ контрольной работы. « Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера.

1

12.09

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

9

Входная контрольная работа №1

1

16.09

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы.

Умножение и деление (продолжение) – 28 ч

10

Конкретный смысл умножения и деления

1

17.09

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

11

Связь умножения и деления

1

18.09

Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения ( с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях)

12

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

1

19.09

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

13

Таблица умножения и деления с числом 3

1

23.09

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений

14

Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач

1

24.09

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

15

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

1

25.09

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

16

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

1

26.09

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.

17

Связь между величинами: расход ткани на одну  вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи

1

30.09

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

18

«Страничка для любознательных»-

задания творческого и поискового характера.

1

01.10

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

19

Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление»

1

02.10

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

20

Анализ контрольной работы. Зависимости между пропорциональными величинами.

1

03.10

Анализировать свои действия и управлять ими.

21

Таблица умножения и деления с числом  4

1

07.10

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числам 2, 3, 4.

22

Закрепление. Таблица Пифагора

1

08.10

Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

09.10

Находить число, которое в несколько раз больше

( меньше) другого.

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

10.10

Находить число, которое в несколько раз больше

( меньше) другого.

25

Таблица умножения и деления с числом  5

1

14.10

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числам 2, 3, 4.

26

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел

1

15.10

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение

( уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи.

27

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

1

16.10

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение

 ( уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи

28

Таблица умножения и деления с числом  6

1

17.10

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числам 2, 3, 4,5,6.

29

Табличное умножение и деление. Закрепление

1

21.10

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления

30

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

1

22.10

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении ее решения.

31

Итоговая контрольная работа № 3 за 1 четверть.

1

23.10

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

32

Анализ контрольной работы.

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

1

24.10

Анализировать свои действия и управлять ими.

33

Таблица умножения и деления с числом 7

1

05.11

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления

34

Страничка для любознательных»- задания творческого и поискового характера. Проект «Математические сказки»

1

06.11

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

35

«Что узнали. Чему научились» Повторение пройденного.

1

07.11

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат 1

36

«Что узнали. Чему научились» Повторение пройденного.

1

11.11

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат

37

Площадь. Способы сравнения фигур по площади

1

12.11

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

38

Единица площади  –   квадратный сантиметр

1

13.11

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

39

Площадь прямоугольника

1

14.11

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

40

Таблица умножения и деления с числом  8

1

18.11

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления

41

Таблица умножения и деления.

1

19.11

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

42

Таблица умножения и деления с числом  9

1

20.11

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

43

Единица площади  –   квадратный дециметр

1

21.11

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

44

Сводная таблица умножения

1

25.11

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

45

Решение задач

1

26.11

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

46

Единица площади – квадратный метр

1

27.11

Сравнивать геометрические фигуры по площади

47

Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление».

1

28.11

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

48

Анализ контрольной работы.

Решение задач.

1

02.12

Анализировать свои действия и управлять ими.

49

«Страничка для любознательных»-

задания творческого и поискового характера.

1

03.12

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях дополнительные   задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты; деление фигуры на части; применение знаний в измененных условиях; построение цепочки логических рассуждений; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка  простейшее высказывание с использованием  понятий «все …», «если …, то …»

50

 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа.

1

04.12

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат

51

Умножение на 1

1

05.12

Умножение числа на 1 и на 0.

52

Умножение на 0

1

09.12

Умножение числа на 1 и на 0.

53

Деление вида  а : а,

0 : а

1

10.12

Умножение числа на 1 и на 0. выполнять деление на 0 на число, не равное 0.

54

Задачи в 3 действия

1

11.12

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

55

Контрольная работа № 5 по теме «Решение задач»

1

12.12

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

56

 Анализ контрольной работы. «Странички для

любознательных»-  задания творческого и поискового характера

1

16.12

Анализировать свои действия и управлять ими.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

57

Доли. Образование и сравнение долей

1

17.12

Находить долю величины и величину по ее доли. Сравнивать разные доли одной и той же величины.

58

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

1

18.12

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости.

59

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

1

19.12

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

60

Единицы времени – год, месяц, сутки

1

23.12

Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупны в более мелкие, используя соотношения между ними.

61

Итоговая контрольная работа № 6 за 2 четверть .

1

24.12

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

62

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

25.12

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат

63

«Страничка для любознательных. Готовимся к олимпиаде»- задания творческого и поискового характера

1

26.12

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

64

Решение задач. Закрепление.

1

30.12

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их.

Умножение и деление (продолжение)

Внетабличное умножение и деление (28 ч)

65

Приемы умножения и деления для случаев вида

20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3

1

13.01

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

66

Прием деления для случаев вида 80 : 20

1

14.01

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

67

Умножение суммы на число

1

15.01

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

68

Решение задач несколькими способами

1

16.01

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их.

69

Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4,  4 ∙ 23

1

20.01

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления

70

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

1

21.01

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их.

71

Выражение с двумя переменными

1

22.01

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

72

Контрольная работа № 7 по теме «Внетабличное умножение и деление»

1

23.01

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

73

Анализ контрольной работы. «Странички для любознательных»-

задания творческого и поискового характера.

1

27.01

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

74

Деление суммы на число

1

28.01

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

75

Деление суммы на число. Закрепление

1

29.01

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

76

Связь между числами при делении

1

30.01

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

77

Проверка деления умножением

1

03.02

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление

78

Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

1

04.02

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

79

Проверка умножения с помощью деления

1

05.02

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление

80

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

1

06.02

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

81

Контрольная работа № 8 по теме «Проверка вычислительных навыков»

1

10.02

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

82

Анализ контрольной работы. «Странички для любознательных» -

задания творческого и поискового характера.

1

11.02

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

83

Деление с остатком

1

12.02

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

84

Приемы нахождения частного и остатка

1

13.02

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

85

Деление меньшего числа на большее

1

17.02

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

86

Проверка деления с остатком

1

18.02

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку

87

Что узнали. Чему научились

Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты»

1

19.02

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.

88

Контрольная работа № 9 по теме «Деление с остатком»

1

20.02

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

89

 Анализ контрольной работы. «Странички для любознательных»-

задания творческого и поискового характера.

1

24.02

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Нумерация (12 ч)

90

Устная нумерация

1

25.02

Читать и записывать трехзначные числа.

Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в нейчисла.

91

Письменная нумерация

1

26.02

92

Разряды счетных единиц

1

27.02

93

Натуральная последовательность трехзначных чисел

1

03.03

94

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз

1

04.03

95

Замена числа суммой разрядных слагаемых

1

05.03

96

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел

1

06.03

97

Сравнение трехзначных чисел

1

10.03

98

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

1

11.03

99

«Странички для любознательных»-

задания творческого и поискового характера.

 Римская система счисления

1

12.03

Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

100

Единицы массы – килограмм, грамм

1

13.03

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя отношения между ними.

101

«Странички для любознательных»-

 задания творческого и поискового характера.

Работа на вычислительной машине

1

17.03

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

102

Итоговая контрольная работа № 10 за 3 четверть

1

18.03

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

103

Анализ контрольной работы.

1

19.03

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат.

104

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

1

20.03

Решать текстовые задачи на деление.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Сложение и вычитание (11 ч)

105

Приемы устных вычислений

1

31.03

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, использовать различные приемы устных вычислений

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

106

Приемы устных вычислений

1

01.04

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, использовать различные приемы устных вычислений

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

107

Разные способы вычислений. Проверка вычислений

1

02.04

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

108

Приемы письменных вычислений

1

03.04

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000

109

Алгоритм письменного сложения

1

07.04

Контролировать пошагово правильность применения алгоритма арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приемы правильности вычислений.

110

Алгоритм письменного вычитания

1

08.04

Контролировать пошагово правильность применения алгоритма арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приемы правильности вычислений.

111

Виды треугольников (по соотношению сторон)

1

09.04

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные,

 а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их.

112

Контрольная работа № 11 по теме «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000»

1

10.04

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

113

Анализ контрольной работы.

«Страничка для любознательных»-

 задания творческого и поискового характера

1

14.04

Выполнять задания творческого и

поискового характера, применять знания и способы действий в

измененных условиях.

114

 Повторение прой денного «Что узнали. Чему научились»

1

15.04

Работать в паре: обмениваться 

собранной информацией. Работать в группах: анализировать и оценивать ход

работы и её результат.

115

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

1

16.04

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Умножение и деление (21)

116

Приемы устных вычислений

1

17.04

Использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы

вычислений, выбирать удобный.

117

Приемы устных вычислений

1

21.04

Использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

118

Приемы устных вычислений

1

22.04

Использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

119

Виды треугольников по видам углов

1

23.04

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

120

Итоговая комплексная работа

1

24.04

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

121

«Страничка для любознательных» -

задания творческого и поискового характера.

1

28.04

Выполнять задания творческого и

 поискового характера, применять знания и способы действий в

изменённых условиях.

122

Прием письменного умножения на однозначное число

1

29.04

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

123

Прием письменного умножения на однозначное число

1

30.04

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

124

Прием письменного умножения на однозначное число

1

05.05

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного

 числа на однозначное и выполнять эти действия.

125

Прием письменного деления на однозначное число

1

06.05

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного

 числа на однозначное и выполнять эти действия.

126

Прием письменного деления на однозначное число

1

07.06

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

127

Прием письменного деления на однозначное число

1

08.05

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

123

Проверка деления умножением. Закрепление

1

12.05

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

128

Проверка деления умножением. Закрепление Знакомство с калькулятором

1

13.05

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений,

 проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

129

Контрольная работа №12 по теме «Приемы письменного умножения и деления»

1

14.05

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

130

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

15.05

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою и оценивать точку зрения одноклассника.

131

Итоговая контрольная работа № 13 за 3 класс

1

19.05

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и

способов действий

132

Анализ контрольной работы.

Приемы письменного умножения и деления. Закрепление.

1

20.05

Выполнять задания творческого и

 поискового характера, применять знания и способы действий в

измененных условиях.

133

Письменные приемы умножения и деления. Закрепление.

1

21.05

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

134

Письменные приемы умножения и деления. Закрепление.

1  

22.05

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного

 числа на однозначное и выполнять эти действия.

135

 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

22.05

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою и оценивать точку зрения одноклассника.

136

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

23.05

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою и оценивать точку зрения одноклассника.

Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.

Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля   проводятся в форме самостоятельной работы или математического диктанта. 

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.).

Устная проверка знаний

Фронтальный опрос

Фронтальную проверку можно проводить:

  • перед изучением нового материала (проверка домашнего задания или ориентировка на домашнее задание);
  • после изучения нового материала при первичном закреплении;

Индивидуальный опрос

Индивидуальная проверка позволяет выявить правильность ответа по его содержанию: последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений, степень развития мышления учащихся, культуру речи.

Существуют также такие приемы индивидуального опроса:

•  тихий опрос, при котором ученик отвечает только учителю, а весь класс, например, выполняет письменное задание;

•  взаимоопрос учащимися, который осуществляется при работе в малых группах.

Письменная проверка знаний

Арифметический диктант

Арифметический диктант представляет собой перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу пишут ответы. В арифметические диктанты рекомендуется включать следующий материал:

  • буквенные обозначения математических величин, названия единиц измерения;
  • определения математических величин, их единиц, соотношение
    между единицами;
  • формулировки математических законов, математические связи
    между величинами;
  • графические зависимости между математическими величинами.

Контрольные работы

№ урока

Тема

Плановые сроки проведения

Фактические сроки проведения

8

Входная контрольная №1 работа

16.09

19

Контрольная работа №2  по теме « Умножение и деление»

01.10

31

Итоговая контрольная работа №3 за I четверть

23.10

47

Контрольная работа №4  по теме «Табличное умножение и деление»

28.11

55

Контрольная работа №5  по теме «Решение задач»

12.12

61

Итоговая контрольная работа №6 за II четверть

24.12

72

Контрольная работа №7  по теме «Внетабличное умножение и деление»

23.01

81

Контрольная работа №8  по теме «Проверка вычислительных навыков»

10.02

88

Контрольная работа №9  по теме «Деление с остатком»

20.02

102

Итоговая контрольная работа №10 за III четверть

18.03

112

Контрольная работа №12  по теме «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000»

10.04

120

Итоговая комплексная работа[1]

24.04

129

Контрольная работа №12 по теме «Приемы письменного умножения и деления»

14.05

131

Итоговая контрольная №13 работа

19.05

Контрольные работы (см. Контрольно-измерительные материалы «Математика» 3 класс)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование

Кол-во обуч-ся

Необходимое кол-во

Фактическое кол-во

 % оснащ

Книгопечатная продукция

1

М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  Математика. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение, 2011.

5

1

1

100

Учебники

2

М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  «Математика»: учебник для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. для 3 класса. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2013

5

5

100

100

Рабочие тетради

3

М.И.Моро, М.А. Бантова и др. Рабочая тетрадь по математике, 2 класс, в 2 частях-М.: Просвещение, 2013.

5

5

100

100

Проверочные работы

4

Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс, М.: Просвещение, 2013 г.

5

5

5

100

Методические пособия

5

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие 3 класс. М.: Просвещение, 2013

5

1

1

100

Дидактические материалы

6

Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 3 класс.  М.: Просвещение/, 2013

5

1

0

0

Пособия для факультативного курса

7

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 3 класс М.: Просвещение/, 2013

5

5

0

0

Печатные пособия

8

Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В. Математика комплект таблиц для начальной школы. 3 класс

25

1к.

1к.

100

Компьютерные и ИК средства

9

Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (диск CD-ROM), авторы С.И.Волкова, М.К.Антошин, Н.В. Сафонова.

5

5

5

100

Технические средства обучения

10

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

5

1

1

100

11

Магнитная доска

5

1

1

100

12

Персональный компьютер с принтером

5

1

1

100

13

Ксерокс

5

1

0

0

14

Фотокамера цифровая

5

1

0

0

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

15

Набор геометрических тел

5

5

0

0

16

Лабораторный набор для изготовления моделей по математике

5

5

0

     0

17

Набор чертежный

5

1

1

100

18

Касса-цифры до 20

5

5

5

100

19

Набор денежных знаков раздаточный

5

5

5

100

20

Набор цифр, букв, знаков (2 коробки № 1, № 2)

5

5

0

0

21

Набор «Части целого на круге»

5

5

0

0

22

Математическая пирамида (доли)

5

5

0

0

23

Математический набор (дроби)

5

5

0

0

24

Математическая пирамида (умножение)

5

5

0

0

25

Математическая пирамида (деление)

5

5

0

0

26

Наборное полотно.

5

1

1

100

27

Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.

5

5

0

0

28

Конструктор ТИКО (арифметика)

5

5

0

0

29

Конструктор ТИКО (геометрия)

5

5

0

0

30

Таблицы: алфавит, цифры (правильное написание)

5

1

1

100

31

Демонстрационная оцифрованная линейка

5

1

1

100

32

Демонстрационный чертежный треугольник

5

1

1

100

33

Демонстрационный циркуль

5

1

1

100

34

Палетка

5

1

1

100

35

Линейка

5

1

1

100

Оборудование класса

36

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

5

3

3

100

37

Стол учительский с тумбой.

5

1

1

100

38

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

3

3

100

39

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

5

0

0

0

40

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

5

5

5

100


[1]  О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс.-М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...

Рабочая программа. Математика. УМК "Школа России"

1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе.В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение...

Рабочая программа 1 класс "Школа России" математика

МАТЕМАТИКАПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочие программы, 2 класс, "Школа России". Математика, русский язык

Рабочие программы 2 класс "Школа России" . Математика, русский язык. Календарно-тематическое планирование...