Углы. Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Порошина Жанна Владимировна

 Урок обобщения полученных знаний.  Задания, которые выполняют дети на уроке, различны по характеру учебного содержания и видам деятельности.  Ребята возвращаются уже к усвоенному материалу, но уже с новой точки зрения. Такой подход способствует уяснению изучаемых вопросов всеми учениками,  углублению и расширению полученных знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: математика, урок обобщения.

Тема: «Углы. Многоугольники».

Продолжительность:1 урок - 45 минут.

Класс: 1-а.

Технологии: ИКТ.

Аннотация: представленный ниже  урок завершает   тему  «Углы и многоугольники», которая является  предпоследней в изучении элементов геометрии в первом классе. Данный урок - урок обобщения полученных знаний. Поэтому  задания, которые выполняют дети на уроке, различны по характеру учебного содержания и видам деятельности.  Ребята возвращаются уже к усвоенному материалу, но уже с новой точки зрения. Такой подход способствует уяснению изучаемых вопросов всеми учениками,  углублению и расширению полученных знаний. Для формирования у детей пространственного воображения и основных мыслительных операций   в урок математики включены разнообразные задания, основанные на использованиинаглядного геометрического материала. Поэтому на уроке применяетсяпрактический метод обучения. Дети работают в группах, парах  и индивидуально. Для учеников предоставлена возможность выбора задания: от самого простого (раскрасить рисунок: на различение геометрических фигур)  к более сложному (сложи фигурку из геометрических деталей по образцу) и творческому (придумай и самостоятельно сложи фигурку). Выполнение на уроке разнообразных по содержанию заданий повышает положительную мотивацию школьников, снижает уровень утомляемости.

Практическая реализация: урок апробирован

Конспект урока:

Обобщение по теме «Углы. Многоугольники»

(1 класс, система Л.В.Занкова)

Цель: создание условий для овладения первоклассниками математическим языком, формирования речевых умений (высказывания суждений с использованием математических терминов и понятий), для расширения и систематизации знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

обучающие: обобщить знания и умения по теме, создать  условия для развития навыков счёта и сравнения, умения решать задачи, учить составлять фигуры из геометрических частей «Монгольской» игры, продолжить формирование способности самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку.

развивающие: развивать познавательные умения (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать),  произвольность психических процессов детей (памяти, внимания), логическое и пространственное мышление, творческое воображение.

воспитывающие: воспитание коммуникативных способностей первоклассников (умения работать в группе), интереса к умственному труду, умения работать индивидуально и коллективно.

     Нумерация слайда  не учитывает титульного слайда.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация,

бланки с текстовыми заданиями, альбомный лист, конверты с частями «Монгольской игры», угольники, цветные карандаши, математические веера, алфавит, касса счётных материалов «Учись считать».

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по стране Математике (Слайд №1). Сегодня на уроке мы не только  узнаем, чему вы уже научились на наших занятиях, но и побываем в роли конструкторов и фантазёров. Согласны? Тогда в путь! У Королевы Математики есть сестра – Принцесса Геометрия. Вот её портрет. А её поданные -  это… Вы узнаете, если выполните задание. (Слайд №2)1. Расшифруйте слово с помощью алфавита.

14

15

16

4

16

21

4

16

13

30

15

10

12

10

м

н

о

г

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

и

Правильно, зашифрованное слово - многоугольники. «Углы. Многоугольники» - тема нашего урока. Итак, встречайте подданных Принцессы Геометрии!

(Слайд №3)

2.Учитель: - Найдите, пожалуйста, «лишнюю» фигуру. Обоснуйте своё суждение. Дети: «Лишняя»:     - треугольник – самая маленькая по размеру;

 - пятиугольник – граница  другого цвета

 - круг – нет углов, закрашенная (имеет площадь)

3. Игра  «День – ночь». Учитель: - Что изменилось на чертеже?  (Слайд №4)

Дети: Все фигуры стали  разного  цвета. Нет круга. Треугольник стал больше по размеру.

4. Игра «Да – нет»

Учитель: - Принцесса Геометрия хочет вас испытать. Она предлагает вам высказывания. Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет – молчите.

  • Это замкнутые линии.
  • Эти фигуры – многоугольники.
  • Здесь только четырёхугольники
  • Это линии
  • Все фигуры – замкнутые линии

Дайте самое точное название многоугольнику.

Дети: Многоугольник - замкнутая ломаная. (Это одно из определений многоугольника)

5. Игра  «День – ночь». Учитель: - Что изменилось на чертеже? (Слайд №5)

Что вам известно о вершинах и сторонах многоугольников?

Дети:Количество вершин многоугольника определяет его название; количество сторон и вершин в многоугольниках совпадает. Учитель:- Кто из вас уже может на глаз определить, в какой из фигур только острые углы? Дети: - В треугольнике. Учитель: - Только тупые углы? Дети: В пятиугольнике и 7-угольнике. Учитель: - И

острые и тупые? Дети: В 4-угольнике. Учитель: - Какая фигура осталась? Что вы можете сказать о её углах?

Свои ответы дети доказывают практически. В каждой из пяти групп одна геометрическая фигура, дети  определяют виды углов.

6. У кого прямой угол? (Слайд №6) Учитель: - В гостях у Принцессы Геометрии бывают разные литературные герои. Вот и коротышки из Солнечного города сегодня у неё гостят. Назовите, кто из них: Пончик, Пилюлькин или Шпунтикобнаружил прямой угол? Дети: Пилюлькин.

7. Самостоятельная работа. (Слайд №7) Учитель: - Принцесса Геометрия предлагает теперь  вам найти с помощью угольника в четырёхугольнике АВСД  прямые углы и отметить их. Какие ещё есть углы на чертеже? Назовите их и определите, какого они вида: острые, прямые или тупые.

Ученики работают самостоятельно в бланках с текстовыми заданиями. Правильность выполнения задания проверяется учителем после урока (диагностика усвоения учебного материала).

8. Ищи ошибку. (Слайд №8) Учитель: - В какой геометрической фигуре нет углов? Дети: в окружности (в круге). Учитель: - Будет ли эта фигура жить у Принцессы Геометрии? Дети: Да, т.к. это геометрическая фигура.

Проверьте устно, правильно ли выполнены действия?

                     

              -3                                  +2                    -4                   - 2

                                                                                                               +8

Дети: нет. При вычислении были допущены ошибки.

Проверка решения.   (Работа с математическими веерами)

9. Посчитай-ка! Самостоятельная работа. (Слайд №9)

Задание: запиши и выполни действия по схеме:

                  -3                             +4            - 1                           +5

Ответ: 10.

Самопроверка. (На слайде – ответы)

10. Физминутка. (Слайд №10)

Взошло солнце,                             (дети поднимают руки вверх)

опустило свои лучи на землю,  (опускают руки на стол, стараясь дотянуться до соседа впереди)

вдруг подул ветер,                        (машут руками над головой)

загрохотал гром,                           (стучат ногами по полу)

закапал дождь,                              (пальчиками стучат по парте)

он становится сильнее, сильнее.  А теперь слышим отдельные капельки,

и наступила тишина…

11. Работа с неравенствами. (Слайд 11) Учитель: - Посмотрите, какой странный дождь прошёл: капельки – это знаки сравнения. На какие углы похожи знаки  «<»,  «>» ? Дети: На острые углы

Учитель: - Сравните. (Ученик  выходит к доске, ставит нужный знак, сравнивает с ответом на слайде и передаёт мелок следующему ученику)

3…10      8…10      10…4    5+5…10      10…6      10…2      7…10    9+1…10

12. Работа в группах. (Слайд №12)

Учитель: - Поднялся такой сильный ветер, что повредил замок нашей Принцессы. Поможем его восстановить?

Работа в группах. (Группы формируются следующим образом: у ребят на партах заранее разложены геометрические фигурки, в каждую  группу собираются дети с одинаковыми по цвету и форме фигурками. Ученики восстанавливают картинку по образцу)  Проверка. (Слайд 13)

13. Составление задачи по рисункам. (Слайд №14)

Учитель: - После такого дождя на огороде вырос замечательный урожай. Какой? Вы узнаете, когда откроете учебник  на с.69 № 173. Составление задачи по рисункам. Запись решения: 10 + 4 = 14 (м.) Ответ: 14 морковок или  10 – 4 = 6 (м.) Ответ: 6 морковок.

Учитель: - Не только зайчата живут в саду у Принцессы Геометрии. Посмотрите, каких интересных животных можно здесь увидеть (Слайд №15). Что между ними общего?

 Дети: Они составлены из геометрических фигур, число их в каждой фигуре одинаковое – 11. Учитель: - Эти 11 фигур называются «Монгольская игра», они могут превращаться  в домики, животных, человечков.  А ещё в саду есть усатый – полосатый… тигр. (Слайд №16) Он тоже геометрический!

14. Практическая работа.

Учитель: - А сейчас каждый из вас выберет себе работу по душе:

а) Если вы хотите составить  фигурки животных – то работаете с квадратом «Монгольская игра». Можете работать в паре с соседом или индивидуально. Получившуюся фигурку обведите цветными карандашами на альбомном листе.

б) Можете придумать и составить свою фигурку из геометрических частей. Получившуюся фигурку обведите цветными карандашами на альбомном листе.

в) Если вы хотите раскрасить картинку, то познакомьтесь с инструкцией по раскрашиванию.

 Выполненные работы ребята вывешивают на доску.

Учитель: - Посмотрите, какие интересные получились работы. Давайте посвятим наши работы Принцессе Геометрии. Я думаю, что она будет рада такому подарку.  Придумайте название нашей выставки.

15. Итог урока.  Рефлексия для ребят. Учитель: - Наш урок заканчивается, но с Принцессой Геометрией мы встретимся ещё не раз. Какое задание показалось вам наиболее интересным? Трудным? Кому хотелось бы придумать новые фигурки  из геометрических фигур? Какое у вас настроение после урока? Урок закончен. (Слайд №17)

Список литературы

  1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика : Учебник для 1 класса : В 2 ч. – 2-е изд., стер. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.

  1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Математика : Учебник для 1 класса : В 5 ч. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара : Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2002. Часть 4.

  1. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Геометрия: Многогранники и многоугольники. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский  дом «Фёдоров», 2006

  1. Синицына Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру – к совершенству» . М.: «Лист», 1999 г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Углы. Многоугольники» Обобщение по теме ( 1класс, система Л.В Занкова ) Подготовила Порошина Жанна Владимировна учитель начальных классов , « Лицей» Дальнереченского городского округа

Слайд 3

14 15 16 4 16 21 4 16 13 30 15 10 12 10 м н о г о у г о л ь н и к и Расшифруй-ка

Слайд 7

У кого прямой угол?

Слайд 8

А В С Д

Слайд 9

9 9 -3 +2 -4 -2 +8 6 8 4 2 Ищи ошибку!

Слайд 10

5 -3 +4 -1 +5 2 6 5 10 Посчитай-ка!

Слайд 11

< = > < < < = = =

Слайд 12

3 10 10 6 8 10 10 2 10 4 5+5 10 9+1 10 7 10 > < > < = = > < >

Слайд 15

Задача: с. 69 № 173

Слайд 16

Задача: с. 69 № 173 10 + 4 = 14 (м.) Ответ: 14 морковок. 10 – 4 = 6 (м.) Ответ: 6 морковок.

Слайд 18

Усатый – полосатый …

Слайд 19

Молодцы!

Слайд 20

Источники Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика : Учебник для 1 класса : В 2 ч. – 2-е изд., стер. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012 . – карта Страны Математики, Королева Математики Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Математика : Учебник для 1 класса : В 5 ч. – 2-е изд., исправл . и дополн . – Самара : Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2002. Часть 4. - тигр Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Геометрия: Многогранники и многоугольники. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006 – Пончик, Пилюлькин и Шпунтик Синицына Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру – к совершенству» . М.: «Лист», 1999 г . – Принцесса Геометрия, фигурки животных Туча, молнии, дождь, солнце, фигурки животных, геометрические фигуры - автофигуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Точка. Линии. Углы. Многоугольники"

Данный урок проводится во 2 классе по предмету по выбору "Занимательная математика"....

Урок математики в 4 классе «Углы. Виды углов. Построение прямого угла»

Цели урока:1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о геометрических фигурах и их свойствах. 2.Научить правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно на...

Фрагмент урока математики во 2 классе на тему: "Угол. Виды углов. Углы многоугольника."

Вашему вниманию представлен фрагмент урока математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Угол.Виды углов. Углы многоугольника". В данном фрагменте показан этап работы на...

Математика "Углы многоугольника" 2 класс "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку математики .2 класс.ПНШ."Углы многоугольника"...

План-конспект урока математики на тему: "Углы многоугольника"

Тема: «Углы многоугольника»Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: познакомить учащихся с понятием «многоугольники»Формируемые УУД:Личностные:- развитие внимания, памяти...

Конспект урока по математике 2 класс УМК "ПНШ" Углы многоугольника.

Цели деятельности учителя:формирование представления о многоугольнике;совершенствование  навыка нахождения углов многоугольников;развитие  умения анализировать и обобщатьПланируемые  ре...