Урок математики "Экологические проблемы посёлка"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Анатольевна

Тема урока: Экологические проблемы посёлка

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний и навыков

Вид урока: интегрированный (математика + окружающий мир)

Цель: закрепление навыков умножения чисел, оканчивающихся нулями, через решение задач экологического содержания   

Задачи:

Образовательные: отработать навыки письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; закрепить  умения решать составные задачи; расширять  знания об экологических проблемах посёлка.

Развивающие: уметь анализировать полученную информацию и делать собственные выводы; развивать стремление к активной природоохранной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать экологическое сознание; умение давать самооценку.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, на доске бумажные «снежки» (для устного счёта).

Программное обеспечение: Microsoft  Power Point, Microsoft Word, Power Dipector, 10 Wav Edior.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ekologicheskie_problemy_posyolka.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шеркальская СОШ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЁЛКА

урок математики

4 класс

Учитель: И.А. Кузнецова,

1 категория

с.п. Шеркалы

2014г

Тема урока: Экологические проблемы посёлка 

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний и навыков

Вид урока: интегрированный (математика + окружающий мир)

Цель: закрепление навыков умножения чисел, оканчивающихся нулями, через решение задач экологического содержания    

Задачи:

Образовательные: отработать навыки письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; закрепить  умения решать составные задачи; расширять  знания об экологических проблемах посёлка.

Развивающие: уметь анализировать полученную информацию и делать собственные выводы; развивать стремление к активной природоохранной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать экологическое сознание; умение давать самооценку.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, на доске бумажные «снежки» (для устного счёта).

Программное обеспечение: Microsoft  Power Point, Microsoft Word, Power Dipector, 10 Wav Edior.

Конспект урока

Презентация

Ход урока

Слайд1

(ссылка на видео ластик в  левом углу слайда)

  1. Организационный момент. Устный счёт. Введение в тему урока.

Летние зори над Обью,

Дремлют в дали тальники.

Я вспоминаю с любовью

Край, где живут земляки,

Берег крутой у причала,

Елей высоких стволы

Всей моей жизни начало

Это село Шеркалы. 

Шеркалы - это ваше родное село. Здесь вы родились, росли, ходили в детский сад, купались в речке. Сейчас, зимой, катаетесь на лыжах, играете в снежки. На доске у нас снежки. Решив примеры записанные на доске, мы узнаем, какое слово в них спряталось.

Пример на доске

Ответ на снежке

Буквы с обратной

стороны снежка

13х60

780

Э

45х20

900

К

14х50

700

О

18х30

540

Л

23х40

920

О

37х20

740

Г

25х30

750

И

38х20

760

Я

 

- Что означает слово «экология»?

Слайд 2

- “…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его волновало. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”- говорил Джордж Кимбол, обозреватель одной из американских газет по вопросам охраны природы.

- Я начала урок стихотворением и песней о нашем посёлке Шеркалы. А вы разгадали на снежках  слово «экология». Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

- Подумайте, всё ли в порядке с экологией в посёлке Шеркалы? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 3

Тема урока: Экологические проблемы посёлка Шеркалы.

-  Решая задачи экологического содержания, мы закрепим тему «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

Слайд 4

2. Решение задач экологического содержания.

- Перед вами карта сельского поселения Шеркалы. Давайте условно выделим три зоны посёлка, в которых и обозначим существующие экологические проблемы.  

Зоны:

  1. Лесной массив.
  2. Водоёмы и береговая линия.
  3. Территория посёлка.

Слайд 5

ЛЕСНАЯ ЗОНА

- Расскажите о значении леса для природы и человека (ответы детей).

- Какие существуют экологические проблемы в лесном массиве окружающем наш посёлок.

Проблемы:

  • - вырубка леса;
  • - мусор в лесу;
  • - пожары;
  • - уменьшение численности животных.

- Лес - это природное сообщество. Это деревья, травы, кустарники, животные,  разнообразные грибы, бактерии и водоросли, живущие в почве. Все они объединены круговоротом веществ и энергии. Нарушение одного из частей этого целого ведёт к изменениям в сообществе.

Слайд 6

- По стволам деревьев к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото.

Задача 1: На 1га леса растёт 400 деревьев. Из них 48 ели, а остальные берёзы.  Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет берёзы на этом участке леса, если одно ведро вмещает 10 литров?

Слайд 7

Задача 2: Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за 8 часов?    

Решая задачи, мы с вами рассмотрели важность существования 1 га леса для природы и людей. Конечно же, исчезновение лесов является глобальным экологическим бедствием.

Слайд 8

Осенью вы все ходите в лес за грибами. Видели ли вы там такие места? (фото) Как появился в лесу мусор? Чем это опасно для жителей леса? (Стеклянные банки в лесу могут стать источником пожара)

- Какие ещё существуют причины возникновения пожаров?

Слайд 9

(видео – ссылка на картине)

На территории Шеркальского лесничества прошедшим летом было два случая возгорания леса по причине брошенной сигареты и не затушенного костра, оставленного  у кромки леса рыбаками. Хорошо, что эти очаги были вовремя локализованы. (видео «Пожар в лесу»)

Костёр, забытый, под золой
Не полыхал огнём.
Хоть был, казалось, не живой,
Дремала искра в нём.
Гуляка-ветер, озорник,
Проснувшись поутру,
Губами смелыми приник
К дремавшему костру.
Спросонья задрожал костёр,
И, разгоняя тьму,
Он руки робкие простёр
В объятия к нему.
И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре,
Как грива рыжего коня
На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь,
Будил ответный жар,
Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар…
Он рос и силу набирал
Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал
Деревья и кусты.
Трещали, рушились стволы,
В его аду горев,
И были капельки смолы,
Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё
И с ужасом в душе,
Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей,
Стараясь обогнать беду –
(Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу,
И падая в дыму…

(Т. Шашева)

Урон, наносимый природе лесными пожарами, огромен.  В 2010г. площадь пожаров в России составила 2млн га. На этих местах первыми появятся такие растения как иван-чай, малина. До возникновения подлеска пройдёт пять лет, а первыми появившимися деревьями станут берёза или осина. Пройдут десятилетия прежде чем в лесу появятся звери и птицы. Но животный и растительный мир будут совсем другой по сравнению с той экосистемой, которая была в лесу до пожара.

- В огне лесных пожаров погибает много зверей. Какие ещё есть причины уменьшения численности животных?

- Какое участие вы можете принять в сохранении экосистемы леса?

Слайд 10 (ссылка на 11 слайд -ластик в нижнем правом углу)

(анимация)

Рассмотрим следующую зону – водоёмы и береговую линия.

- Какие водоёмы есть на территории посёлка Шеркалы? (Слайд 11) (реки, болота)

- Болото – это участок суши с избыточным увлажнением. Это естественные фильтры воды. Болота, не в меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты». Они имеют свой растительный и животный мир. Болота играют важную роль в образовании рек.

(Слайд 11,видео «Серебром украшая»: ссылка на обозначении «р.Обь»)

Серебром, украшая просторы родные,

Обь могучая воды несёт.

И глядя в небеса голубые,

Славит в песнях сибирский народ.

Как красивы прибрежные склоны крутые

В изумрудах кедровых ветвей.

И купались в Оби купола золотые

Монастырских Кондинских церквей.

Всё плывут по Оби теплоходы,

Откликаясь гудками в тиши.

И любуемся мы здешним чудом природы, -

Ночи белые так хороши!

Река Обь — одна из крупнейших рек России и всего земного шара, третья по водности после рек Енисея и Лены. Общее число рек впадающих в неё более 150 тыс. Наиболее значимыми видами рыб Обского бассейна являются: осетр сибирский, стерлядь, нельма, муксун, хариус, сибирский, язь, лещ, окунь, налим и щука.

 (возврат к слайду 10: значок возврата на предыдущий слайд).

- Какое значение имеют реки в жизни человека? (ответы детей) 

- Человек использует воду— для питья и приготовления еды, для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей, для полива растений, приготовления корма для домашних животных, для осуществления технологических процессов на производстве,  как теплоноситель для обогрева помещений, как источник  энергии  и тому подобное.

За последние годы потребность в воде увеличилась в 10 раз. Как вы думаете, с чем это связано? (переход на слайд 12: первое фото – река)

Слайд 12

Задача: Посудомоечная машина на протяжении одного цикла мойки расходует 16 литров воды. Стиральной машине-автомат для одного цикла стирки требуется 40 литров. Сколько литров воды за месяц расходуется на бытовые нужды семьи, если посудомоечная машина будет работать 20 раз, стиральная 18 раз?

- Куда попадает вода после работы стиральной машины?(септики, а затем выливается на поверхность земли и попадает в реки: в посёлке существует необходимость строительства очистных сооружений).

(возврат к слайду 10 ссылка на ластик)

- Какие экологические проблемы существуют у наших рек?

Слайд 10 (анимация)

Проблемы:

  • уменьшение численности рыб; 

- Это актуальная проблема для всех людей. Рыба является для человека ценным пищевым продуктом. Блюда из рыбы укрепляют сердце человека, улучшают интеллектуальные способности мозга,  укрепляют скелет, мышцы рук и ног.

- Почему происходит уменьшение количества рыб?

  • обмеление;
  • захламлённость вод реки отходами жизнедеятельности человека, нефтепродуктами;
  • мусор на береговой линии.

- Почему происходит обмеление рек?  

Слайд 13 (анимация)

(анимация)

- Вырубка леса по берегам реки, осушение болот, откачка воды на нужды людей – вот основные причины уменьшения уровня воды в Оби. Обмелению рек способствует и размытие  береговой линии. На левобережье это происходит за счёт сильного ветра и малочисленной растительности. За 1 год во время большой воды смывается 2-3 метра лугового берега. На правобережье находится высокий берег, поросший лесом. Его разрушение не так заметно. Хотя таяние снега, сильные ливни изменяют склоны берега и способствуют росту оврагов.

Задача: Расстояние между двумя оврагами (от края одного до края другого) 500 м. Первый овраг по склону имеет посадки деревьев и растёт в направлении второго со скоростью 2 метра в год. Второй овраг посадок леса по склону не имеет и растёт в направлении первого со скоростью 8 метров в год.  

- Почему овраги растут с разной скоростью?

- Какое расстояние будет между оврагами через год? Через 10 лет?

Слайд 14

 - В один из летних вечеров на берегу Оби я сделала вот такой снимок. Красиво? Солнце словно нашло место для ночлега на верхушках кедров. А теперь посмотрим на нижнюю часть этого снимка.

- Что вы видите?

- Как появился это мусор на берегу реки?

Часть мусора имеет природный характер: река водами приносит ветки, стволы деревьев с одной части берега на другую. Но есть и мусор, который оставляет человек, и сам же потом из-за этого страдает:

(ученик читает стихотворение)

Мы ходили на рыбалку,
Витя выловил мочалку,
А Егор –  сковороду.

Мне попались две подмётки,
Боре  –  банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в реке упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –  пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в тут,
То в такой реке однажды
Рыбы попросту помрут.
                        (А. Ерошин)

Мы говорили об экологических проблемах наших водоёмов и береговой линии.  Что вы можете сделать для того, чтобы не нарушать  экосистему водоёмов и береговой линии?

- Если вы заметите образование оврага, что нужно сделать? (посадить деревья)

- Чем опасны овраги для территории посёлка?

 Слайд 15 (анимация)

Вот мы с вами уже озвучили одну из экологических проблем посёлка.

Какие ещё существуют экологические проблемы территории Шеркал? (ответы детей)

  • мусор;
  •  загрязнение воздуха;
  • разрастание оврагов;
  • отсутствие очистных сооружений.

- Как появляется мусор?

Слайд 16  

 (анимация)

Задача (устно): Коробка из-под молока около 5 лет. Пластиковые бутылки в 20 раз дольше, чем коробка. Синтетическая ткань на 60 лет быстрее, чем  пластиковые бутылки. А  полиэтиленовая пленка в 5 раз медленнее, чем ткань. Сколько лет потребуется для полного разложения  полиэтиленовой плёнки?

Слайд 17

- Посмотрите, сколько нужно времени для разложения разного мусора!

- Что из перечисленного может человек ещё использовать для украшения своего двора?

- Что мы можем сделать, чтобы меньше мусора попадало в окружающую среду?

Слайд 18

Есть мусор, который появляется благодаря школьникам: черновики, записки, листочки с самостоятельными работами, исписанные тетради.

Задача: Подсчитано, что каждый обучающийся выбрасывает в день 3г бумаги. В нашей школе обучается 120 человек.  Сколько бумаги расходуется учениками нашей школы за месяц (30 дней)?

Слайд 19

- Скажите, как происходит загрязнение воздуха?

Задание:  В посёлке около 90 легковых автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем  расходует около 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Подсчитайте, выполняя вычисления в столбик, сколько всего за год:

  • выбрасывается углекислого газа в воздух?
  • забирается кислорода из воздуха?

Слайд 20

(ссылка на видео – ластик)

3.Обобщение.

- Мы с вами рассмотрели экологические проблемы посёлка Шеркалы в трёх направлениях: лесная зона, водоёмы и береговая линия, территория посёлка. Все эти проблемы пересекаются между собой. Например, лесные пожары уничтожают лес по берегам рек, что приводит к обмелению и разрушению береговой линии, лишают человечество запасов древесины, так необходимой для людей.

- Скажите, какая экологическая проблема была общей для всех зон посёлка? (мусор).

- Я призываю вас не мусорить ни в посёлке, ни в лесу, ни на берегу реки. Ведь то, что нас окружает так прекрасно, давайте будем сохранять красоту вокруг нас, вокруг нашего посёлка! (видео «Шеркалы 2»)

Слайд 21

4.Рефлексия.

- Вспомните, чем мы занимались и о чём говорили на уроке, дополните  предложения (рефлексивный экран):

  1. у меня получилось …
  2. я понял(а), что…
  3. мне захотелось…

Слайд 22

 5.Домашне задание.

Ребята, мы сегодня с вами говорили об экологических проблемах Шеркал. Дома нарисуйте плакаты, призывающие к сохранению экологии нашего посёлка и окружающей его природы.

- Спасибо за работу на уроке!

Источники получения информации:

  1. Серебряная Обь: Сборник стихов поэтов Октябрьского района. Вып. 1 / Составитель Толстошеина Е.В. - Октябрьское: МАУ «ОРИЦ», 2002, -76с
  2. http://zanimatika.narod.ru/Vospitanie_ekologiya.htm
  3. http://festival.1september.ru/articles/618423/
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/ekologicheskie-zadachi-dlya-urokov-matematiki-v-nachalnoy-shkole
  5. http://natursciences.area7.ru/?m=3080
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%EE%F2%EE
  7. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/realizaciya-ekologicheskogo-obrazovaniya-cherez-uroki-matematiki
  8. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/109672-skolko-litrov-vody-rashoduetsja-za-polnyj-cikl-stirki-v-mashine-avtomate.html
  9. http://otvet.mail.ru/question/68632472


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок по проблеме противостояния вредным привычкам.

В последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной, и найти пути её решения достаточно сложно.  Необходимо познакомить детей и взрослых с сайтом ...

Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.

Данная методическая разработка урока по учебному курсу  " Молодой гражданин России",  2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...

Большая проблема маленького посёлка

Проектно-исследовательская работапо экологии«Большая проблема маленького посёлка »учащихся 2-х классов...

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...

Урок по Правилам дорожного движения "Экскурсия по посёлку"

На данном уроке ученики совершают заочную прогулку по улицам поселка....

Проектная работа : «Мир, в котором я живу…(большие проблемы маленького посёлка)»

Работа  на  конкурс исследовательских проектов младших школьников «ПроекториЯ» .Проект направлен на включение нас, юных граждан в общественную жизнь, формирование ...