Урок математики во 2 классе "Решение задач на нахождение третьего слагаемого"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чунихина Татьяна Ивановна

Урок математики во 2 классе "Решение задач на нахождение третьего слагаемого" 

УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

во 2 – а классе

Тема: «Решение задач на нахождение третьего слагаемого»

                                         (Слайд 1)

Цели: - раскрыть смысл задач на нахождение третьего слагаемого;

          - закрепить умение подбирать схему к условию задачи;

          - формировать умение читать текст задач и отличать задачу от                              

                    текста;

                  - закреплять вычислительные навыки;

                  - развивать математическую речь, мыслительные операции;

                  - формировать познавательный интерес;

                  - способствовать здоровьесбережению детей;

                  - соблюдать гигиенические требования к уроку;

                  - воспитывать друг к другу.

      Оборудование: - презентация на компьютере «Урок математики во 2 классе»;

                                - Н.Б.Истомина, математика 2 кл.;

                                - Н.Б.Истомина, З.Б.Редько, тетрадь по математике 2 кл. (1

                                   1 часть;

                                - раздаточный материал: бумажные прямоугольники и

                                   углы (тупые и острые).    

                       

   Место проведения: классная комната.

                             

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка учебных задач.

- Продолжаем  работать с задачами, быстро учимся считать.

(Слайд 2)

                    II. Устный счёт

(Слайд 3)

  1. Нумерация

26 24 8 39 21 25

- Прочитайте числа?

- Какое число «лишнее»?

- По какому признаку вы его исключили? (все двухзначные)

- А какие числа называют двухзначными?

- Какие разрядные единицы присутствуют у двузначных числах? (дес. и ед.)

- А есть ли ещё «лишнее» число? (39)

- А почему? (у него 3 десятка)

- Назовите предыдущее ему число. (38)

- Оно больше или меньше и на сколько?

- Назовите следующее за ним число. (40)

- Оно больше или меньше и на сколько?

- Разложите 39 на сумму разрядных слагаемых. (30 и 9)

  1. Найти значение выражений

     35 + 5     63 + 7     12 + 8

     53 + 7     36 + 4     21 + 9

     - По какому правилу записаны равенства в каждой паре?

(Складывали единицы до 10 и  в каждой паре у первого слагаемого в записи одинаковые цифры только в разных разрядах.)

  1. Задача, текст

- Раз вы, ребята, поставили одну из учебных задач сегодня на урок: «Решать задачи», давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие и вопрос)

- Что ещё нужно добавить? (Они должны быть связаны по смыслу)

- Прочитаем тексты. (Один ученик читает, другие слушают.)

(Слайд 4)

Возле дома росло 7 яблонь и 4 вишни. Сколько цветов росло возле дома?

Возле дома росло 7 яблонь и 4 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?

- Почему первый текст не задача? (Условие и вопрос не связаны по смыслу.)

3. Выбор схемы к условию задачи

(Слайд 5)

- Выберите схему к задаче

________________              ________________

- Почему? (В задаче данные – это части, а найти надо целое как на 1 схеме)

- А почему вторая не подходит? (На ней известно целое - 7, а по условию задачи 7 – это часть всех деревьев.)

- Молодцы! Но задачи надо не только читать, но и решать. Решите задачу.

7+ 4 = 11

- Как нам проверить, правильно ли мы выбрали действие? (Правильно, потому что мы находили целое, а оно должно быть больше каждой из частей. 10 больше и 7 и 3.)

  1. Повторение взаимосвязей между компонентами: слагаемое, слагаемое, значение суммы.

- Как называются числа при сложении?

- Где целое и части?

- Как найти  слагаемое, если оно ещё  называется частью?

(Надо из целого вычесть известную часть.)

  1. Часть, часть, часть, целое.

(Слайд 6)

- Где целое? А где части? (Г – целое, а, б, в – части.)

- Что обозначают записи?

1) а + б + в = Г

2) Г – а = б + в

3) Г – б = а + б

4) Г – б – в = а

  1. Если части сложить, получится целое Г.
  2.  Если из целого Г вычесть часть а, остаются части б и в.
  3. Если из целого Г вычесть часть б, то остаются части б и в.
  4. Если из целого Г вычесть части б и в, то остаётся часть а.

III. Новый материал

(Учебник З. 156)

1) работа над условием задачи

- Прочитаем условие. Какая схема подходит к задаче? (Масса всех овощей – 12 кг. Значит 12 – целое, как на 1 – й схеме. Огурцы, помидоры, свёкла – это части. 2 – я схема неправильная, потому что 12 – это целое, а не часть.

(Схемы вынести на доску.)

2) Запишем и решим задачу

  1. Краткая запись (выполняю сама на доске).

- Что покупала мама?

- Сколько? После кг точку не ставим.

- Где записать целое?

2)Схема

- Где целое? Где части?

Ог. – 5 кг

С. – 2 кг                 12 кг        _____________________________

П. - ?

  1. Разбор выражений

- Смотрим на схему. Объясним, что обозначают выражения в учебнике.

(Слайд 7)

12 – 5 – масса свёклы и помидоров;

5 + 2 – масса огурцов и свёклы;

12 – 1 – масса огурцов и помидоров;

12 – (5 + 2) – масса помидоров, так как из целого вычитают и огурцы, и помидоры.

- Нас просят записать решение по действиям. Есть два способа. Выстроим план решения.

((Из целого вычтем сначала одну часть, а потом из полученного результата вычтем другую, останется третья.

4) Запись решения

- Запишем.

1 способ

12 - 5 -  2 = 5 (кг)

Ответ: 5 кг помидоров

- А какой ещё есть способ?

(Сначала сложим известные части: огурцы и свёклу, а во втором действии вычтем эту сумму из целого)

2 способ

1) 5 + 2 = 7 (кг)

2) 12 – 7 = 5 (кг)

Ответ: 5 кг помидоров

- Как можно искать 3 – ю часть? Кто понял?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление вычислительных навыков

Т. 1, стр. 21 пр. 51.

(Слайд 8)

- Заполни таблицу.

- Какое действие будем выполнять в первой таблице?

- Какие разрядные единицы будем складывать?

- А во второй?

- Повторим названия чисел при вычитании?

- Что заметили? (Уменьшаемое круглое число)

- Что надо сделать сначала? (Выделить десять и у разности десятков будет на 1 меньше, чем у уменьшаемого.)

VI. Работа с геометрическим материалом

(Слайд 9)

1) Повторение знаний об углах

- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились на прошлом уроке?

- Что является сторонами угла? А что вершиной?

- Какие бывают углы? (Прямые, острые и тупые)

- Острый угол, он больше или меньше прямого? А тупой?

2)Практическое задание

(Раздаю прямоугольный лист белой бумаги каждому ученику. Конверт «Острые углы» - 1 ряду;

«Тупые углы» - 2 ряду)

 - Из белой бумаги сделайте прямой угол и исследуйте каждый свой угол.

- Как определили?

VII. Итог урока

(Слайд 10)

-  Итак, какую учебную задачу ставили на урок?

- Мы выполнили её?

- Что нового было в сегодняшней задаче?

- Как находить 3 – ю часть?

VIII. Оценки

IX. Домашнее задание

С. 63 з. 159 (1), пр. 158

(Слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по математике 2 класс 4 четверть. Контроль формирования навыков письменных и устных вычислений, решения задач на нахождение третьего слагаемого, на вычисление периметра прямоугольника и квадрата.

Проверочная работа по математике 2 класс 4 четверть. Цель работы: контроль формирования навыков письменных и устных вычислений, решения задач на нахождение третьего слагаемого, на вычисление периметра...

Задачи на нахождение третьего слагаемого

2 класс.Задачи на нахождение третьего слагаемого.1. В одной коробке 20 кг апельсинов, а во второй 15 кг. Сколько кг апельсинов в третьей коробке, если в трёх коробках 60 кг апельсинов? 2. В первы...

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Задачи на нахождение третьего слагаемого.» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по математикеТема: «Задачи на нахождение третьего слагаемого.» Цели деятельности учителя: закрепление знаний решать задачи на нахождение третьего слагаемого; закреплени...

Конспект урока математики по теме: "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого"

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемогоПланируемые результатыПредметные: уметь моделировать с помощью схематических рисунков и решат...

Технологическая карта урока по математике «Задачи на нахождение третьего слагаемого» 2 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого,Задачи урокаДидактические:Формировать умен...

МАТЕМАТИКА "Задачи на нахождение третьего слагаемого"

МАТЕМАТИКА "Задачи на нахождение третьего слагаемого"...