РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Хочу всё знать!» 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Вегера Екатерина Николаевна

Рабочая программа для работы по ФГОС во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

        УТВЕРЖДЕНО                                                                    

                                                                                                   решением педагогического совета

                                                                                                   от 30 августа  2013 года протокол № 1

                                                                                            Председатель ________       Галкина Г.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

образовательная

кружок

«Хочу всё знать!»

1год

8 – 9 лет

Составила Вегера Екатерина Николаевна

  1. Пояснительная записка

              Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

 В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и  вне учебной деятельности.

       Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На  многие  вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Актуальность . Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практика про ведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

 Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

-Образовательные:

-обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

Развивающие:

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

-ознакомление с научной картиной мира;

Воспитательные:

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Отличительная особенность программы в развитии познавательных процессов необходимых в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

  1. Тематический план программы (34 часа)

№ п\п

Тема

Кол-во времени

Всего

аудиторные

внеаудиторные

l.

Одежда

6

7

13

1

Одежда наших предков

1

1

2

Откуда взялся фартук

1

1

3

Зачем нужны пуговицы

1

1

4

Откуда взялись шапки

1

1

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

1

6

История русского сарафана

1

1

7

Чем украшают одежду

1

1

8

С каких пор применяют носовые платки

1

1

9

Юбки и брюки

1

1

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

1

1

11

Домик для пальчиков. Варежки

1

1

12

Что такое «мода»

1

1

13

Итоговое занятие по теме «Одежда»

1

1

ll.

Праздник

11

10

21

1

Первые украшения

1

1

2

Новогодние игрушки

1

1

3

Почему на Пасху красят яйца

1

1

4

История воздушных шариков

1

1

5

История фейерверков

1

1

6

Широкая масленица

1

1

7

1

1

8

Приглашаем к столу

1

1

9

А раньше было так…

1

1

10

Бал-маскарад

1

1

11

Рождественские частушки

1

1

12

Ярмарка

1

1

13

«Не красна изба углами»

1

1

14

Вкусные украшения

1

1

15

Мишура

1

1

16

Толковый словарь маркиза Этикета

1

1

17

Приглашение гостей

1

1

18

Семейные праздники

1

1

19

Вечеринка

1

1

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

1

1

1

1

21

итого

16

17

34

 

  1. Содержание программы

№ п\п

Раздел/Тема

Аудиторные, внеаудиторные

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата

I.Одежда 13ч

1

Одежда наших предков

Русский народный костюм

Составление кроссворда «Одежда предков»

1

4/9

2

Откуда взялся фартук

Материалы информационного справочника

Моделирование  и вырезание фартука из бумаги

1

11/9

3

Зачем нужны пуговицы

Беседа о видах пуговиц

Пришивание пуговицы

1

18/9

4

Откуда взялись шапки

Историческая справка

Приемы вязания (крючком)

1

25/9

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

Историческая справка

Беседа о профессии сапожника

Рисование туфель (дизайн)

1

2/10

6

История русского сарафана

Презентация «Русский наряд в изображении художников»

Рисование и вырезание сарафана для куклы

1

9/10

7

Чем украшают одежду

Изготовление аксессуаров

1

16/10

8

С каких пор применяют носовые платки

Информация из дополнительной литературы

Изготовление носового платка из ткани

1

23/10

9

Юбки и брюки

История появления

Пошив брюк (или  юбки) для куклы

1

30/10

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

Информация из дополнительной литературы

Плетение из ниток

1

13/11

11

Домик для пальчиков. Варежки

История появления варежек

Варежка-прихватка. Мини-проект

1

20/11

12

Что такое «мода»

Экскурсия в ателье мод

1

27/11

13

Итоговое занятие по теме «Одежда»

Заполнение листа самооценки

Выставка работ

1

4/12

II.Праздник 21ч

1

Первые украшения

Украшение как деталь костюма

Бусы из бумаги

1

11/12

2

Новогодние игрушки

Откуда пришла традиция украшения елки

Проект. «Сохраним елочку»

1

18/12

3

Почему на Пасху красят яйца

Беседа о православном празднике

Роспись яйца

1

25/12

4

История воздушных шариков

Информация из дополнительной литературы

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

1

15/1

5

История фейерверков

Презентация «фейерверк»

Аппликация «Салют»

1

22/1

6

Широкая масленица

История появления праздника

Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект

1

29/1

7

Сюжетная игра «Чаепитие с блинами»

1

5/2

8

Приглашаем к столу

Сервировка праздничного стола

1

12/2

9

А раньше было так…

Информация из дополнительной литературы

1

19/2

10

Бал-маскарад

Раскрытие понятия «бал»

Изготовление маски

1

26/2

11

Рождественские частушки

Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс

1

5/3

12

Ярмарка

Ярмарка как традиция русского народа

Поделки из разных материалов

1

12/3

13

«Не красна изба углами»

Составление рецептов пирогов (работа в группах)

1

19/3

14

Вкусные украшения

Как украшали елку в старину

Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка

1

2/4

15

Мишура

Поделки из мишуры (фольги)

1

9/4

16

Толковый словарь маркиза Этикета

Правила этикета

Оформление приглашения

1

16/4

17

Приглашение гостей

Конкурсы для мам и  пап

1

23/4

18

Семейные праздники

Составление календаря семейных праздников (работа с родителями)

1

30/4

19

Вечеринка

Конкурсная программа

1

7/5

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

Правила этикета

Составление конкурсных заданий

(работа в группах)

1

14/5

21

1

21/5

Проведение конкурса

Итоговый тест

4. Предполагаемые результаты реализации программы

        К концу обучения школьники должны знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Одежда

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

по отличительным признакам.

Составлять презентацию.

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Праздник

Обучающиеся должны знать:

Название и историю появления праздников и обычаев.

Обучающиеся должны уметь:

Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.

5. Формы контроля, подведения итогов реализации программы.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

6.Методические рекомендации.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей  к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.

7. мМтериально-техническое обеспечение программы

           

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 2

от 27 августа  2013  года № 1

___________         _________

     подпись руководителя МО           Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________            ___________

подпись                             Ф.И.О.

    29 августа2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению  в 3 классе составлена на  основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Путешествие в компьютерию. 2 класс

Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «КОНСУЛЬТАНТ» 3 КЛАСС

Данная программа составлена на основе авторской программы «Учись учиться», модернизированной программы развивающего курса.Курс «Развивающих занятий» нацелен на формирование у у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах «Эрудит»

Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во        внеурочной     деятельности в 1-4 классах в соответствии с тр...