Сравнение чисел по теме: на сколько больше или меньше (1 класс) урок математики
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Для каждого ученика очень важно научиться решать задачи на разностное сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ.

Цель: формировать умение сравнивать два числа, применяя вычитание; уметь формулировать правило сравнения чисел.

Задачи: воспитывать положительное отношение к  сравнению чисел, применяя вычитание;

               развивать умение   строить план решения задач на сравнение двух чисел, применяя вычитание;

         формировать привычку делового сотрудничества;

         развивать универсальное мышление;

              развивать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

Оборудование урока:

      демонстрационное: мультимедийная презентация;

      каждому учащемуся: учебник «Математика 1 класс» (В. Н. Рудницкая),  рабочая тетрадь,  цветные карандаши, фломастеры, маркерная доска, маркеры;

      для групповой работы: предметные картинки для решения задач на сравнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

                Долгожданный дан звонок –

                Начинается урок.

II. Самоопределение к деятельности.

Табло желаний: Я хочу… размышлять, вычислять,  сравнивать числа, узнавать новое, считать,

Предложены темы: Сравнение чисел. Результат сравнения. На сколько больше или меньше?  

Что мы уже знаем и умеем? (Мы умеем сравнивать числа «при счете» и «по шкале линейки»).

Какая тема вам неизвестна? На сколько больше или меньше?                                                                     Что мы узнаем? (Мы узнаем, на сколько одно число больше или меньше другого?)

Чему мы научимся? (Мы научимся   определять, на сколько одно число больше или меньше другого?)       

III.  Актуализация знаний.

Сравнение чисел.

 Посчитай от 1 до 20.

Сравни числа при счете:

13 и 17, 14 и 11, 7 и 9, 8 и 9, 10 и 13.

Сравни числа  по шкале линейки: 15 и 8, 19 и 17, 3 и 2, 7 и 8, 11 и 10, 16 и 14.

Результат сравнения.

 Выполни рисунки, используя, красные и синие стрелки. Поясняй свои действия.

9 меньше 15                    17 больше 11                                  13 меньше 19

11 больше 8                     14 меньше 17                                 20 больше 18     

Задача.

У Пети 16 грибов, у Маши 19. Кто собрал больше грибов: Маша или Петя?  

IV.  Постановка учебной задачи.

На сколько больше грибов собрала Маша?                                                  

  1.  Открытие нового знания.

  Какие есть предположения?        

(Составить пары, 16 – 19, 19 – 16)                                                

Коллективное обсуждение заданий 1 на с. 84 учебника.

1) Анализ задачи 1.

– Елочные шарики раскладывают в коробки по одному.

– На сколько больше оказалось коробок?

– На сколько меньше шариков?

– Из коробок и шариков составлены пары. Без пар оказались 3 коробки, 3 шариков не хватило. Это значит, что коробок на 3 больше, чем шариков, а шариков на 3 меньше, чем коробок.

– А сейчас будьте внимательны. Отсчитаем в верхней строке слева столько коробок, сколько шариков «положим в коробки». Число 3 справа – это 8 без 5, то есть 8 – 5 = 3.

– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.

– В этой задаче мы из большего числа (8) отнимаем меньшее число (3).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Решение задачи 2 (1).

– Как узнать, на сколько уток меньше, чем кур? (Надо из большего числа отнять меньшее.)

– Назовите большее число. (10.)

– Назовите меньшее число. (6.)

–  Решение: (10 – 6 = 4.)

– На сколько уток меньше, чем кур? (На 4.)

– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)

3) Решение задачи 2 (2).

– Как узнать, на сколько платьев больше, чем костюмов? (Из большего числа вычесть меньшее.)

– Назовите большее число. (12.)

– Назовите меньшее число. (5.)

– Решение: (12 – 5 = 7.)

– На сколько платьев больше, чем костюмов? (На 7.)

– Как узнали? (Из большего вычли меньшее.)

VI.  Включение в систему знаний.

1. Решение задачи 1 на с. 11 в рабочей тетради № 2.

– Кто живет в зоологическом саду? (Слоны, мартышки, жирафы.)

– Сколько слонов? (2.)

– Сколько мартышек? (4.)

– Сколько жирафов? (3.)

– Ответьте на первый вопрос: «Как узнать, на сколько мартышек больше, чем слонов?»

– Назовите большее число. (4.) Назовите меньшее число. (2.)

– Что нужно записать? (4 – 2 = 2.)

– На сколько мартышек больше, чем слонов? (На 2.)

– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)

– Как узнать, на сколько жирафов больше, чем слонов?

– Назовите большее число. Назовите меньшее число.

– Что нужно записать?

– На сколько жирафов больше, чем слонов?

– Как узнали?

Аналогичную работу провести, отвечая на вопрос: «На сколько жирафов меньше, чем мартышек?»

2. Решение задачи 3 на с. 11 в рабочей тетради № 2.

(Сверили в паре и оценили работу соседа)

– Сколько лет брату? Сколько лет сестре? Кто старше?

– А кто моложе или младше?

– Как узнать, на сколько лет брат моложе сестры?

– Назовите большее число. Назовите меньшее число.

– Что нужно записать?

– На сколько лет брат моложе сестры?

– Как узнали?

– Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Работа в группах.

1 группа.

Запиши пропущенные при счете числа.

11

15

18

20

Какие из чисел в ряду больше 15? Обведи их  красным цветом. Сколько их?

Какие из чисел меньше 14? Обведи их синим цветом. Сколько их?

Запиши все числа, которые меньше 7.

Сколько таких чисел?

2 группа.

Обведи на линейке кружками все числа, которые больше 8 и меньше 17. Сколько таких чисел?

3 группа.

      Сравни числа. Сделай рисунки, используя, красные и синие стрелки.

    13 и 6                      12 и 9                      17 и 8                               19 и 5

    11 и 4                      18 и 11                    20 и 18                             14  и 7

4 группа.

На полке 9 тетрадей и 17 книг. На сколько меньше тетрадей?

VII. Резерв: Самостоятельная работа. (Запишите в столбики только ответы).

12 – 5           9 + 4            11 – 6               13 – 4

6 + 8             7 + 6            14 – 5               15 – 6

VIII.  Итог урока.  Какое «открытие» сделали на уроке?

 Где это «открытие» нам понадобится в жизни?

Табло Я научился… сравнивать числа

Сосчитайте количество «+», сравните их в паре. Узнайте у кого «+» больше и на сколько?

IX. Рефлексия.

Я узнал…

Я научился…

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике на тему: "На сколько больше? На сколько меньше?" 1 класс УМК "Инновационная начальная школа"

Конспект урока по математике на тему "На сколько больше? На сколько меньше?" .Тип урока,методы, УУД, деятельность учеников,деятельность учителя....

Урок математики "На сколько больше или меньше?" 1 класс

Урок математики в 1-ом классе,  Умк "Начальная школа 21 век", разработан с учётом деятельностного подхода. все этапы работают на достижение цели урока, работа в группах, дифференцированный подход...

Урок математики на тему: "На сколько больше или меньше?"

Урок математики в 1 классе. Программа "Начальная школа 21 век"....

Открытый урок по математике на тему «На сколько больше?На сколько меньше?» 1 класс

Урок посвящен отработке правила на разностное сравнение чисел....

Технологическая карта урока математики на тему: «На сколько больше? На сколько меньше?» ( 1 класс)

Задачи:Образовательные: Усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.  Совершенствовать умение сравнивать числа.Способство...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: « На сколько больше, на сколько меньше».

Цели: создать условия для формирования умения сравнивать два числа, применяя вычитание; познакомить учащихся с решением задач на разностное сравнение; продолжать учить анализу арифметических задач.Пла...