Рабочая программа математика 3класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Войнова Ирина Владимировна

Рабочая программа математика 3класс с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной  эмоционально-волевой сферами на фоне отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности.

Настоящая программа разработана в связи с увеличением объёма часов на 1 час на математику в учебном плане школы и является программой стандартного уровня обучения, вводятся дополнительные 34 часа с целью формирования осознанных и прочных практических навыков вычислений, итого весь курс составляет 170 часов.

Рабочая программа «Математика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании традиционной программы по математике для 3 класса, авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Т.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова; «Школа России», Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008, которая имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования Российской Федерации и учебника  по математике 3 кл. в двух частях,  М. И. Моро, М. И. Бантова и др.; М.: Просвещение, 2011 г., который рекомендован Министерством образования Российской Федерации  и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Цели

В современных условиях образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи

Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

  • обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
  • создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
  • развитие творческих возможностей учащихся;
  • сохранение и сбережение здоровья учащихся за счет использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
  • формирование и развитие познавательных интересов.

Общая характеристика учебного предмета

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
  • рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Основу курса математики составляют:

  • представления о натуральном числе и нуле;
  • представления о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах;
  • осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  • ознакомление с величинами и их измерением; ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах - учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Курс математики в 3 классе ставит перед собой выполнение следующих задач:

Табличное умножение:

  1. Твердо усвоить таблицы умножения и деления (на уровне автоматизма). Знать правила умножения и деления с числами 1 и 0 и уметь применять их в вычислениях.
  2. Знать переместительное свойство умножения и применять его на практике.
  3. Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления, а также названия соответствующих выражений.
  4. Знать  и уметь применять при выполнении упражнений связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.
  5. Знать правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок.
  6. Научиться решать задачи на нахождение числа, которое больше или меньше данного в несколько раз; на сравнение чисел, когда надо узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; на нахождение доли числа и числа по его доле, задачи на нахождение четвертого пропорционального; уметь составлять и решать задачи, обратные данной простой задаче.
  7. Уметь решать составные задачи в 2-3 действия.
  8. Уметь находить периметр геометрических фигур, а также площадь прямоугольника и квадрата.
  9. Научиться распознавать окружность и круг, знать элементы окружности и уметь строить окружность с заданным радиусом.

Внетабличное умножение и деление:

  1. Навыки табличного умножения должны быть доведены до автоматизма.
  2. Учащиеся должны знать переместительное свойство умножения, а также различные способы умножения и деления суммы на число, применять их на практике.
  3. Учащиеся должны овладеть приемами внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100:

        а) для случаев вида 20*3; 3*20; 60:3 – на основе действий над десятками;

        б) для умножения (деления) двузначного числа на однозначное- на основе применения правил умножения (деления);

        в) для случаев деления двузначного числа на двузначное – способом подбора частного.

        Учащиеся должны овладеть умением выполнять проверку действий умножения и деления на основе знания связи между компонентами и результатом этих действий.

        Учащиеся должны овладеть умением записывать и читать выражения с буквами вида: а+с; с +d; c:d, находить их значения при числовых значениях входящих в них букв.

Деление с остатком:

  1. Умение выполнять внетабличное умножение  и деление в пределах 100.
  2. Раскрытие и доведение до сознания детей конкретного смысла деления с остатком (дети должны понимать, в каком случае решение задачи требует выполнения деления с остатком, уметь давать правильный ответ на поставленный вопрос).
  3. Раскрытие и доведение до сознания детей связи между рассматривавшимися ранее случаями табличного деления и делением с остатком (случаи, в которых делимое нацело делится на делитель, должны быть осознаны как частный случай деления с остатком, когда остаток равен нулю).
  4. Сознательно и прочно должно быть усвоено, что остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
  5. Дети должны овладеть приемами деления с остатком и уметь применять их при решении сюжетных задач и примеров.

Числа от 1 до1000.

Нумерация. Арифметические действия (приемы устных вычислений):

  1. Учащиеся  должны осознанно усвоить нумерацию чисел в пределах 1000; понять, как образуется из десятков и единиц новая счетная единица – сотня; научиться считать их, усвоить образование и обозначение (устное и письменное) чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц, знать их десятичный состав, уметь заменять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закрепить и обобщить знания о порядке следования чисел при счете; научиться применять знания по нумерации при решении примеров вида 539+1; 300-1;  200+40+8;  248-200;  248-40-8, а также при замене крупных единиц счета и измерения мелкими, наоборот, мелких –  крупными.
  2. Учащиеся должны повторить известные им единицы длины и массы; познакомиться с новой единицей массы – граммом.
  3. Учащиеся должны познакомиться с приемами устных вычислений и овладеть вычислительными навыками применительно к случаям вида :300+(-)200;  400*2;  600:3;  70+60;  120-50;  40*3;  180:2;  430*2; 480:4.
  4.  В результате систематических  упражнений у детей должны быть закреплены навыки табличного и внетабличного умножения и деления, умения выполнять деление с остатком и решать простые и составные задачи рассмотренных видов.

Приемы письменных вычислений:

  • Усвоить  алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел и уверенно применять их.
  • Усвоить алгоритм письменного умножения на однозначное число и уверенно применять его при умножении без перехода и с одним переходом через разряд.
  • Усвоить алгоритм письменного деления на однозначное число и уверенно применять его во всех случаях, за исключением случая с нулем в частном.
  • Уметь выполнять проверку письменных вычислений.
  • Повторить изученные в течение года вопросы в соответствии с основными требованиями к знаниям, умениям, навыкам, сформулированными в программе.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3  классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность  (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

–        готовность ученика целенаправленно использовать знания  в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

–        способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные  результаты:

–        способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;

–        устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

–        строить алгоритм поиска необходимой информации;

–        определять логику решения практической и учебной задач;

–        умение моделировать-решать учебные задачи с помощью знаков (символов);

–        планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные результаты:

  • освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
  • умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:  адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

  • интерактивные технологии
  • метод сотрудничества
  • методики проектирования
  • дифференцированный подход
  • деятельностный подход
  • работа по алгоритму и др..

        Основными формами педагогического контроля:

на уроках используются: текущий, тематический и итоговый.

  • Фронтальный опрос;
  • Контрольные работы, самостоятельные работы;
  • Устный контрольный счёт;
  • Тестирование.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.        Активность участия.

2.        Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.        Развернутость, образность, аргументированность ответа.

4.        Самостоятельность.

5.        Оригинальность суждений.

Средства контроля

Данная программа предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:

  • учебно-познавательной,
  • коммуникативной,
  • рефлексивной,
  • ценностно-смысловой.

Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 12.

Тема

Входная контрольная работа №1 по теме «Сложения и вычитания в пределах 100»

Контрольная работа №2 по теме «Решение задач»

Контрольная работа №3 по теме «Порядок действий»

Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление»

Контрольная работа №5 по теме «Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле»

Контрольная работа №6 «Умножение на 1, 0»

Контрольная работа №7 по теме «Внетабличное умножение и деление»

Контрольная работа №8 по теме «Деление двузначного числа на однозначное»

Контрольная работа №9 по теме «Письменная нумерация чисел в пределах 1000»

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Контрольная работа №11 по теме «Приёмы письменных вычислений»

Итоговая  контрольная работа №12 «Действия с многозначными числами»

         

Практические работы:

Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.

Единицы массы; взвешивание предметов.

Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков по математике

Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений;

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 вычислительные ошибки (но не в ходе решения задачи), имеются незначительные исправления;

Оценка «3»  ставится, если допущены 3-4 вычислительные ошибки, работа выполнена небрежно или хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи;

Оценка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок.

Письменная работа, содержащая только  задачи

Оценка «5»: все задачи решены и нет грубых исправлений;

Оценка «4»: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки;

Оценка «3»: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача;

Оценка «2»: допущена ошибка в ходе решения двух задач

или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

Комбинированная работа (задача, примеры др.задания)

Оценка «5»: работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений;

Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий

или 3-4 вычислительные ошибки;

Оценка «2»: более 5 вычислительных ошибок.

Результаты освоения предмета

Основные требования к  знаниям, умениям и навыкам обучающихся

К  концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  • Названия и последовательность чисел до 1000;
  • Названия компонентов и результатов умножения и деления;
  • Таблицу умножения однозначных числе и соответствующие случаи деления;
  • Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2- 3 действия.

Обучающиеся должны уметь:

  • Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
  • Выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
  • Выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
  • Выполнять проверку вычислений;
  • Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
  • Решать задачи в 1-3 действия;
  • Находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника, квадрата.

Содержание учебного предмета

3 класс (170ч)

Числа от 1 до 100 (122ч)

Повторение 11ч

Табличное умножение и деление. (84)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. умножение 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами.

Решение подбором уравнений вида х•3=21, х:4=9, 27:х=9.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.

Площадь прямоугольника, квадрата. Обозначение геометрических фигур буквами.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности.

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.         

Внетабличное умножение и деление (27)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида, а+б, а-б, а•б, с: б;

Нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х •6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000.

Нумерация (13ч.)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Арифметические действия (35 ч.)

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные.

Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение (17ч.)

Тематическое планирование 3класс

Раделы программы

Подразделы

Кол-во часов рабочей программы

Числа от 1 до 100

122 ч

Повторение

11ч

Табличное умножение и деление

84ч

Внетабличное

умножение и деление

27ч

Числа от 1 до 1000

48ч

Нумерация

13ч

Арифметические действия

35ч

Сложение и вычитание

12

Умножение и деление

6

Итоговое  повторение

17ч

Итого

170

Учебно-методические средства обучения

 

Пособия для учителя:

  1. Моро М. И. Математика: учебник для 3 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2013.
  2. Моро М. И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 ч / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др. — М.: Просвещение, 20013.
  3. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М. И. Моро — Москва: «ВАКО», 2013.
  4. Шклярова Т. В. Сборник самостоятельных работ «Измеряй и вычисляй!», 3 класс (Пособие для начальных классов) / М.:  «Грамотей», 20013г.
  5. Шклярова Т. В. Сборник самостоятельных работ «Попробуй реши!», 3 класс (Пособие для начальных классов) / М.:  «Грамотей», 2013г.
  6. Шклярова Т. В. Сборник самостоятельных работ «Проверим знание таблицы умножения!», 3 класс (Пособие для начальных классов) / М.:  «Грамотей», 2012г.
  7. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 3 класс». – М.: Просвещение, 2013
  8. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО
  9. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2012,«Школа России». – М.: Экзамен, 2013.

Литература для учащихся:

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика 3 класс, М.: Просвещение, 2013
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 3 класса в 2-х частях.        – Просвещение, 2013
  3. Ракитина М. Г. Математика: 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.:           Айрис-пресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа школа2100 3класс

рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, риторике, информатике в 3 классе...

рабочая программа школа2100 3класс

рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, риторике, информатике в 3 классе...

рабочие программы для 3класса (ПНШ)

Рабочая программа для 3 класса по русскому языку...

Рабочая программа «Информатика», 3класс.

Количество часов:Всего 34 час; в неделю 1 час....

Рабочие программы для 3класса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии

Рабочие программы по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3класса...

Рабочие программы для 3класса по УМК Занкова

Рабочие программы по ФГОС  для 3класса по УМК Занкова по руссскому, чтению, окружающему, музыке, Изо, технологии...

рабочие программы ОВЗ 3класс

рабочие программы для надомного обучения детей с ОВЗ (8 вид) 3класс...