РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» 4 класc
рабочая программа (4 класс)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»   Формы оценивания результатов по курсу  Формы работы Содержание программы  Формы оценивания результатов по курсу  Формы работы  Календарно-тематическое планирование

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 62 Г. ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО                                             УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры                                               Директор МБОУ СШ № 62
учителей начальных классов                                    г. Липецка
протокол №_____        от ________                                _____________О.А.Жбанова                     Заведующий кафедрой                                            

_____     (________________)                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Занимательная математика»

4Г класc

                                         Составитель:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                              МБОУ СШ №62  г. Липецка

                                                                             Комаревцева Е.С.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

  • этические нормы поведения при сотрудничестве;

  • умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • чувства справедливости и ответственности;
  • самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные результаты

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные результаты:

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся

  • выражать в речи свои мысли и действия;
  • строить монологические высказывания;
  • строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Формы оценивания результатов по курсу

 оформление математической газеты «Занимательная математика» по итогам месяца, четверти, года;

 составление математической книги «Числа, ребусы, загадки»;

 летопись творческого объединения «Занимательная математика» (видео-, фотоматериалы);

 участие обучающихся: в олимпиадах и конкурсах разного уровня; в предметной неделе по математике; в интеллектуальных играх (КВН, «Умники и умницы», «Брейн-ринг» и т.д.);

 практическая работа;  самостоятельная работа;  портфолио достижений.

Формы работы

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

 - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

 - групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

 - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                                 Содержание программы

Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами.

Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Математический марафон Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния  между городами и сёлами.

Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,  занимательные задачи.

Математические фокусы «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько  последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Занимательное моделирование Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.  Набор «Геометрические тела».  Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,  усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).

Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Какие слова  спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

«Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Решай, отгадывай, считай  Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,  можно использовать скобки.

В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв  в условной записи.

Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

Математическая копилка Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Формы оценивания результатов по курсу

       Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • ролевые игры;
  • выполнение заданий соревновательного характера;
  • оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
  • результативность участия в конкурсных программах и др.

Формы работы

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Количество

часов

1.

Интеллектуальная разминка 

1

2.

Числа-великаны 

1

3.

Мир занимательных задач 

1

4.

Кто что увидит? 

1

5

Римские цифры 

1

6

Числовые головоломки 

1

7

Секреты задач 

1

8

В царстве смекалки 

1

9

Математический марафон 

1

10-11

«Спичечный» конструктор 

2

 12

Выбери маршрут 

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы 

1

15-17

Занимательное моделирование 

3

18

Математическая копилка 

1

19

Какие слова  спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!» 

1

21

Решай, отгадывай, считай 

1

22-23

В царстве смекалки 

2

24

Числовые головоломки 

1

25-26

Мир занимательных задач 

2

27

Математические фокусы 

1

28-29

Интеллектуальная разминка 

2

30

Блиц-турнир по решению задач 

1

31

Математическая копилка 

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас 

1

33-34

Математический лабиринт 

2

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «ЭКОКЛУБ»

Срок реализации: 2016 – 2018 учебный гоУровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классовКоличество часов по учебному плану: 1 час в неделюКоличество часов в год: 34 часаРазработчик:Габриеля...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...