Программы
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Ничипорова Ирина Борисовна

Пояснительная записка по математике Моро М.И. для 2 класса по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zapis_po_matem.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено                                       Согласовано                                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                               зам.  директора по УВР                                  Директор школы

Руководитель                                            ___________С. Н. Данилова                    ___________Н. Ю. Зайцева

_______ Е.А. Ивацкая                     «30» августа 2 013 года                             Приказ по школе № 131

Протокол № 1 от                                                                                                                  от 31.08.2013 г.

«30» августа 2013 года

Рабочая программа по предмету математика

в 2 классе

Статус программы: базовый.

Количество часов за учебный год: 170 часа.

Разработчики: Лапшина И. Б., учитель начальных классов.

2013 год

Пояснительная записка

  Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по математике и на основе авторской   программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

         Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч:  , во 2кл – по 170 ч (34 учебные недели).

Учебно-тематическое планирование

по математике 2 класс

Тема «Числа от 1 до 100. Нумерация » (22 часа) 

Комплексная   дидактическая   цель:

  Знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • приемы сложения и вычитания в пределах 100, основанных на знании десятичного состава чисел;
  • как образуются числа от 21 до 100;
  • термины «однозначные числа» и «двузначные числа»;
  • единицы измерения длины, единицы стоимости;
  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания.

Уметь:

1уровень:

  • вести счет десятков и единиц в пределах 100;
  • измерять длину предметов с помощью дециметра, метра;
  • записывать числа от 21 до 100 и определять из скольких десятков и единиц состоит любое двузначное число;
  • сравнивать величины;
  • складывать и вычитать числа на основе знаний состава чисел.

2 уровень:

  • находить неизвестный компонент в примерах с «окошечками» и в таблицах;
  • анализировать задачу и находить рисунок подходящий к задаче, составлять модель задачи;

3 уровень:

  • решать задачи на «смекалку»;
  • отгадывать ребусы, загадки по теме;
  • составлять и решать задачу по рисунку.

Развивать:

  • математическую речь;
  • мышление, внимание при решении математических задач;
  • умение работать в паре;
  • рассуждать.

Воспитывать:

  • культуру общения, взаимопонимания, взаимовыручку;
  • воспитывать чувство ответственности за себя и товарища при работе в паре постоянного состава.

Тема «Числа от 1 до 100. Нумерация» 

Тема «Числа от 1 до 100.  Сложение и вычитание» (54часа)

Комплексная дидактическая цель:         

Знать:

  • таблицу сложения;
  • правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;
  • правило нахождения периметра прямоугольника;
  • принцип решения составных задач;
  • принцип решения обратных задач;
  • единицы измерения времени;
  • термины «равенство» и «неравенство»;
  • свойства сложения;
  • термины «числовое выражение», «значение числового выражения».

            Уметь:

1уровень:

  • совершенствовать умение решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого);
  • записывать и решать выражения со скобками;
  • находить периметр прямоугольника;
  • находить длину ломанной;
  • читать выражения и находить их значение;
  • читать и сравнивать равенства и неравенства;
  • определять время по часам.

2 уровень:

  • находить неизвестный компонент, устанавливая взаимосвязь между компонентами при сложении и вычитании;
  • анализировать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого);
  • на слух записывать математическое выражение со скобками и решать его;
  • объяснить принцип сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток;
  • учить самооценке и взаимооценке.

3 уровень:

  • решать задачи на «смекалку»;
  • выполнять логические задания;
  • отгадывать ребусы;
  • самостоятельно составлять таблицу сложения и вычитания, арифметические диктанты.

Развивать:

  • продолжать развивать коммуникативную культуру школьников;
  • содействовать развитию их интереса к изучаемой теме через нестандартные задания;
  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать, выделять главное, классифицировать, т.е. развивать мыслительные операции на основе изучаемого объекта.

Воспитывать:

  • воспитывать у учащихся ответственность, уважение друг к другу;
  • культуру оценочной деятельности.

Тема «Внетабличное сложение и вычитание». (37 часов)  

Комплексно-дидактическая цель:

          Знать:

  • приемы сложения и вычитания числе, оканчивающихся нулем;
  • приемы сложения, основанном на сложении единиц с единицами, десятков с десятками;
  • приемы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20, 30 – 4, 60 – 24;
  • принцип решения задач нового вида;
  • способ проверки сложения вычитанием, вычитание сложением;
  • новый приём сложения 26 +7;
  • приёмы сложения изученных случаев в пределах 100;
  • новый приём вычитания 35 – 7.

Уметь:

1-2 уровень:

  • складывать и вычитать числа оканчивающихся нулем;
  • складывать по принципу, основанном на сложении единиц с единицами, десятков с десятками;
  • решать выражения вида 36 – 2, 36 – 20, 30 – 4, 60 – 24; 36 + 2; 36 + 20; 60 +18
  • проверять сложение вычитание, а вычитание сложением на основе использования связи между компонентами и результатами этих действий;
  • находить неизвестный компонент в примерах с «окошками»;
  • объяснить решение примеров;
  • вставлять пропущенные знаки (+ и -), чтобы равенства были верными;
  • решать математические «цепочки».

3 уровень:

  • решать «задачи на смекалку»;
  • найти закономерность и продолжить ее;
  • отгадывать ребусы, «занимательные рамки», «логические квадраты»;
  • составлять арифметические диктанты для товарища.

Развивать:

  • математическую речь;
  • логическое мышление, память;
  • мысленные операции.

Воспитывать:

  • уверенность в себе, в своих знаниях;
  • культуру общения, сотрудничество;
  • интерес к изучаемой теме;
  • выдержку и упорство в учебной деятельности.

Тема « Сложение и вычитание в пределах 100. Письменные приемы вычислений» (33 часа)

Комплексная дидактическая цель:  

Знать:

  • письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток 45 + 23;
  • письменный прием вычитания двузначных чисел без перехода через десяток 57 – 26;
  • письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток 37 + 48;
  • письменный прием сложения, когда в сумме получается число 100;
  • алгоритм записи приемов в столбик;
  • письменные приемы сложения и вычитания вида: 40 – 8, 32 + 8, 50 – 24, 52 – 24.
  • Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

1 уровень:

  • выполнять по алгоритму письменное сложение и вычитание в пределах 100;
  • записывать примеры в столбик и решать их как без перехода через десяток, так и с переходом;
  • выполнять проверку сложения вычитанием, вычитания сложением.

2 уровень:

  • составлять примеры, используя взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • анализировать задачи;
  • находить неизвестный компонент в примерах с «окошками».

3 уровень:

  • составлять из отдельных чисел математические выражения;
  • решать «задачи на смекалку»;
  • составлять и решать задачи по краткой записи, по определенным данным;
  • отгадывать ребусы, головоломки.

Развивать:

  • математическую речь;
  • учебно-организационные и коммуникативные умения;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их  решения;
  • содействовать развитию у детей умений общаться, оценивать друг друга.

Воспитывать:

  • умение слушать учителя и товарища;
  • умение работать в парах, группах;
  • любовь к природе – через тексты задач.

Тема «Умножение и деление»  (15 часов)

Комплексная   дидактическая   цель:                                                                                                                      

            Знать:

  • связь между сложением одинаковых чисел и действием умножения;
  • названия компонентов умножения и деления и результатов этих действий;
  • как связаны между собой компоненты и результаты действий умножения и деления;
  • прием решения простых задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых;
  • знаки «умножения», « » (точка) и деление « : » (две точки);
  • переместительное свойство умножения;
  • таблицу умножения двух, на 2, трех;
  • конкретный смысл и название действий умножения и деления;
  • прием деления;
  • прием решения задач на деление на равные части (т.е. поровну);
  • прием деления, основанного на связи деления с умножением.

Уметь:

1-2 уровень:

  • заменить сумму одинаковых слагаемых произведением;
  • устанавливать связь между произведением и множителями;
  • применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
  • умножать однозначные числа на 2 и 3;
  • решать простейшие задачи на умножение и деление.

3 уровень:

  • решать «задачи на смекалку»;
  • отгадывать ребусы;
  • находить закономерность и продолжить ряд;
  • составлять самостоятельно таблицу на «2» и «3».

Развивать:

  • умение решать задачи творческого характера;
  • коммуникативные навыки (умение работать в парах, группах);
  • познавательный интерес к урокам математики через различные дидактические игры;
  • развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля.

Воспитывать:

  • умение слушать учителя при объяснении нового материала;
  • умение работать в парах, группах;
  • воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и взаимовыручку.

Тема «Повторение» (8 часов)  

Комплексная   дидактическая   цель:                                                                                                                      

Знать:

  • название и последовательность чисел от 1 до 100;
  • название компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • приемы сложения и вычитания в пределах 100;
  • единицы длины, массы, объема, времени;
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • название и обозначение действий умножения и деления;
  • таблицу умножения двух, на 2, трех;
  • прием деления, основанный на связи деления с умножением.

Уметь:

  1-2 уровень:

  • выполнять сложение и вычитание двузначных чисел как без перехода через десяток, так и с переходом через десяток;
  • выполнять проверку сложения и вычитания на основе использования связи между компонентами и результатами этих действий;
  • читать и записывать простейшие числовые математические выражения;
  • находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев;
  • находить периметр многоугольника (трехугольника, четырехугольника);
  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления.

3 уровень:

  • решать «задачи на смекалку»;
  • отгадывать ребусы, «логические квадраты», головоломки;
  • составлять по схеме задачу и решать ее;
  • составлять логические математические цепочки.

Развивать:

  • учебно-организационные, учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения.

Воспитывать:

  • культуру речи и общение;
  • аккуратность и добросовестность в выполнении заданного;
  • интерес к предмету математики через творческие задания;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим через текст задач.

Содержание курса

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.Нумерация

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Величины и их измерение.

Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Цена, количество и стоимость товара.

Время. Единица времени – час.

Текстовые задачи.

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

в) разностное сравнение;

Элементы геометрии.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Элементы алгебры.

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.

Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Стартовый
  2. Текущий
  •  Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Математический диктант  
  •  Проверочная работа
  1. Итоговый
  • Стандартизированная контрольная работа.

КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.  

 Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся тетради для контрольных работ (24 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при  этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;

незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

неправильный выбор действий, операций;

неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений.
  • недоведение до конца преобразований.
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Система оценивания по математике представлена следующими видами работ:

        Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

        Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося.

Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.

Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей представляются в электронном дневнике.

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения ряда учебных задач и включает несколько трехуровневых задач, каждая из которых состоит из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля – в мае) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Письменная проверка знаний, умений и навыков

Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объем контрольной работы трех первых видов должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в I и II полугодиях  - до 40 минут, причем за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.

А. Письменная работа, содержащая  только примеры 

При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки.

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.

Б. Письменная работа, содержат только задачи

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки.

Оценка "5" ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если допущена хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка "2" ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущены одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

В. Письменная комбинированная работа 

Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений и навыков учащихся по всему материалу темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др.). Ошибки, допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.

1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из одной задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.

Оценка "2" ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

2. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из двух задач и примеров, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.

Оценка "2" ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущены ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.

Примечание. Наличие в работе недочетов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведет к снижению оценки на один балл, но не ниже "3".

Г. Математический диктант

При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3» ставится, если выполнена неверно ¼ часть примеров от их общего  числа.

Оценка "2" ставится, если выполнена неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.

2. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

ОЦЕНИВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Обязательная часть каждой контрольной работы состоит из четырёх заданий: 1, 2, 3 и 4. Каждое задание обязательной части оценивается отдельной отметкой 2, 3, 4 или 5, в зависимости от качества его выполнения. Общая отметка за обязательную часть определяется как среднее арифметическое отметок за отдельные задания (с округлением по обычным правилам округления чисел).

Дополнительная часть каждой контрольной работы предназначена только для желающих. Она состоит из двух заданий: 5 и 6. Оба эти задания относятся к максимальному уровню, требующему высокой степени самостоятельности мышления учащихся. При этом задания, в той или иной мере похожие на задание 5, встречались на страницах учебника ранее, и желающие ребята могли потренироваться в их решении. Задание 6 не имеет полных аналогов в учебнике, но тем не менее его можно выполнить, творчески освоив материалы учебника.

Выполнение дополнительной части оценивается только отметкой 4 или 5 (в противном случае учитель пишет на работе «Без отметки»). При этом отметка 4 выставляется в журнал только по желанию учащегося.

Критерии выставления отметки за дополнительную часть контрольной работы приведены в таблице. Прочерк означает, что данное задание выполнено неверно или не выполнялось вообще.

              

  Задание 5

5

Задание 6

Отметка за дополнительную часть контрольной работы

частично

частично

4

полностью

4

5

полностью

частично

полностью

5

частично

полностью

5

полностью

полностью

5, 5

Дополнительные материалы, касающиеся контрольных работ, содержатся в методических рекомендациях для учителя. В частности, для каждой контрольной работы там приведены ответы ко всем заданиям, критерии полного и частичного выполнения каждого задания как обязательной, так и дополнительной части, а также решения всех

КОНТРОЛЬ УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс.- М.: Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»).

     Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 13 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 16 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Список литературы по реализации программы

Для учителя:

  1. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика» 2 класс.
  2. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова  2 класс  тетрадь по математике   № 1, № 2 часть.
  3.  С. И. Волкова.  Тетрадь «Проверочные работы». 2 класс.
  4.  М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова «Поурочные разработки по математике»
  5. КИМы

Для ученика:

      1.  М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика»

                     2 класс, часть 1-2.

      2.  М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова   тетрадь по математике   №               1, № 2.

  1. КИМы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...