ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Долгова Ольга Владимировна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_po_mat.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

СОГЛАСОВАНО:                                               УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО ________Е.Н. Румянцева    Директор школы ___________В.И. Кузнецов                                                                                                                                                      

                                                                Приказ №_____от «__»______2013г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального

направления

«Занимательная математика»

                                                                                                                                     

Разработала

учитель начальных классов

Долгова Ольга Владимировна                                                                                                                                            

2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.   

 Программа «Занимательная математика» педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к математике, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

      Кружок «Занимательная математика» предназначен для развития математического кругозора, развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логический и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением современных средств обучения. Активное использование на занятиях кружка программно-методического комплекса «Академия младшего школьника» позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому ребёнку. С помощью компьютера возможно осуществление принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения.

       Создание на занятиях ситуации активного поиска, знакомство с оригинальными путями рассуждений позволяет детям приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание  кружка направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Цель программы – развитие математического кругозора и мыслительных операций у учащихся.

Задачи кружка «Занимательная математика»

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, с сопоставлением данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности;

- формирование умений строить догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование навыков работы на компьютере:

Организация учебно-образовательного и воспитательного процесса

Набор в кружок «Занимательная математика» осуществляется по принципу добровольности, набираются дети в возрасте 7 -10 лет. Срок реализации образовательной программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа  в год, 1 раз в неделю по 40 минут. Для занятий используется классная комната и компьютерный класс.

Программа кружка учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает:

- подвижные игры («Кто больше соберёт шишек? «Сколько детей  спрятались?» и др.)

- смену «центров» деятельности;

- математические физминутки;

- гимнастику для пальчиков и глаз (во время занятий на компьютерах)

Содержание факультативного курса

       Программа соответствует содержанию курса «Математика» и не требует дополнительных математических  знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Занятия формируют компьютерную грамотность и развивают любознательность, внимательность, сообразительность.

Название раздела

Краткое содержание программы

Числа. Арифметические

действия.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Упражнения с диска.

Математические игры.

Используются игры с кубиками, цифровой конструктор «Весёлый счёт», «Чья сумма больше?»

Мир занимательных задач

Ориентировка в тексте задачи. Выделение условия и вопроса. Задачи с недостающими данными, с лишними данными. Составление задач по схемам, рисункам, таблицам.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». «Путешествие точки». Геометрические узоры. Симметрия. Разрезание и составление фигур.

Работа с конструктором

Моделирование фигур. Конструкторы «Лего».

В каждом разделе используются игры из «Академии младшего школьника», которые развивают внимание, зрительную память, комбинаторное мышление.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих задатков, способностей и возможностей;

- развитие любознательности, сообразительности, внимательности;

- воспитание чувств справедливости, ответственности

 -  понимание и сопереживание товарищам;

Регулятивные универсальные учебные действия:

 - планировать совместно с учителем свои действия;

  - ставить учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  - различать способ и результат действия;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- применять изученные способы работы;

- анализировать правила игры;

- осуществлять поиск информации с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- учиться строить рассуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  учиться задавать вопросы;

- уважать мнения других людей;

- учиться слушать других детей;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Календарно – тематическое планирование кружка

 «Занимательная математика»

1 год обучения. 33 часа

Тема занятия

Название игры  

№ упражнения

1.

Математика – это интересно

2.

Танграм – китайская головоломка

3.

Путешествие точки.

«Составь картину»,

TREN 1

4.

Игры с кубиками.

5.

Танграм – китайская головоломка

6.

Волшебная линейка.

«Продолжи узор»

DESIGN 1

7.

Праздник числа 10

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9.

Игра – соревнование «Весёлый счёт»

«Раскраска»

PAINTER 2

10.

Игры с кубиками.

«Кубики»

CUBES 1

11-12

Конструкторы лего

13

Весёлая геометрия.

«Продолжи узор»

DESIGN 17

14.

Математические игры.

15-16

«Спичечный» конструктор

«Запомни»

TESTMEM 1

17

Задачи- смекалки

18.

Прятки с фигурами

«Запомни»

TESTMEM 1

19.

Математические игры

20.

Числовые головоломки

21-22

Математическая карусель.

«Найди пару»

COMBINE 221

23

Уголки.

24.

Игра в магазин. Монеты.

25.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

«Продолжи узор»

DESIGN 2

26.

Игры с кубиками.

27.

Математическое путешествие.

«Найди пару»

COMBINE 224

28.

Математические игры.

29.

Секреты задач.

30.

Математическая карусель.

«Запомни», «Продолжи узор»

TESTMEM2

DESIGN 12

31.

Числовые головоломки

32.

Математические игры.

«Найди пару»

COMBINE 222

33

Праздник Математики.

Список литературы:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 кл. под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г.
  2. Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011 г.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2013
  4. Программно – методический комплекс «Академия младшего школьника».
  5. Журнал «Начальная школа» № 11 за  2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная математика" Насибовой Б.А.

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности  "Занимательная математика" составлена для обучающихся 3 -4 классов.Программа составлена в соответствии с ФГОС 2009 года. Мож...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный математик»

Полноценная организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы является основным требованием для реализации  требований федерального государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 1-4 классов

КТП  внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 1-4 классов...

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"с использованием активных методов обучения.Интегрир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» 4 класc

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»   Формы оценивания результатов по курсу  Формы работы Содержание программы  Формы оценивани...