Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2_klass_umniki_i_umnitsy.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

     «Юные умники и умницы» 2 класс

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по  курсу «Юные умники и умницы" составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы, программы О. Холодовой «Программа курса РПС» для 2 класса, авторского тематического планирования учебного материала, рабочей  тетради для 2 класса в 2-х ч. О. Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей»– М.: Росткнига, 2010.

    Программа 2 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Цель курса – развитие познавательных способностей (различных видов памяти, внимания воображения) и обще-учебных умений и навыков, сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), двигательной сферы на основе системы развивающих занятий.

    Основные задачи курса:

    • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    • развитие  психических  познавательных процессов:  различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
    • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
    • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;
    • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Основное содержание

    Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

    Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

    Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие обще-учебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

    Рекомендуемая модель занятия

    «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

    Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

    Разминка (3-5 минут)

    Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

    Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут)

    Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

    Веселая переменка (3-5 минут)

    Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию выполнять несколько различных заданий одновременно.

    Логически-поисковые задания (10-12 минут)

    На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять

    их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

    Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)

    Чем больше и чаще ребенок буде уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

    Графический диктант, штриховка (10 минут)

    Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

    Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.

    Результаты второго года обучения.

    К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

    • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
    • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
    • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
    • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
    • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
    • уметь подобрать фразеологизмы;измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
    • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
    • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
    • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
    • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
    • заполнять магические квадраты размером 3×3;
    • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
    • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
    • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
    • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
    • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
    • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

    • СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВО 2 КЛАССЕ (34 часа)

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    всего

    теоретич.

    практич.

    1

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

    1

    0,5

    0,5

    2

      Развитие концентрации внимания.

    Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

    1

    0,5

    0,5

    3

    Тренировка внимания. Игра «Внимание».  Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы.  Расскажи о слове.

    Логически-поисковые задачи.

    1

    0,5

    0,5

    4

    Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

    Задачи на развитие аналитических способностей.

    1

    0,5

    0,5

    5

    Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

    1

    0,5

    0,5

    6

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

    «Первая одинаковая». Логические задачи.

    1

    0,5

    0,5

    7

    Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

    1

    0,5

    0,5

    8

    Развитие быстроты реакции.  Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

    1

    0,5

    0,5

    9

    «Составь словечко».  Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

     Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

    1

    0,5

    0,5

    10

    Тренировка внимания. «Лабиринт».

    1

    0,5

    0,5

    11

    Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».  

    1

    0,5

    0,5

    12

    Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций.  Задачи на логику. Закономерности.

    1

    0,5

    0,5

    13

    Развитие логического мышления.  «Аналогия», «Первая – одинаковая».

    1

    0,5

    0,5

    14

    Совершенствование воображения.  «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

    1

    0,5

    0,5

    15

    Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

    Составление ребусов.

    1

    0,5

    0,5

    16

    Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

    1

    0,5

    0,5

    17

    Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

    1

    0,5

    0,5

    18

    Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

    1

    0,5

    0,5

    19

    Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни»,  «Наборщик».  Решение кроссвордов.

    1

    0,5

    0,5

    20

    Развитие логического мышления.  «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая».  Тренировка слуха.

    1

    0,5

    0,5

    21

    Совершенствование воображения.  Ребусы.  Задания по перекладыванию спичек.

    1

    0,5

    0,5

    22

    Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

    1

    0,5

    0,5

    23

    Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово».  Антонимы.

    1

    0,5

    0,5

    24

    Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

    1

    0,5

    0,5

    25

    Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    26

    Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    27

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    28

    Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    29

    Развитие быстроты реакции.  «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    30

    Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».  Графический диктант. Штриховка.

    1

    0,5

    0,5

    31

    Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

    1

    0,5

    0,5

    32

    Тренировка слуховой памяти.  «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

    1

    0,5

    0,5

    33

    Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород».   Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

    1

    0,5

    0,5

    34

    Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

    1

    0,5

    0,5

    Список литературы:

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
    2. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс.– М.: Росткнига, 2010
    3. О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая  тетрадь для 2 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

    Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся  1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный театрал" для 1-4 классов

    Школьный (кукольный) театр- одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, соб...

    рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

    Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

    Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный петербуржец" для учащихся 1 класса

    Программа предназначена для учащихся 1 -го класса. Первичное знакомство с городом....