Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

 

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.

 

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить индивидуальные  способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа МКООУСТ «ТСШИ» работает по УМК «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

 

Геометрия и конструирование.

1 класс


Содержание

                                                                                                                                                                Стр.

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………..2

Планируемые результаты освоения программы в первом классе………………………………….5

Содержание программы в первом классе………………………………………………………………………..6

Тематическое планирование в первом классе…………………………………………………………………7

Формы контроля и критерии оценки результатов…………………………………………………………..9

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………10

Пояснительная записка

к программе курса «Геометрия и конструирование.»

     Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить индивидуальные  способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа МКООУСТ «ТСШИ» работает по УМК «Школа России».

         Такой систематический курс как «Геометрия и  конструирование» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

         Успешное овладение элементами конструктивных умений предполагает формирование геометрических представлений, пространственного воображения и графической грамотности. Поэтому уроки этого курса включают в себя геометрический материал и задания практического характера.

           Решить многие проблемы конструктивного мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач.              

 Появление курса «конструирование» связано с тем, что:

- в современном мире необходимо обучать  не только получению информации, а и умению её найти;

- анализ, синтез,  сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков логического  мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

- конкретные предметы имеют свои потребности и модели, тогда как логика и конструирование является некоторым  метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Геометрия  и конструирование» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников слабо развито логическое и конструктивное  мышление, концентрация внимания.

           Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

             Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

              Курс «Геометрия и конструирование» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 8  лет.

Курс включает 33 занятия за учебный год в первом классе .

Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

-по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум;

-по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная, практическая.

Система занятий по курсу «Геометрия и конструирование» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

-формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

-формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического  и конструктивного мышления;

Развивающий аспект

-создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

-способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

-воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения  является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

5. Сформировать представление о геометрии ,  как форме описания и методе познания окружающего мира.

     

  Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Геометрия и конструирование»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Геометрия и конструирование»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

- учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами :

-уметь провести анализ и синтез изученных геометрических фигур;

-уметь пользоваться измерением, как методом доказательства;

- сравнивать предметы по заданному свойству;

- определять целое и часть;

- устанавливать общие признаки;

-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

- определять последовательность действий;

- находить истинные и ложные высказывания;

- наделять предметы новыми свойствами;

- владение действием графического моделирования;

-переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание программы

1 класс

1. Вводная часть. Первичное представление о геометрических фигурах. (6 часов)

- дать первичное представление  о геометрии, геометрических фигурах(круг, треугольник, квадрат, и т.д),

-сформировать умение видеть и узнавать эти фигуры,

 - сформировать умение работать по образцу;

-начать работу по формированию внимания и самоконтроля;

-начать работу над формированием основных логических приёмов: анализом, сравнением, обобщение.

2. Основная часть (Основные начальные понятия геометрии: точка, прямая, плоскость.)- 22часа  

Геометрические фигуры. Начальные геометрические понятия: точка и прямая. Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведённых через одну и две точки. Линии на плоскости. Отрезок. Квадрат. Окружность и круг. Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства. Окружность и её элементы. Симметричные фигуры. Треугольник. Понятие угла. Представление о прямом угле. Модель прямого угла. Прямоугольник. Конструирование. Человечек. Ракета. Орнамент.

3.  Заключительная часть (5 часов)

- закрепление пройденного и проверка основных вопросов курса;

-закрепление  представлений об основных начальных понятиях геометрии;

- умение строить геометрические фигуры;

- умение провести анализ и синтез изученных геометрических фигур.

Логические задания, логические задачи, логические игры.


Тематическое планирование

1 класс № п/п

дата

Тема занятия

Всего часов

Цели и

                содержание

Контроль

Вводная часть (6 часов)

1-6

Первичное представление о геометрических фигурах.

6

- дать первичное представление  о геометрии, геометрических фигурах(круг, треугольник, квадрат, и т.д),

-сформировать умение видеть и узнавать эти фигуры,

 - сформировать умение работать по образцу;

-начать работу по формированию внимания и самоконтроля;

-начать работу над формированием основных логических приёмов: анализом, сравнением, обобщение.

тест

Основная часть (Основные начальные понятия геометрии: точка, прямая, плоскость.)- 22часа

1

Геометрические фигуры.

1

-сформировать представление об основных начальных понятиях геометрии: точка, кривая, ломаная, отрезок.

2

Геометрические фигуры.

1

- научить получать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

-дать представление о центре квадрата и симметричном построении орнамента.

3

Начальные геометрические понятия: точка и прямая.

1

-познакомить с понятиями точка, прямая, кривая;

- научить получать прямую способом перегибания листа;

- познакомить с геометрической мозаикой.

4

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведённых через одну и две точки.

1

-научить различать и строить прямые и кривые линии;

- познакомить с различными случаями взаимного расположения прямых на плоскости.

5

Линии на плоскости. Отрезок.

1

-закрепить представление о кривой и прямой;

- познакомить с новым типом линий- ломаной;

- познакомить с понятием отрезок.

6-7

Квадрат.

2

- уточнить представление детей об отрезке;

- дать представление о квадрате;

- сформировать представление о квадрате;

8

Окружность и круг.

1

- познакомить с понятиями окружность и круг;

Научить пользоваться циркулем.

9

Диаметр круга и его свойства.

1

- познакомить детей с понятиями радиуса и диаметра;

-продолжить работу над формированием умения работать с циркулем.

10

Радиус круга и его свойства.

1

-познакомить с понятием радиуса;

- научить составлять симметричный орнамент в круге.

11

Окружность и её элементы.

1

- познакомить с понятием «точки пересечения окружностей»;

-научить составлять простой орнамент с помощью циркуля.

12

Симметричные фигуры.

1

- познакомить с понятием симметричная фигура;

-научить выделять эти фигуры и практически проверять их на симметричность.

13

Треугольник.

1

-сформировать умение находить общее и различное по общему признаку;

-дать представление о треугольнике.

14

Понятие угла.

1

-познакомить детей с геометрической фигурой: угол.

-научить строить модель угла.

15

Представление о прямом угле. Модель прямого угла.

1

- научить выделять прямой угол;

-моделировать прямой угол из листа неправильной формы.

16-17

Прямоугольник.

2

- сформировать представление о прямоугольнике на основе понятия «прямой угол».

18-19

Квадрат

2

- сформировать представление о квадрате, как разновидности прямоугольника.

20-22

Конструирование.

Человечек.

Ракета.

Орнамент.

3

- закрепление пройденного и проверка основных вопросов курса;

- наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств.

Заключительная часть (5 часов)

1-5

Повторение  и закрепление .

5

- закрепление пройденного и проверка основных вопросов курса;

-закрепление  представлений об основных начальных понятиях геометрии;

- умение строить геометрические фигуры;

- умение провести анализ и синтез изученных геометрических фигур.

тест

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  •  80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению  в 3 классе составлена на  основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Путешествие в компьютерию. 2 класс

Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...