Рабочая программа 1-2 классы по курсу математика для детей со множественными нарушениями в развитии
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Парфене Вера Борисовна

В программе указаны цель и задачи на один год обучения. В содержании описаны основные направления работы и конечный результат. Программа составлена на основе програмно- методических рекомендаций под ред. Бгажноковой "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_1-2_klass.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  предмету «Математика» составлена на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 № 273.
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (II вариант).
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
  4. Программно - методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный, изд. центр ВЛАДОС, 2007.  

Пояснительная записка

Одни из самых сложных знаний, умений, навыков (ЗУН), которыми овладевают дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, является математические. Они носят отвлеченный характер, и овладение ими требуют выполнения сложных умственных операций. В повседневной жизни (в играх, в быту) ребенок часто встречается с такими ситуациями, где необходимы элементарные математические знания.

Под математическим развитием мы должны понимать количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, которое формируется под влиянием специально организованного обучения. Дети с выраженными нарушениями в развитии не способны усваивать программу специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Поэтому необходимо создавать специально адаптированную методологическую базу для успешного обучения учеников.

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями имеют трудности в выполнении практических действий по перемещению в пространстве, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей, что связано с недоразвитием сенсорно-перцептивных процессов. Нарушения моторики значительно снижают возможность усвоения пространственной ориентировки. Так как учащиеся испытывают большие трудности в понимании обращенной речи, скудность их пассивного словаря, а часто полное отсутствие устной и жестовой речи, то это значительно осложняет формирование математических представлений.

В ходе занятий педагог может использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную и т.д.

Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока.

В ходе урока используются следующие методы и приемы работы с детьми:

  • Совместные действия педагога и учащегося;
  • Действия по подражанию действиям учителя;
  • Действия по образцу, по словесной инструкции;
  • Элементарные счетные действия с предметами на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
  • Воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью показа руками, на основе предварительного обследования;
  • Обыгрывание предметов, определение их функционального значения;
  • Соотнесение предметов с их объемным и плоскостным изображением.

Исходя из индивидуальных особенностей развития интеллекта детей с тяжелыми и множественными нарушениями, были сформированы следующие цель и задачи. Цель и задачи остаются на 2 года реализации программы.

Цель: формирование элементарных математических представлений для практического применения в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. развитие представлений об окружающем мире, социально-бытовом пространстве;
  2. развитие представлений о себе
  3. развитие представлений учащихся о своем ближайшем социальном окружении;
  4. развитие умения практического использования предметов;
  5. формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
  1. Воспитательные:
  1.  воспитание умения внимательно слушать педагога, правильно выполнять простейшую речевую инструкцию;
  2.  воспитание умения следовать общепринятым правилам общения (жесты приветствия, прощания);
  3. воспитание речевой и познавательной инициативы ребенка;
  4. формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по математике.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Формирование и развитие доступных учащимся математических ЗУН;
  2. развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
  3. развитие зрительного восприятия;
  4. развитие форм невербальной коммуникации;
  5. развитие понимания речи окружающих (элементарной речевой инструкции);
  6. обогащение сенсорного опыта.

1 класс

Содержание

  1. Количественные представления

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество;

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один - много); выделение одного (много) предметов ориентируясь на величину.

Выделение на основе тактильного обследования одного-много предметов по типу игры «Волшебный мешочек».

Узнавание и выделение цифры 1, 2, 3.

Обучение прорисовывания цифры по трафарету, лепка из пластилина, конструирование цифры из проволоки.

  1. Представления о форме

Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цвет и форма» и т.п.).

Выбор шара, куба, конуса, квадрата, треугольника, круга по подражанию, самостоятельно, по словесной инструкции.

Обучение объединения фигур в группы по форме.

Соотнесение плоскостных и объемных фигур.

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур.

Обводка по трафарету, штриховка квадрата, треугольника, круга.

  1. Представления о величине

Представление величины большой – маленький, пользуясь приемами наложения и приложения

Раскраска, штриховка изображений различной величины

Закрепление полученных знаний в процессе других занятий.

  1. Представления о пространстве

Показ на себе основных частей тела и лица.

Показ на кукле основных частей тела и лица.

Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положения частей тела (совместно с педагогом, по образцу, по словесной инструкции).

  1. Временные представления

Узнавание и показывание (жестами, показ картинок) простейших явлений погоды в процессе наблюдения в природе.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей в разное время суток.

Предполагаемый результат

К концу прохождению программы дети должны уметь:

  • осуществлять действия со множествами на дочисловом уровне;
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий сними;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию или с помощью взрослого;
  • осуществлять выбор геометрических фигур по подражанию, по словесной инструкции;
  • показывать на себе и кукле основные части тела и лица;
  • перемещать различные предметы вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево и т.д.;
  • Узнавание и показывание (жестами, показ картинок) простейших явлений погоды;
  • Узнавание солнца и луны по иллюстрациям.

2 класс

Содержание

  1. Количественные представления

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество;

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один - много); выделение одного (много) предметов ориентируясь на величину;

Выделение на основе тактильного обследования одного - много предметов по типу игры «Волшебный мешочек»;

Решение задач с открытым результатом на сложение и вычитание в пределах трех с использованием наглядного материала;

Наблюдение за преобразованием количества, производимого учителем, называние сопряжено или отраженно производимых действий: поставили — стало больше, убрали — стало меньше, проверили — подставили или наложили предметы друг на друга — одинаково и т. п.;

Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти с последовательным указанием на каждый предмет, называние итогового числа и обведение общего количества круговым движением руки;

Составление арифметических задач в пределах одного-трех по предметам, игрушкам, различным картинкам;

Определение цифр от 1 до 5, написание их по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно;

Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов;

Формирование понятий знаков «+», «-», «=».

  1. Представления о форме

Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цвет и форма» и т.п.).

Обучение объединения фигур в группы по форме (куб, шар, треугольную призму (крышку), квадрат, круг, треугольник).

Соотнесение плоскостных и объемных фигур.

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур.

Обводка по трафарету, штриховка квадрата, треугольника, круга, прямоугольника;

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе различных дидактических игр и игровых упражнений;

Вырезание по контуру с помощью учителя и самостоятельно заданных по трафарету, по образцу, пространственных и плоскостных фигур;

Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, в тетради в крупную и мелкую клетку.

  1. Представления о величине

Представление величины большой – маленький, длинный – короткий; узкий – широкий, пользуясь приемами наложения и приложения;

Раскраска, штриховка изображений различной величины;

Закрепление полученных знаний в процессе других занятий;

Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов проверки (приложение и наложение).

Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающихся по весу.

  1. Представления о пространстве

Показ на себе основных частей тела и лица.

Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положения частей тела (совместно с педагогом, по образцу, по словесной инструкции). 

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

  1. Временные представления

Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастных времен года: лето и зиму.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей в разное время суток.

Предполагаемый результат

К концу прохождению программы дети должны уметь:

  • осуществлять действия со множествами на дочисловом уровне;
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий сними;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию или с помощью взрослого;
  • осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах пяти (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
  • выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
  • производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), прямоугольные призмы (бруски), круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • узнавать цифры 1-5 и соотносить их с предметов
  • осуществлять выбор геометрических фигур по подражанию, по словесной инструкции;
  • показывать на себе и кукле основные части тела и лица;
  • перемещать различные предметы вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево и т.д.;
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавание и показывание (жестами, показ картинок) простейших явлений погоды.

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащейся

по математике

Знания учащейся, обучающейся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида оценивается, руководствуясь  требованиями программ, по которым ведется обучение.  При оценивании знаний, умений, навыков учащейся целесообразно учитывать процент выполнения задания.

Оценка  

Процент выполнения задания

Удовлетворительно

35-50%

Хорошо

50-65%

Отлично (очень хорошо)

65-100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для первого класса по курсу РПС "36 занятий для будущих отличников.

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; ф...

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на  основе типовой программы «Школа 2100»...

Рабочая программа 1 вида по учебному курсу «Математика» для 1-го класса по программе Занкова

Рабочая программа 1 вида по учебному курсу "Математика" для 1-го класса по программе Занкова...

Рабочая программа для 2 класса по курсу краеведения "Мы - дети природы"

Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовател...

Рабочая программа для 2 класса по курсу внеурочной деятельности "Готовимся к школьной олимпиаде по математике" ПНШ

Рабочая программа для 2 класса по  курсу внеурочной деятельности "Готовимся к школьной олимпиаде по математике" ПНШ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕС ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ(РДА, РАС, атипичный аутизм)...