Главные вкладки

    Рабочая программа (3 класс) на тему:
    Рабочие программы для 3класса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии

    Рабочие программы по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochie_programmy_3kl.rar495.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии с УМК «Школа России» ( программа под ред.  Б. М. Неменского  «Изобразительное искусство») Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.  

    Цели  курса:

    • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать  и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
    • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности  к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества  в художественной деятельности;
    • освоение первоначальных знаний  о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
    • овладение элементарной художественной  грамотой; формирование художественного кругозора  и приобретение опыта работы в различных  видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

    Перечисленные цели реализуются  в конкретных задачах обучения:

    • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
    • развитие способности  видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
    • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

    Основные содержательные  линии предмета «Изобразительное искусство» представлены следующими  содержательными блоками: «Учимся у природы», « Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира».

                                     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

            Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью  на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного  пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

            Овладение основами художественного языка, получение  опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

            Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования  ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

    Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

    Общая характеристика учебного предмета

    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

    —  изобразительная художественная деятельность;

    —  декоративная художественная деятельность;

    —  конструктивная художественная деятельность.

    Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

    Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

    Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

    Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

    Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

    Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

    Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

    • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
    • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень

    сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
    • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
    • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    • понимание образной природы искусства;
    • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
    • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
    • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
    • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
    • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
    • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
    • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
    • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
    • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
    • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
    • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
    • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
    • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

    Место учебного предмета  в учебном плане

    Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

    На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

    Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

    Содержание курса

    ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

    Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

    Изображения всюду вокруг нас.

    Мастер Изображения учит видеть.

    Изображать можно пятном.

    Изображать можно в объеме.

    Изображать можно линией.

    Разноцветные краски.

    Изображать можно и то, что невидимо.

    Художники и зрители (обобщение темы).

    Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

    Мир полон украшений.

    Красоту надо уметь замечать.

    Узоры, которые создали люди.

    Как украшает себя человек.

    Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

    Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

    Постройки в нашей жизни.

    Дома бывают разными.

    Домики, которые построила природа.

    Дом снаружи и внутри.

    Строим город.

    Все имеет свое строение.

    Строим вещи.

    Город, в котором мы живем (обобщение темы).

    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

    Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

    «Сказочная страна». Создание панно.

    «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

    Урок любования. Умение видеть.

    Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

    ИСКУССТВО И ТЫ

    Чем и как работают художники

    Три основные краски –красная, синяя, желтая.

    Пять красок — все богатство цвета и тона.

    Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

    Выразительные возможности аппликации.

    Выразительные возможности графических материалов.

    Выразительность материалов для работы в объеме.

    Выразительные возможности бумаги.

    Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

    Реальность и фантазия  

    Изображение и реальность.

    Изображение и фантазия.

    Украшение и реальность.

    Украшение и фантазия.

    Постройка и реальность.

    Постройка и фантазия.

    Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

    О чём говорит искусство

    Выражение характера изображаемых животных.

    Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

    Выражение характера человека в изображении: женский образ.

    Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

    Изображение природы в различных состояниях.

    Выражение характера человека через украшение.

    Выражение намерений через украшение.

    В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

    Как говорит искусство

    Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

    Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

    Линия как средство выражения: ритм линий.

    Линия как средство выражения: характер линий.

    Ритм пятен как средство выражения.

    Пропорции выражают характер.

    Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

    Обобщающий урок года.

    ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

    Искусство в твоем доме

    Твои игрушки придумал художник.

    Посуда у тебя дома.

    Мамин платок.

    Обои и шторы в твоем доме.

    Твои книжки.

    Поздравительная открытка.

    Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

    Искусство на улицах твоего города

    Памятники архитектуры — наследие веков.

    Парки, скверы, бульвары.

    Ажурные ограды.

    Фонари на улицах и в парках.

    Витрины магазинов.

    Транспорт в городе.

    Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

    Художник и зрелище

    Художник в цирке.

    Художник в театре.

    Маски.

    Театр кукол.

    Афиша и плакат.

    Праздник в городе.

    Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

    Художник и музей

    Музеи в жизни города.

    Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

    Картина-портрет.

    Картина-натюрморт.

    Картины исторические и бытовые.

    Скульптура в музее и на улице.

    Художественная выставка (обобщение темы).

    КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

    Истоки родного искусства

    Пейзаж родной земли.

    Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

    Образ красоты человека.

    Народные праздники (обобщение темы).

    Древние города нашей Земли

    Древнерусский город-крепость.

    Древние соборы.

    Древний город и его жители.

    Древнерусские воины-защитники.

    Города Русской земли.

    Узорочье теремов.

    Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

    Каждый народ — художник

    Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

    Искусство народов гор и степей.

    Образ художественной культуры Средней Азии.

    Образ художественной культуры Древней Греции.

    Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

    Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

    Искусство объединяет народы

    Все народы воспевают материнство.

    Все народы воспевают мудрость старости.

    Сопереживание — великая тема искусства.

    Герои, борцы и защитники.

    Юность и надежды.

    Искусство народов мира (обобщение темы).

    Материально-техническое обеспечение.

    Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса, Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2011.

     Примерные  программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения,  в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

    Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. учебник "Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс" / Под. Ред. Б. М. Неменского   М.: Просвещение, 2012

           Таблицы по предмету, модели,  муляжи, гербарии, коллекции.

    Распределение часов по темам:

    Искусство в твоем доме -8 ч.

    Искусство на улицах твоего города – 7 ч.

    Художник и зрелище – 10 ч.

    Художник и музей – 9 ч.                                              

    Итого: 34 часа.  

    Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

    критерии оценивания

    Формы контроля:

    Обязательные формы и методы контроля

    Иные формы учета достижений

    текущая аттестация

    итоговая (четверть, год) аттестация

    урочная деятельность

    внеурочная деятельность

    - Индивидуальный и фронтальный опрос

    - Работа в паре, в группе

    - Проектная деятельность

    - Презентация своей работы

       - Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

    - Конференция

    достижений учащихся

    -анализ динамики текущей успеваемости

    - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

    - активность в проектах и программах внеурочной деятельности

    - творческий отчет

    - портфолио

    - анализ психолого-педагогических исследований

    Этапы оценивания детского рисунка:

    • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
    • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
    • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
    • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
    • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

     

    Критерии оценивания знаний и умений

    Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

    Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

    Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

    Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

                                                              Проект

    Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

    • Актуальность проблемы
    • Корректность методов исследования
    • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
    • Характер общения участников проекта
    • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
    • Умение аргументировать свои заключения, выводы
    • Эстетика оформления проекта

     Организация внеурочной деятельности учащихся

            Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

             Во внеурочной происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника.  Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

              В течение учебного года планируется:

    - оформление в классе выставки иллюстраций и репродукций по теме: «Народное декоративно - прикладное творчество» в сентябре;

    - проведение классного часа по теме «Памятники архитектуры крупных городов России» в ноябре;

     - проведение классного часа на тему:  «Любительский кукольный театр»,

    - организация экскурсий в художественный музей;

    - организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся в классе в течение года;

    - проведение обучающих игр на переменах: «Художник и зритель», «Художник и критик» в течение года по мере  изменения тематики выставок.

    - разработка детской книжки – игрушки с иллюстрациями в рамках проекта «Подарок младшему братишке (сестрёнке) в октябре;

    - проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения;

    - проведение классного часа в апреле на тему: « Самые знаменитые художники»;

    - участие в предметной неделе по изобразительному искусству;

    - проведение классного часа в мае на тему: « Самые знаменитые скульптуры и их авторы»;

    - участие в течение года в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, края

                                                                                                     Изобразительное искусство 3класс        

                                                                           

    Тема урока

    Оборудование

    Виды деятельности обучающихся.

    Формы контроля

    Планируемые результаты

    Дата

    План-факт

    1

    1 четверть 

    Искусство в твоем доме

     (8 ч.)

    Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

    Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

    Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

    Личностные:

    - формирование социальной роли ученика;

    - формирование положительного отношения к учению;

    - представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

    развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

    - осмысление своего поведения в школьном коллективе;

    - ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

    - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

    - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

    - умение видеть красоту труда и творчества.

    формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

    - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

    Регулятивные:

     Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные:

     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Коммуникативные:

    Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    донести свою позицию до собеседника;

    оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе:

    учиться планировать работу в группе;

    учиться распределять работу между участниками проекта;

     понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:

    Конструирование и лепка.

    Рисование с натуры и представлению

    Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

    Конструирование из цветной и белой бумаги

    Конструктивное строение: объемное изображение фигур

    Выполнение эскизов.

    Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

    Декоративно-прикладное творчество.

    6.09

    2

    Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

    Пластилин, стеки, дощечка.

    13.09

    3

    Посуда у тебя дома .Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

    Альбом, гуашь, кисти.

    20.09

    4

    Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка     « Платок для своей мамы»

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»

    Л.Малеев «Рязанские девочки»

    В.Суриков «Сибирская красавица»

    27.09

    5

    Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета.

    Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

    4.10

    6

    Иллюстрация твоей книжки.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    М.Врубель «Пан»,

    Васнецов «Алёнушка»

    Н.Рерих «Заморские гости»

    11.10

    Иллюстрирование русских народных потешек.

    8

    Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    18.10

    9

    Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

    Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

    Альбом, цв. карандаши, пастель.

    Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.  

    25.10

    10

    Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    1.11

    11

    2 четверть

    Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

    Бумага, ножницы, клей.

    15.11

    12

    Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

    Тушь, палочка, перья.

    22.11

    13

    Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

    Бумага, ножницы, клей.

    29.11

    14

    Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины , используя восковые мелки.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.

    Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

    6.12

    15

    Труд  художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.

    Бумага, ножницы, клей.

    13.12

    16

    Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

    Альбом, гуашь, кисти.

    Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

    Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

     Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

    20.12

    17

    Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    27.12

    18

    3 четверть

    Театральные маски. Изготовление эскиза маски

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    17.01

    19

    Театр кукол. Изготовление головы куклы

    Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

    24.01

    20

    Театр кукол. Изготовление костюма куклы

    Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

    31.01

    21

    Художник в театре. Изготовление эскиза декораций

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    7.02

    22

    Художник в театре. Изготовление  макетов декораций.

    Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

    14.02

    23

    Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    21.02

    24

    Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    28.02

    25

    Место художника в зрелищных искусствах.

    Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

    7.03

    26

    Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера  музея.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    Изображения музеев  искусств.

    Третьяковская галерея, Эрмитаж,

    Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

    Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

     Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

     Называть самые значительные музеи России.  Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

     Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников.

    Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

     Лепить фигуру человека или животного.

    14.03

    27

    Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    А.Матисс «Синий горшок и лимон»

    И.Репин «Яблоки и листья»

    И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

    В.Ван Гог «Подсолнухи»

    21.03

    28

    4 четверть

    Рисование натюрморта.

    Бумага, гуашь, кисть

    4.04

    29

    Рисование пейзажа.

    Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

    И.Шишкин «Лес зимой»

    В.Поленов «Московский дворик»

    В.Суриков «Взятие снежного городка»

    К.Юон, Б.Кустодиев

    11.04

    30

    Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    А.Веницианов «Захарка»,

    И.Серов «Девочка с персиками»

    Рембранд «Сын Титус за чтением»

    18.04

    31

    Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.

    Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

    25.04

    32

    Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.

    Пластилин, стеки, дощечка.

    А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,

    16.05

    33

    Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ

    Альбом, цв. карандаши, пастель, гуашь, кисти.

    23.05

    34

    Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке

    Детские работы

    РЕЗЕРВ

    ИТОГО 34 Ч.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.

    В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...

    Программа начального образования для 3 класса по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность

    Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·         Федеральный государственный с...

    Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии 2класс

    Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 2класса...

    Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса Школа 2100

    Рабочие программы для 2 класса по всем предметам составлены в соответствии с ФГОС с описанием УУД....

    Календарно-тематическое планирование в 3 классе по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии ( УМК "Школа России")

    КТП по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии....

    Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

    Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру....