Разработка плана-конспекта урока по информатике в 4 классе и электронного учебного материала в среде SMART Notedook по теме: "Отношения между понятиями".
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме

Быстрова Наталья Ивановна


Урок изучения новой темы с использованием интерактивной доски SMART Nootebook.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока43 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Отношения между понятиями, 4 класс

Цели:

  1. Дать представления учащимся об отношениях между понятиями.
  2. Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.

Задачи:

  1. Инициировать умственную деятельность учащихся при изучении новой темы, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями.
  2. Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
  3. Развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  • иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
  • иметь представления об отношении между понятиями;
  • уметь приводить примеры видовых и родовых понятий,
  • выполнять тесты в программе PowerPoint.

Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы : эвристическая беседа с опорой на знания учащихся, работа в группе, индивидуально (по уровням сложности) и в паре.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, дидактический материал.

Програмное обеспечение:  PowerPoint, Программа SMART Notebook.

План урока:

1.Организационный момент

Деление класса на равнозначные группы с разной степенью обученности в каждой.

2. Повторение изученного материала

Групповая работа, вовлечение  в учебный процесс детей, обучающихся       интегрированно в классе

3. Изучение нового материала

Беседа с применением интерактивной презентации, опорных схем и справочных материалов для упрощения усвоения нового материала.

4. Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

Работа в парах: учащийся быстрее выполнивший задания помогает отстающему, в случае затруднений

6. Самостоятельная работа

Дифференцированный тест с двумя уровнями сложности на выявление качества усвоения знаний учащимися.

7. Домашняя работа

Задание двух видов — различные по сложности и по содержанию.

Ход урока

1. Организационный момент (деление класса на равнозначные группы с разной степенью обученности в каждой).

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
 

Слайд 2. Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине ,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока , произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка. У вас на столах лежат эмблемы с изображением палитры или кисти и только объединившись вместе мы сможем создать нашу картину.

2. Повторение изученного материала (групповая работа, вовлечение интегрированных учащихся в учебный процесс).

Слайд 3. А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах. У каждой группы будет одна из 3-х частей кроссворда. Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда. Ключевое слово мы сможем определить только объединив эти части. На выполнение задания 3 мин.

  1. Это объект внутреннего, виртуального мира идей и мыслей человека.
  2. Это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
  3. Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
  4. Мебель”, “инструмент”, “автомобиль” – это понятие родовое или видовое?
  5. Манипулятор для управления экранными объектами.
  6. Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
  7. Конфета”, “цифра”, “ель” – это понятие родовое или видовое?
  8. Клубника, малина, смородина, назовите родовое понятие.

Обобщение этапа

Давайте проверим, какие слова у вас получились?

Слайд 3, 4, 5, 6. Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.

И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент (Солнце - доброта).

3. Изучение нового материала (беседа)

У детей на столах лежат опорная схема и справочный материал по новой теме.

Слайд 7. Сегодня на уроке мы должны понять, что отношения между понятиями бывают такие: вид <=> вид, род => вид, вид  <= род. Понять, что отношения , обозначенные однонаправленной стрелкой, называют несимметричными отношениями, а двунаправленной стрелкой — симметричными отношениями. Научиться узнавать и называть отношения, приводить свои примеры и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера.

Слайд 8. Понятия, как  и объекты реальной действительности, находятся в определенных отношениях между собой. Рассмотрим это на примере знаков. Знаки бывают разные. Это и буквы, и цифры, и знаки арифметических действий и много других.

«Знак» - это родовое понятие. «Буква», «цифра», «знак препинания» - это видовое понятие.

Слайд 10-13. В таблице приведены примеры отношений  вид <=> вид, род => вид.

Слайд 14. Отношения бывают несимметричные и симметричные. Несимметричные отношения обозначают  однонаправленной стрелкой. Симметричные отношения обозначаются двунапраленной. Симметричные  - отношения — это отношения между понятиями одного уровня. Например, между видовыми понятиями. Здесь понятия «буква» и «цифра» - понятия одного уровня, поэтому отношения между ними симметричное. Тоже самое можно сказать про буквы «А» и «Я», про цифры 1 и 8.

Слайд 15. Есть и другие виды отношений между понятиями. Например, отношение пересечения понятий.

Слайд 16. Круги Эйлера — это наглядное и удобное представление отношений между двумя или несколькими понятиями.

Слайд 17,18. Рассмотрим пример. Некоторые латинские буквы используются в качестве цифр. Это римские цифры. Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения. Круг, обозначающий понятие буквы, пересекается с кругом. Обозначающим понятие цифры. Оба эти круга находятся внутри большого круга, которым обозначены знаки. Если посмотреть на круги Эйлера, то становится понятно, почему говорят, что понятия «буква» и «цифра» входят в понятие «знак».

Размер кругов Эйлера не имеет значения. Их можно рисовать большими или маленткими. Главное, чтобы были правильно представлены отношения между понятиями. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в другой круг, который больше и обозначает родовое понятие.

Обобщение этапа (индивидуальная проработка понятийного аппарата, проговаривания правил)

Слайд 19. Главное, что мы с вами должны понять и запомнить?

Открываем учебник на странице 77, вместе читаем выводы.

Скажите, кто понял тему урока? И я думаю , что за это мы получаем ещё один элемент картины. (деревья - понимание)

Физкультминутка. Слайд 20

Мы работаем отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Вышеруки, вместе пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

4. Закрепление изученного материала (работа в парах)

Сейчас мы будем с вами работать в тетрадях и посмотрим, как вы усвоили тему урока.

Открываем тетради на странице 50, будем выполнять задания №2,3,4,5.

Остальные задания в этом параграфе № 1,6,8,9 вы выполните дома.

Слайд 21-30

Поднимите руку, кому понятно, что мы будем делать сейчас, и какие задания остаются на дом?

С работой в тетрадях вы справились неплохо. И получаете ещё один элемент картины.

(облака - взаимопомощь)

5. Самостоятельная работа (дифференцированные  тесты ) – приложение 2

1 уровень

1.Деление понятия – это

А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.

Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом

2. Обобщение понятия - это

А) мысленное действие, смысл которого — в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.

Б) мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие

3. Все объекты связаны друг с другом

а) отношениями

б) дружбой

4. Какие видовые понятия входят в родовое понятие «устройство компьютера»

а) мышь

б) клавиатура

в) монитор

г) стол

д) дерево

е) учебник

5. Какие действия можно совершать с понятиями

а) деление

б) обобщение

в) сложение

г) умножение

уровень 2

  1. Все части компьютера соединены с …

а) клавиатурой

б) системным блоком

в) монитором

  1. Объект — это общее название:

а) явлений окружающей действительности

б) того, на что направлено внимание человека

в) предметов окружающего мира

  1. Термин — это...

а) слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники

б) слово или устойчивое словосочетание, обозначающее бытовой предмет

  1. Родовое понятие «посуда» делится на видовые понятия:

а) тарелка

б) кастрюля

в) стол

г) утюг

д) бокал

е) лампочка

  1. Обобщите видовые понятия: «гвоздика», «роза», «тюльпан», «ромашка».

а) цветок

б) посуда

в) техника

Обобщение этапа

Какие отметки у вас получились? Молодцы!

И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины.  (животные - дружба)

6. Итог урока

Слайд 31. Посмотрите, ребята, наша картина закончена.

Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.

Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.

А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.

Домашнее задание у вас записано на эмблемах с обратной стороны.

Скоро прозвенит звонок

Собери свои вещи дружок,

Аккуратно, по порядку

Книгу, ручки и тетрадку.  

Спасибо, вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.

Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»

Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников:  6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в ...

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...