рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnmki_i_umnitsy_4_klass.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

                         

Протокол №

от “___”  _____20__ г.

Утверждено

приказом по школе

№____ от ______20__г.

Директор школы

___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

                                        «Умники и умницы»

                                                                   4А               класс

                                               

                                                 Никифорова Наталья Викторовна

 (Ф.И.О. разработчика)

2022 год

                                                     (год составления программы)

                                                 

Пояснительная  записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления  «Умники и умницы» разработана в соответствии

- с федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373) в действующей редакции;

- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2022-23уч.г.;

- программой воспитания МБОУ "Средняя школа №9";

- календарным учебным графиком на 2022-23уч.год;

на основе: программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой «Сборник программ внеурочной деятельности» 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.

Программа курса рассчитана на 34ч (1ч в неделю).

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами

изучения данного кружка являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,

умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделированияситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Предметные результаты:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки.

Содержание курса

Форма организации: кружок

Вид деятельности: познавательная.

Тема 1. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Тема 2. Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Тема 3. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Тема 4. Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Тема 5. Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Тема 6. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Тема 7. Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Тема 8. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 9. Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Темы 10–11. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной ра-

боты.

Тема 12. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния

между городами и сёлами.

Тема 13. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.

Тема 14. Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Темы 15–17. Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-

эдр (по выбору учащихся).

Тема 18. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Тема 20. «Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных.

Тема 21. Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядомстоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,можно использовать скобки.

Темы 22–23. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

Тема 24. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Темы 25–26. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи снедостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.

Тема 27. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Темы 28–29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.

Тема 30. Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.

Тема 31. Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала длясоставления задач.

Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?(Работа с набором «Танграм».)

Тема 33. Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Тема 34. Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

Тематическое планирование.

№ урока

Название раздела и  темы

Кол-во часов

1.

Интеллектуальная разминка.

1

2.

Числа-великаны.

1

3.

Мир занимательных задач.

1

4.

Кто что увидит?

1

5.

Римские цифры.

1

6.

Числовые головоломки

1

7.

Секреты задач.

1

8.

В царстве смекалки

1

9.

Математический марафон

1

10-11.

«Спичечный» конструктор

2

12.

Выбери маршрут

1

13.

Интеллектуальная разминка

1

14.

Математические фокусы

1

15-17.

Занимательное моделирование

2

18.

Математическая копилка

1

19.

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20.

«Математика — наш друг!»

1

21.

Решай, отгадывай, считай

1

22-23.

В царстве смекалки

2

24.

Числовые головоломки

1

25-26.

Мир занимательных задач

2

27.

Математические фокусы

1

28-29.

Интеллектуальная разминка

2

30.

Блиц-турнир по решению задач

1

31.

Математическая копилка

1

32.

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33.

Математический лабиринт

1

34.

Математический праздник

1

Средства контроля: промежуточная аттестация- энциклопедия математических развлечений.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела и  темы

Кол-во часов

Дата  проведения

Аргументация   изменений

Теор.

Практ.

План

Факт

1.

Интеллектуальная разминка.

1

2.

Числа-великаны.

1

3.

Мир занимательных задач.

1

4.

Кто что увидит?

1

5.

Римские цифры.

1

6.

Числовые головоломки

1

7.

Секреты задач.

1

8.

В царстве смекалки

1

9.

Математический марафон

1

10-11.

«Спичечный» конструктор

1

12.

Выбери маршрут

1

13.

Интеллектуальная разминка

1

14.

Математические фокусы

1

15-17.

Занимательное моделирование

1

18.

Математическая копилка

1

19.

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20.

«Математика — наш друг!»

1

21.

Решай, отгадывай, считай

1

22-23.

В царстве смекалки

1

24.

Числовые головоломки

1

25-26.

Мир занимательных задач

1

27.

Математические фокусы

1

28-29.

Интеллектуальная разминка

1

30.

Блиц-турнир по решению задач

1

31.

Промежуточная аттестация - энциклопедия математических развлечений .

1

32.

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33.

Математический лабиринт

1

34.

Математический праздник

1

Учебно – методическое обеспечение рабочей программы.

1.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

2.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

3.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

4. Программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой «Сборник программ внеурочной деятельности» 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл. Умники и умницы. Логика.

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл.  Умники и умницы. Логика....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности , кружок "Умники и умницы" 3-4 класс

Данная рабочая программа разработана для проведения кружка "Умники и умницы" в 3-4 классах в рамках внеурочной деятельности....