методическая копилка для уроков математики
учебно-методический материал по математике на тему

Михайлова Инга Рюриковна

методическая копилка для уроков математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx74.99 КБ

Предварительный просмотр:

"Методическая копилка" для проведения уроков математики

1. Стихи о цифрах.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

(С. Маршак)

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

                             (Г. Виеру)

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица – это я!

Я умею делать стойку,

По канату я хожу.

За собою цифру двойку

На верёвочке вожу.

(В. Данько)

Стоит паренёк –

На лоб козырёк.

Никак не сидится;

Опять единица –

Не знает сын

Цифры один.

(В. Бакалдин)

Рисовал я единицу,

Получилась – ну и ну!

Настоящая ракета

Для полёта на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самым  первым буду я!

А вот это – цифра два.

Полюбуйся, какова;

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

(С. Маршак)

Два похожа на гусёнка

С длинной шеей

Шеей тонкой

(Г. Виеру)

 Отвернитесь на минутку –

Превратиться двойка

В утку.

А вот сидит лисица,

Лисице не сидится.

(Ф. Дагларджа)

Не птица это,

А едва

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот – шея гибкая.

Вот – тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра – два.

(В. Бакалдин)

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

(С. Маршак)  

Вид ее – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет.

А вот – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

(С. Маршак)  

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

(Г. Виеру)

3 – это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка –

Хвост коючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри –

Да ведь это цифра три!

(В. Данько)

Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра три!

(В. Бакалдин)

Третья цифра – это три.

Хорошенько посмитри:

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну – кА, сколько здесь полос?

Ну – кА, сколько здесь колёс?

(С. Маршак)  

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

(С. Маршак)  

Гляди, четыре это стул

Который я перевернул.

(Г. Виеру)

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас

В квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

                      (С. Маршак)  

С мешком заплечным

Единица –

Такою

Мне четвёрка снится.

(Ф. Дагларджа)

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула.

Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)  

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная!

(Ф. Дагларджа)

Это – фокусник – пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркается – раз и два! –

Обернётся цифрой два.

(В. Данько)

Написать цифру пать,

Что крючок нарисрвать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

(В. Бакалдин)

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно,

Как не знать.

(Г. Виеру)

На что похожа цифра шесть?

На трубку деда, так и есть.

(Г. Виеру)

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

(С. Маршак)  

Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка.

(В. Данько)

Рогалик

К бублику

Приклей.

Да только есть его не смей.

Не крендель это,

Чтобы есть.

А просто –

Цифра шесть!

(В. Бакалдин)

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

(С. Маршак)  

Семь – точно остая коса.

Коси, коса, пока остра.

(Г. Виеру)

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра лёгкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

(В. Бакалдин)

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

(С. Маршак)  

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

 То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Цифра восемь так вкусна:

 Из двух бубликов она.

(Г. Виеру)

Нуль подставил спинку брату.

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

 Не найти нам в ней конца.

Повернуть её ты можешь,

 Головой поставить вниз.

 Цифра будет всё такой же

Ну, подумай? Напиши!

(В. Данько)

Цифру восемь, цифру восемь,

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки…

То ли нуль с другим нулём

Рядышком уснули,

То ли дедушка очки

Позабыл на стуле.

(Ф. Дагларджа)

К этой цифре ты привык.

Это цифра – снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь!

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

(В. Бакалдин)

2. Задачи в стихах.

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

* * *

В класс вошла Маринка,

А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят?

* * *

На плетень взлетел пётух,

Повстречал еще там двух

Сколько  стало петухов?

У кого ответ готов?

* * *

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

* * *

В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит —

Очень храбрая она.

(Сколько было птичек?)

* * *

В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас.

* * *

Только я в кусты зашла —

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

* * *

Возле кадки две лопатки,

Возле грядки три лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет? Ровно...  (Пять)

* * *

Три цыплёнка стоят,

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

* * *

Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один в кадушку влез.

Два — в раскрытое окно,

Сколько было их всего?

* * *

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один — за ветлой,

Двое — за метлой,

Один — под листком,

Двое — под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?

* * *

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок,

Помогите вы Танюшке,

Сосчитать ее игрушки!

* * *

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом,

* * *

Три больших, три маленьких,

Маленьких, удаленьких —

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

* * *

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сколько всего рыб и птиц?)

* * *

У Наташи — кукла Маша.

Мишка плюшевый — у Паши.

У Танюшки — кошка.

У Жени — матрешка.

Лошадка — у Павлуши.

Машина у Илюши.

(Сколько всего игрушек?)

* * *

У нашей Аленки

Капуста в бочонке,

Огурчики в кадке,

Морковки на грядке.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

Бобы на окошке,

Петрушка в ладошке,

(Сколько всего видов овощей вы насчитали?)

* * *

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой —

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой —

Зайка косой.

Следом за ними —

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

* * *

Вот котенок-озорник

К блюдцу с молоком приник.

Вот другой.

Ему смешно

Видеть пса через окно,

Вот еще один сидит,

Тихо мышку сторожит.

Три других моих котенка

Спят, мурлыча потихоньку.

Вот задача для ребят —

Всех пересчитать котят!

* * *

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек?

Опустился тихий вечер

Над тропинкою лесной.

Белка цокнула при встрече —

Поздоровалась со мной.

Заглянула мне в корзинку,

Где лежали шесть опят.

— Подари-ка половинку!

— Поделиться? Очень рад!

(Как разделить шесть опят пополам?)

* * *

Влетели к девочке в окно две птички-невелички.

Потом за ними заодно

Еще четыре птички.

Порхали птички над столом,

Чирикали и пели,

Почти минуту, а потом

Куда-то улетели,

Обратно — порх — черёз окно,

Одна, за ней четыре.

Так сколько с девочкою той

Осталось их в квартире?

* * *

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки,

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей —.

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

* * *

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

* * *

К медвежонку в день рождения

Собрался народ лесной:

Ежик, волк, енот, барсук,

Заяц, лось, лисенок-друг.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех гостей!

* * *

Слон, слониха, два слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу три тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей?

* * *

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте ка вопрос:

Сколько он грибов принес?

* * *

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел,

 Сколько мальчик слив оставил?

* * *

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

* * *

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я.   -

Сразу нас не перечесть;

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

* * *

Играли ребята в прятки.

Прятались все:

Коля — в овсе,

Оля — за Колей,

Егорка — за горкой,

Андрейка — за лейкой,

Тимошка — за кошкой.

Лена — за сено,

Светка — за веткой,

Филипп — за гриб.

А пес Барбос пришел —

Сразу всех нашел.

(Сколько детей играли в прятки?)

* * *

Ежик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов в корзинку,

Остальных — на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?

* * *

У пенечков пять грибочков

И под елкой три.

Сколько будет всех грибочков?

Ну-ка, говори!

* * *

Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.

Сколько было серых?

* * *

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

* * *

Три яблока было у Коли,

Пять дали товарищи в школе

Яблок сколько всего

Стало, друзья, у него?

* * *

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

* * *

Двое шустрых поросят

Так замерзли, аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им?

* * *

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

* * *

Все ли здесь цыплятки-детки,

Надо сосчитать наседке:

Шесть — на грядках, три — во ржи.

Сколько их всего, скажи?

* * *

Кошка вышила ковер.

Посмотри, какой узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать,

Стала веточки Считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет? '

* * *

Еж спросил Ежа-соседа:

"Ты откуда, -непоседа?"

"Запасаюсь я к зиме.

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу.

Шесть принес да три несу".

Призадумался сосед:

"Это мало или нет?"

Поскорее дай ответ!

* * *

Девять воробушков

На ветке рядком

Весело чирикали —

Каждый о своем.

Трактор проехал,

Разлетелись все;

Шесть летят к деревне,

А сколько в траве?

* * *

Рано-рано, в пять утра,

Слеталась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

(Сколько всего птичек вы насчитали?)

* * *

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Гречку загорелую

И пшеницу зрелую,

И бруснику спелую.

Дыню полосатую,

Свеклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

(Сколько всего подарков осени вы насчитали?)

* * *

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих —

Сколько каждому из них?

Что подарил нам сосновый бор?

Восемь маслят и один мухомор.

(Сколько всего грибов?)

* * *

Что так начало

Греметь?

Ульи строит наш

Медведь.

Ульев сделал он

Лишь семь —

На два меньше, чем

Хотел.

(Сколько ульев хотел сделать мишка?)

* * *

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Пять спустились за ручей.

Сколько было всех гусей?

3. Задачи-шутки и задачи на смекалку (не менее 10 задач).

1 класс

1. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как это случилось?

2. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?

3. Два игрока играли в шахматы друг с другом 2 часа. Сколько времени играл каждый?

4. В темной комнате находятся керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?

5. Какая порода рыб самая ценная?

6. Что есть у слонов, и больше ни у каких животных?

7. Может ли страус назвать себя птицей?

8. Сколько концов у палки? – Два. А сколько концов у двух с половиной палок?

9. Какая разница между блохой и собакой?

10. Кто может прыгнуть выше дома?

11. Двое подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека?


2 класс

12. Сколько в Москве поворотов?

13. Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев?

14. Две девочки родились в один и тот же день одного и того же месяца в один и тот же год и у одних и тех же родителей, но они не "двойняшки". Как это может быть?

15. Отец и сын попали в автокатастрофу. Отец погиб, а сын лежит в больнице. К нему входит врач и говорит: "Здравствуй, сын!" Как это может быть?

16. Сколько концов у тридцати с половиной палок?

17. Один пятиклассник написал о себе так: "Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да и на обеих ногах 10". Как это так?

18. Пастух гнал гусей. Один впереди трех идет, один трех подгоняет и два посередине идут. Сколько у него было гусей?

19. Пастуха спросили, сколько у него гусей. Он ответил: "Один впереди двух идет, один двух подгоняет, один посередине идет". Сколько гусей пас пастух?

20. Есть месяцы, которые кончаются числом 30 или 31. А в каких месяцах встречается число 28?

21. Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?

22. Упряжка из трех лошадей проделала путь в 60 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?

23. Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелет он совершает за 80 минут. Как вы это объясните?

24. Одновременно из Ленинграда и Москвы выехали два поезда. Скорость ленинградского в 2 раза больше московского. Какой поезд будет дальше от Москвы, когда они встретятся?


3 класс

25. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля?

26. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?

27. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?

28. У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько братьев и сестер в этой семье?

29. Сколько концов у 72 с половиной палок?

30. Сколько будет трижды сорок и пять? – 3 . 40 + 5 = 125 или 3 . (40 + 5) = 135.

31. Четыре яблока, не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?

32. Из города в деревню, расстояние между которыми 32 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. Из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Кто из них будет дальше от города через 2 часа?

33. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивая?

34.  ь, ь, т, ь, …, ь, ь, т, ь, ь, ь, ь
Какая буква пропущена?

35. Некто решил проникнуть на охраняемую территорию и для этого стал наблюдать за привратником. Первому посетителю был задан вопрос: "Двадцать два?" Тот ответил: "Одиннадцать", –  и был пропущен в ворота. Второго спросили: "Двадцать восемь?" После ответа: "Четырнадцать" и его пропустили. "Как просто", – подумал некто и подошел к воротам. Его спросили: "Сорок восемь?" Он сказал: "Двадцать четыре", – и был арестован.
Как он должен был ответить, чтобы его пропустили?

36. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это?

37. На какой вопрос никто не может ответить "Да"?

38. Каких камней на дне моря не найдешь?

39. На какое дерево садится ворона во время дождя?

40. Под каким кустом прячется заяц во время дождя?

41. Какую ленту в косу не вплетешь?

42. На каких полях трава не растет?

43. Кто ходит сидя?

44. Какую ветку не найдешь на дереве?

45. Какую чашку нельзя наполнить?

Ответы

1. Нужно отдать одной девочке клетку вместе с кроликом.

2. Ни одной (сороки испугались выстрела и улетели).

3. 2 часа.

4. Спичку.

5. Золотая рыбка.

6. Слонята.

7. Нет, он не умеет говорить.

8. Шесть.

9. Собаки могут иметь блох, а у блох не бывает собак.

10. Любой, так как дом не умеет прыгать.

11. Путешественники подошли к противоположным берегам реки.

12. Два, левый и правый.

13. На географической карте.

14. Они "тройняшки".

15. К нему вошла мать.

16. 62 конца.

17. Нужно правильно расставить знаки препинания: "Пальцев у меня двадцать: пять на одной руке, столько же на другой, да на обоих ногах 10".

18. Четыре.

19. Три.

20. Во всех.

21. Одинаково.

22. 60 км.

23. 80 мин. = 1 час 20 мин.

24. Оба поезда будут на одинаковом расстоянии от Москвы.

25. Когда он находится в этом автомобиле.

26. Мяч нужно бросить вверх.

27. Это были дед, отец и внук.

28. 1 сестра и 2 брата.

29. – 146 концов.

30. – 125, так как 3 . 40 + 5 = 125, а не 3 . (40 + 5).

31. – Например, одному дать 2 яблока, другому – одно и третьему – одно.
1 < 1 + 2; 2 не больше 1 + 1, т.е. каждый получил не больше, чем остальные (вместе взятые).

32. – Через 2 часа они будут на одном расстоянии от города.

33. Да: первый раз – камнями, второй раз – песком, а третий раз – водой.

34. – "й", так как здесь представлен ряд последних букв слов, обозначающих месяцы года по порядку: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

35.– Он должен был ответить: "Одиннадцать", так как ответным паролем служило количество букв в числе, которое задавал привратник.

36. – Слоненок.

37. – На вопрос: "Ты спишь?" (если человек спит).

38. – Сухих.

39. – На мокрое.

40. – Под мокрым.

41. – Пулеметную, шоссейную и т.д.

42. – На шахматных, на полях тетради.

43. – Шахматист.

44. – Железнодорожную.

45. – Перевернутую.

 

4. Логические и комбинаторные задачи разных типов (не менее 10 задач).

Задача. Лодочный поход

14 ребят отправились в лодочный поход.
У четверых из них вместе с ними в походе участвовало трое братьев,
http://www.develop-kinder.com/z/3/01/1/z6a.gifhttp://www.develop-kinder.com/z/3/01/1/z6b.gif

у шестерых ребят было по 2 брата - также участников похода,

имелось двое человек, вместе с которыми в поход отправилось по одному брату.

И только у двоих ребят не было ни одного брата в этом походе.

Сколько всего матерей дожидалось возвращения своих детей из похода ?

(a) 9 матерей;   (b) 8 матерей;   (c) 7 матерей;   (d) 6 матерей;   (e) 5 матерей;   (f) 4 матери;  

Задача. Верные друзья


Пятачок хочет вставить в три разные рамки портреты Винни-Пуха, Тигры и Иа-Иа.

Он может разместить портрет Винни-Пуха в розовой рамочке, Тигры - бирюзовой, а Иа-Иа - в коричневой.

А сколько всего разных способов есть у Пятачка, чтобы разместить портреты своих друзей ?



a) 1 способ   b) 2 способа;   c) 3 способа;   d) 4 способов;   e) 5 способов;   f) 6 способов;  http://www.develop-kinder.com/z/2/01/1/z5b.gif

Задача. В гости к Бабе-Яге

От Кащея Бессмертного до Кикиморы ведут три дороги (№1, №2, №3).http://www.develop-kinder.com/z/2/01/2/z2b.gif

От Кикиморы до Бабы-Яги - 2 дороги (№4, №5).

Сколькими способами может добраться Кащей до Бабы-Яги, заходя в гости к Кикиморе ?

http://www.develop-kinder.com/z/2/01/2/z2c.gif

(a) 2 cп.;   (b) 3 cп.;   (c) 4 cп.;   (d) 5 cп.;   (e) 6 cп.;  

Задача. Сколько способов?

Сколькими способами Юля может прочитать имя своего любимого кота Марсика,http://www.develop-kinder.com/z/2/01/2/z4a.gif

http://www.develop-kinder.com/z/2/01/2/z4b.gif

если ей разрешено двигаться только вправо или вниз ?

(a) 5;   (b) 6;   (c) 7;   (d) 8;   (e) 10;   (f) 12;   (g) 13;  

Задача. Что тяжелее?

Груша тяжелее яблока, а персик легче яблока. Какой из фруктов самый тяжелый?

Задача. Что толще?

Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще, чем ствол березы. Ствол какого дерева толще всех?

Задача. К т о ниже?

Винни-Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже всех?

Задача. Что тяжелее?

Арбуз и кочан капусты имеют одинаковый вес. Кочан капусты весит столько же, сколько одна тыква. Что тяжелее — арбуз или тыква?

Задача. Одногодки.

Лена и Тамара одного возраста. Тамара и Маша — одногодки. Кто старше — Лена или Маша?

Задача. Одноклассницы.

Аня и Таня имеют фамилии Строгова и Добрынина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Таня и Добрынина — одноклассницы?

Задача. Кто каким карандашом раскрашивал?

Три товарища — Витя, Сережа и Коля — раскрашивали рисунки карандашами трех цветов — красного, синего, зеленого. Витя раскрашивал рисунок не красным и не синим карандашом, Коля — не си ним карандашом. Каким карандашом раскрашивал свой рисунок каждый мальчик?

5. Дидактические игры для изучения нумерации чисел (5 игр) и для формирования вычислительных навыков (5 игр).

«Живой уголок»

Дидактическая цель: ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идет при счете после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

«Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

«Хлопки»

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Подарки Петрушки»

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

«Сбежавшие числа»

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички числами.

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

Дидактическая игра “Кто как сможет это сделать?”

Перед каждым учеником лежат карточки с числами от 0 до 10. Я пишу на доске число (например, 9). Каждый из учащихся показывает две карточки с написанными на них числами, сумма которых должна равняться написанному на доске числу (1 и 8, 2 и 7, 3 и 6). После обсуждения предложенных детьми вариантов записываю их на доске, затем коллективно проверяем и, если нужно, добавляем еще возможные варианты).

Дидактическая игра “Слагаемые” вырабатывает умения представлять числа до 10 как сумму двух чисел, воспитывает внимание и быструю реакцию.

Игру провожу в виде соревнования. В двух командах по 11 детей, на груди у каждого номер – число от 0 до 10. Показываю число, например 7. Дети быстро ищут себе пару: число 1 ищет число 6, число 2 ищет число 5 и т.д., берутся за руки и поднимают их вверх.

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

“Угадай, какое число задумано”.

  1. Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала?
  2. К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала?
  3. Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?

“Раскрась нужную фигуру”.

Готовлю заранее карточки. Предлагаю детям раскрасить зеленым карандашом ромб с ответом 9, синим карандашом – с ответом 7, красным – с ответом 8. С каким ответом ромб остался не раскрашенным?

http://festival.1september.ru/articles/567927/img10.gif

“Закончи предложение”. Задание предлагаю как в устной форме, так и для индивидуальной работы на карточках.

Разность 11 и 3 равна …
Сумма 7 и 5 равна …
Если из 12 вычесть 3, получится …
Десять и шесть – это …
Одиннадцать без двух – это …

К какому числу нужно прибавить 3, чтобы получилось 13?

Из какого числа надо вычесть 3, чтобы получилось 9?

К какому числу нужно прибавить такое же число, чтобы получилось 10?

Какое число нужно вычесть из 11, чтобы получилось 8?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку математики для 2 класса. Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Презентация к уроку.Тип урока: закрепление изученного.Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»Цель: закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд.Зад...

Методическая копилка по методике математики

Здесь  описаны игры , которые можно использовать на уроках математики...

Методическая копилка по занимательной математике 1-4 классы

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей...

Методическая копилка по занимательной математике 1-4 классы

1 класс - 4 класс: комбинаторные задачи, логические задачи , нестандартные задачи...

Методическая копилка по занимательной математике

Методическая копилка по занимательной математике включает в себя: задачи - смекалки, задачи - шутки, ребусы, шарады и софизмы....

Методическая копилка по занимательной математике

Методическая копилка по занимательной математике включает в себя: задачи - смекалки, задачи - шутки, ребусы, шарады и софизмы....