Разработка мультимедийных учебных материалов в среде SMART notebook.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Ионова Марина Владимировна

Разработка плана-конспекта урока и мультимедийных учебных материалов в среде SMART notebook по математике для учащихся 1 класса по теме «Число 5. Цифра 5»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_5_cifra_5.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

на курсах повышения квалификации

по ИОЧ  ВБ

«Мультимедийный комплекс учебной дисциплины»

(10.06, 11.06, 26.06, 27.06, 28.06 2013г.)

по  теме:

Разработка плана-конспекта урока и мультимедийных учебных материалов

в среде SMART notebook по математике для учащихся

1 класса по теме «Число 5. Цифра 5»

Выполнила:

Ионова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №101

Кировского р-на г.о.Самара

Самара 2013г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: 

создание условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 5

Задачи: способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД:

предметные: формирование понятия числа и цифры 5 как результата сложения чисел; определение места числа в числовом ряду; развитие умения написания цифры 5.

метапредметные:

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; развивать умения контролировать с вою деятельность в соответствии с поставленными задачами;

познавательные: развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; формировать умения ориентироваться в учебнике и тетради, действовать по образцу;

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

     Оборудование: персональный компьютер с программой Smart Notebook, мультимедийный проектор и интерактивная доска Smart Board.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

1.Организационный момент: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Проверка рабочих мест.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2. Актуализация знаний:
1)
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;
2)организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках;
4)организовать выполнение индивидуального задания на новое знание;
5)организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

1) Посчитайте до 10, обратно.

- Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

Слайд 2

Установи закономерность и продолжи ряд влево и вправо на одно число. (вставить нужные карточки)

Слайд 3

Назови число, которое может быть суммой двух других чисел.(состав числа)

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают нужные цифры в «окошечки» на доске и в тетрадях

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять запись ( фиксацию) выборочной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
Постановка и формулирование проблемы,
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

2)Ребята, вспомните, какие цифры и числа вы уже знаете?
Покажите их место на числовой прямой.

Слайд 4

(поставь цифры на место)

- Назовите соседей числа 2, 3.  

 - Какое число стоит между числами 1 и 3, 4 и 2.

-Назовите предыдущее числа 3, последующее числа 2, предыдущее числа 4, последующее числа 1.

Отвечают: 1,2,3,4
Показывают место чисел на числовой прямой, расставляют карточки на доске.

3)Слайд 5

Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке? (животных)

 -Посчитайте, сколько их.

 -Где находиться ёжик? (лягушка, утёнок, зайчик)

 -Кто стоит между ёжиком и утёнком? (лягушкой и зайчиком)

- Посчитайте по порядку слева направо.

- Каким по счету стоит зайчик? (ёжик, утёнок)

Давайте подпишем их номер.

4) Слайд 5

А теперь я проверю ваше внимание. Игра «Что изменилось?»

Дети рассматривают картинку, определяют местонахождение животных, отвечают на вопросы, используя слова: за, между, перед, после, впереди.

Определяют очередность животных используя счёт. Подписывают порядковый номер животных.

Дети закрывают глаза, учитель передвигает   фигуры  несколько раз. Дети должны сказать, что изменилось.

3. Проблемное объяснение нового знания.
1)
Зафиксировать причину затруднения;
2)Сформулировать и согласовать цели урока;
3) Сформулировать и согласовать тему урока;
4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания;
5)Организовать фиксацию нового способа действий в речи;
6) Организовать фиксацию нового способа действий в знаках, схемах;
7)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике;
8)Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Слайд 6

Что вы видите на доске? (нет чисел, их унесли бабочки)

- Расставьте цифры на числовой прямой по порядку.

  -Каких чисел не хватает? (чисел 3 и 5)

-Где они должны стоять? (дети называют соседей чисел)

-Напишите недостающие числа… (пишут маркером или пальчиком  на доске цифру 3

Затруднение: не все дети умеют писать цифру 5.

Если вы не смогли записать цифру 5, то как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Хотите научиться?

Ученик выходит и передвигает цифры, оказывается двух  цифр не хватает)

Определяют затруднение, озвучивают, т.к. не умеют писать цифру 5.

Дети формулируют тему урока.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем,
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Слайд 7

(ссылка на анимационный плакат «Написание цифры 5»)

Учитель даёт объяснение написания цифры 5.

- Начинают писать   немного правее середины верхней стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Лучшую и правильно написанную цифру обведите в солнышко.

Записывают цифру 5, проговаривая её написание. Оценивают свою работу.

Физминутка

Слайд 8

(ссылка на звуковой файл «Танец маленьких утят»)

Слайд 9

Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды,  пять пальцев на руке)

(По мере ответов детей кликать на прямоугольники. Прямоугольники исчезают, появляются ответы)

 -Посчитайте до 5 и обратно.

Слайд 10

-Давайте по линейке, карандашом соединим цифры по порядку.

-Какая фигура получилась? Почему её так назвали? (пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

Работа в учебнике.

- Откройте учебник. Посмотрите, как обозначено число на кубике, на домино.

 (Дети рассматривают кости домино и предлагают различные варианты разбиения 5 точек на группы)

-Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после числа 4, перед числом 6)

Слайд 11, 12

- Посмотрите на числовой отрезок. Какие равенства можно написать к рисункам?

4. Первичное закрепление нового знания во внешней речи:
Организовать усвоение детьми новых способов действий с их проговариванием во внешней речи (выполнение заданий)
— фронтально, в парах, группах.

Слайд 13

Рассмотрите фигуры на доске.

Сколько их всего? (пять)

На какие части их можно разбить? (по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)

Слайд 13

Разбейте на части по размеру (ученик на доске сдвигает фигуры)

На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 1 + 4= 5, до этого закрытое «шторкой»).

Назовите 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумму.

Слайд 14

Разбейте на части по цвету (ученик передвигает фигуры)

На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 2 + 3 = 5)

-Что обозначает число 2 в равенстве? (первое слагаемое или первая часть)

-Что обозначает число 3? (второе слагаемое или вторая часть)

-Что обозначает число 5? (сумма, или целое)

 Слайд 15

-Разбейте на части  по форме (передвигают фигуры)

 - На какие части разбивается при этом число 5? (После ответа детей открывается равенство 3 + 2 = 5)

Рассматривает фигуры, разбивает их на группы по разным признакам. Записывает в тетради выражения.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.
1)Организовать сам. выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2)Организовать самопроверку сам. работы;
3)По результатам выполнения сам. работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
4)Создать ситуацию успеха в любом случае.

Слайд 16

Преврати записи Кати в верные равенства. Запиши в «окошках» знаки действий (+, -)

Слайд 17

Проверь себя

Работа по учебнику.

Составь примеры на сложение и вычитание, где целое состоит из пяти фигур.

Сделайте рисунок по выражениям к заданию под № 5 (учитель просит  прокомментировать выполнение)

Проверку выполненного задания, исправление возможных ошибок можно организовать в парах.
Учитель в любом случае создаёт ситуацию успеха и поддерживает учащихся.

Учащиеся выполняют задания в тетрадях.
Самопроверка работ.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи,
Р: планировать свои действия, Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, коррекция результатов деятельности.
Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1)
Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Слайд 18

(решение записывается в тетрадях учащихся и «графическим пером» на доске)

Решите “Веселые задачки в стихах”

Четыре яблока у Саши,

Груша у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим? (5)   4+1=5

Слайд 19

(при выполнении клика, кадушки исчезают, проявляются лягушки)

У стены стоят кадушки.

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек.

Сколько было в них лягушек? (5) 1+1+1+1+1=5

Слайд 20

(Выбери верное решение, проведи стрелочку. При правильном выполнении происходит ссылка на слайд 21 «Молодец»)

Возле грядки две лопатки.

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать –

Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5

Дети решают задачи. Решение записывают на доске и в тетрадях.

Выбирают правильное решение из  предложенных, аргументируют своё решение.

П: структурирование знаний, умение использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, владение рядом общих приёмов решения задач.

7. Итог урока. Рефлексия.
1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке,
2)организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели,
3)Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности (где будем применять новые знания)

Подведём итог нашего урока.
Чему вы научились?
Что узнали нового? Вам пригодится новое знание? Где?
Оцените свои успехи на уроке.
Если вам понравилась ваша работа на уроке, вам всё понятно и всё удалось, то нарисуйте улыбку человечку.
Слайд 22

Ученики делают выводы, высказываются.
Самооценка своей деятельности.

П: самостоятельное определение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.


5 слайд

Физминутка

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

     1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

  1. подняться, потянуться
  2. согнуться, разогнуться
  3. в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 -  руками помахать

6 -  за парту тихо сесть

7 – 8 лень отбросим

Работа в учебнике

Физминутка

Мы еще раз отдохнем,

Физминутку проведем.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 – Хомка сильным хочет стать!

V.Закрепление состава числа.

- А сейчас будьте внимательными,  

Работа в тетрадях.

- Скажите, как можно получить число 5? ( ответы детей)

Выполняем запись в тетрадях (ученики по очереди выходят и  пишут на доске)

1+ 4 = 5            3 + 2 = 5          

4 + 1 = 5           2 + 3 = 5            

-Назовите и подчеркните части? (числа 1 и 4,   подчеркивают одной и двумя линиями)

-Где здесь целое? ( число 5, дети обводят кружком)

- Как иначе назвать целое и части ? ( слагаемые и сумма)

-Какое математическое правило использовали? ( от перемены мест слагаемых сумма не меняется)

- Как связаны между собой сложение и вычитание? ( Сложили части, получили целое, от целого вычитаем одну часть, получаем вторую)

Запись в тетрадях.

5 - 1 = 4                  5 – 3 = 2

5 – 4 =1                  5 – 2 = 3

- Обведите целое и подчеркните части (ученик выполняет на доске).

Итог.

- Поднимите руку, кому было интересно на уроке.

- Чему учились на уроке? (ответы детей).

- На следующих уроках мы продолжим работу с числом 5.

  Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём умножения с помощью сложения. ЦОР ( цифровой образовательный ресурс) разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 10.6 для интерактивной доски SMART Board.

  ЦОР ( цифровой образовательный ресурс)  разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook  10.6   для интерактивной доски SMART Board....

Презентация к уроку русского языка "Обобщение сведения о наречии" с использованием Smart Notebook

Урок русского языка "Школа России" 4 класс "Обобщение сведений о наречии" с использованием мультимедийной доски....

Разработка мультимедийных учебных материалов в среде SMART notebook.

Разработка плана-конспекта урока и мультимедийных учебных материалов в среде SMART notebook по математике для учащихся 1 класса по теме «Число 5. Цифра 5»...

Материалы к урокам в цифровом формате в программе SMART Notebook

Коллекция интерактивных материалов к урокам математики и русского языка для обучающихся с ЗПР 4 класса, созданных в программе SMART Notebook для интерактивной доски....