Формирование навыков самоконтроля при решении текстовых задач
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Никитина Людмила Петровна

В статье даны рекомендации по формированию навыков самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina_l.p._formirovanie_navykov_samokontrolya.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Центр информационно-коммуникационных технологий»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Марковская средняя образовательная школа»

                                                                          Номинация: начальное образование

Категория: методические разработки (пособие)

Формирование навыков самоконтроля при решении текстовых задач

Никитина Людмила Петровна

учитель начальных классов

Чайковский, 2014г.

Введение

       Формирование учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

         И именно сейчас старое дидактическое правило "Учить детей учиться" как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

      Актуальность выбора темы данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы.

       Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Все сказанное обусловило выбор темы данной работы: "Приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач".

         Проблема, определенная нами, заключается в решении вопроса: какие способы формирования самоконтроля младших школьников будут оптимальными в организации  работы над задачей.

          Цель данной работы: рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные приемы, способствующие

развитию самоконтроля.

        Объект исследования:  учебная деятельность младших школьников.

        Предмет  исследования:  процесс  формирования  у  младших  школьников

самоконтроля как компонента учебной деятельности.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить особенности формирования самоконтроля младших школьников;
  • подобрать и апробировать систему приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач;
  • составить «Задачник».

Для осуществления цели работы и решения поставленных задач нами были использованы различные методы:

  • метод исследования психологической и педагогической литературы;
  • методы исследования реального педагогического процесса: наблюдение, беседа.

Практическая значимость

Самоконтроль - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе учения в школе, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками самоконтроля.

Практический выход: «Задачник для формирования навыков самоконтроля»

1. Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности

      Организованный на уроке взаимоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дает возможность на каждом уроке осуществить обратную связь учителя и учеников.

      Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

       Развитие самоконтроля у младших школьников подчинено закономерностям. Сначала он является отдельной формой деятельности. Постепенно превращается в обязательный элемент выполнения основного задания. Так как изменяется отношение ученика к самоконтролю, меняется и уровень его сформированности. Можно говорить о следующих педагогических показателях сформированного самоконтроля:

  • умение спланировать работу;
  • умение изменять свои действия, учитывая изменившиеся условия, находить рациональные способы решения;
  • умение осознанно переходить на знаковые символы и схемы;
  • умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, алгоритм проверки.

Таким образом, говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по словесной инструкции;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • выполнение задания по наводящим вопросам;
  • выполнение задания по образу;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
  • проговаривание “про себя” объяснения выбора.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.

2. Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

        Для развития навыка самоконтроля были подобраны приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались на уроках математики при решении задач.

     Приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

     Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по инструкции;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

Заключение


     В данной работе была исследована тема "Методы и приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач". Были рассмотрены теоретические основы формирования данного навыка у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме, была проведена практическая работа, направленная на решение поставленной проблемы с использованием накопленного теоретического материала.

        Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития.

       Работа по формированию учебной деятельности занимает особое место в начальных классах. Она должна проводиться с первых дней пребывания детей в школе, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.

       Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует.

        В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.

        Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Например, в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова формируется теоретическое мышление детей. Но, развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей. Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

          Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов (сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального).

          В результате был разработан «Задачник для формирования навыка самоконтроля при  решении задач»

           Надеюсь, материал, представленный в данном задачнике, будет полезен не только учителям начальной школы, но и детям и их родителям. Поможет в формировании навыков самоконтроля при решении текстовых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Совершенствование навыка решения текстовых задач.

Программа "Школа-2100". Технологии: взаимного диалога; исследования; игровая; оценивания....

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

формирование регулятивныхУУД при обучении решению текстовых задач

В статье рассматривается понятие регулятивные универсальные действия; приемы формирования регулятивных УУД при решении текстовых задач....

Формирование моделирования как универсального учебного действия при решении текстовых задач

При обучении решению задач необходимо использовать подход, предполагающий формирование общего умения решать задачи. В основе  формирования общего умения    решать задачи лежи...

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе...