Внеклассное мероприятие по математике: «Дотянись до звезды», 3 класс
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Ермилова Наталья Николаевна

Мероприятие направлено на развитие математических способностей, логического мышления, активности у младших школьников. Форма организации занятия игры-путешествия фронтальная, с применением самостоятельной индивидуальной и групповой практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия: «Дотянись до звезды»

Цели: 

  1. Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, в выборе различных геометрических фигур.
  2. Усилить проявление интереса учащихся к математике, содействовать развитию интеллектуальных способностей школьников.
  3. Воспитывать настойчивость, волю, упорство в достижении цели, формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация: с заданиями для игры, электронная презентация: игра «Поймай снежинку»-гимнастика для глаз, карточки – задания, карточки – ребусы, звёзды для поощрения и выявления победителей, фломастеры, простые карандаши, аудиозапись.

Ход занятия:

I. Введение в тему занятия.

Учитель. Сегодня, ребята, вы продолжите знакомиться с интересным миром математики. Вам, конечно,  хочется знать, чем вы будете заниматься сегодня. Тогда сумейте открыть эти таинственные двери. Чтобы их открыть, надо прочитать  зашифрованные слова – ребусы:

                    ПА 3 ОТ                             ЛАС .                                      АК 3 СА

        Патриот                         Ласточка                                   Актриса

(Учитель при отгадывании ребусов карточки переворачивает)

         Решать                               Смекать                                 Отгадывать

 - Итак, таинственные двери вы открыли.

Учитель. Добро пожаловать в Клуб юных математиков, на игру- путешествие под названием «Дотянись до звезды».

Учитель читает стихотворение на слайде:

                                                     Почему на небе тучи?

                                                     Почему ежи колючи?

                                                     Почему снежинка тает

                                                     До ладошки долетая?

                                                     Почему звезда упала?

                                                     Почему я знаю мало?

                                                     Видно надо не лениться,

                                                     А учиться и учиться!

Занятие в клубе юных математиков, помогут вам расширить кругозор, развить любознательность, пытливость, тренировать внимание, память и мышление.

 Кроме того, если вы наберёте большее количество звёзд, вам предоставится  возможность дотянуться до «победоносной» звезды и стать победителем игры «Дотянись до звезды».

Если нет у вас вопросов, то, не теряя ни минуты, отправимся к звёздам.

II. Игра-путешествие «Дотянись до звезды».      

Звучит музыка

1. Остановка «Загадочная звезда». Загадки про всё на свете.

Учитель. Мы в гостях у «Загадочной звезды». Отгадайте загадки.

 Полотно, а не дорожка, 

Конь, не конь – сороконожка

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт (поезд).

Одна нога и шапка, а головы нет.

Что это такое?  (гриб)

Что было завтра, а будет вчера?  (сегодня)

Какие часы показывают верное время

Только два раза в сутки?  

 (часы, которые остановились)

На слайде  появляются отгадки.

Учитель. Издавна, многих людей выручала смекалка и выдумка при решении трудных вопросов. Поэтому, отправляясь к «Смекалистой звезде», сосредоточьте все свои мысли на задаче – смекалке.

Звучит музыка

2.  Остановка  «Смекалистая звезда».  Решение задач на смекалку.

 На слайде  задача-смекалка. Фронтальный опрос.

 В двух корзинках лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой? (ответ: на 20 яблок больше)

 Учитель. Итак, ещё одно задание на смекалку. Занимательные упражнения помогают вам, ребята, успешно усваивать таблицу умножения и деления. Я думаю, что вы распутаете математический клубок, применяя более удобный способ при решении данных выражений.

На  слайде  задание на смекалку. Работа по карточкам.

                                                             

 Самопроверка самостоятельной работы на слайде.

Учитель. Было бы неправильно, если бы мы с вами не побывали в геометрической стране. Геометрия с математикой живут по соседству. И вот сегодня, вы узнаете о том, как возникла геометрия,  и почему назвали одну из фигур цилиндром.

Мы приближаемся к «Исторической звезде».

3.  Остановка «Историческая звезда». Знакомство с появлением фигуры «цилиндр»

  Учитель. Послушайте внимательно рассказ о том, как необычно появилась одна фигура.

   Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих предметов. По форме и цвету,  они отличали съедобные и несъедобные грибы. Особенно вкусными им казались орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар.

      Уже 200 тысяч лет назад были изготовлены орудия правильной геометрической формы. Отшлифованное орудие позволяло быстро срубать деревья, разрезать мясо. Специальных названий для фигур сначала, конечно не было. Говорили, такой же, как орех, или, как каменная соль.

       И вот настал момент, когда был изготовлен первый гончарный круг. На нём уже можно было придавать посуде округлую форму. Чтобы перевозить тяжёлые грузы, стали вырезать из стволов деревьев тонкую пластинку, так появилось первое колесо. Издавна люди стремились украсить своё жильё, одежду, используя геометрические фигуры. А вот фигуру, полученную из прямого дерева, от которого в начале и в конце отрезали кусок, позднее назвали цилиндр. 

На слайде необычная фигура цилиндр.

Учитель. На что похожа эта фигура?     (ответы детей)

В старших классах вы очень подробно узнаете о многих геометрических фигурах и их свойствах.

Работая с геометрическим материалом, вы тренируете внимание, развиваете мышление. Путешествуем дальше.

Звучит музыка.

4. Остановка «Развивающая звезда». Задание на выбор ответов.

Учитель. Вы встретились с «Развивающей звездой». Звезда предлагает задание: из вариантов ответов выбрать правильный и раскрасить его.

Учитель. Молодцы ребята, вы хорошо потрудились и наш путь лежит дальше, к звезде отдыха.

          5. Остановка «Музыкальная  звезда». Гимнастика для глаз и рук.

Учитель. Вот и отдохнули мы на музыкальной звезде,  путешествуем дальше.  Все вы любите играть в разные подвижные игры. Математических игр очень много и каждая из них имеет своё условие игры, развивает сноровку. Мы приближаемся к «Игровой звезде», вам предлагается игра: «Найди своё место»

6. Остановка «Игровая звезда».  Групповая работа.

Игра «Найди своё место»

Условие игры: карточки с числами от 1 до 6, состоящие из двух комплектов, двух цветов раздаются детям в любом порядке. По команде учителя, все разбегаются в разные стороны и по команде: «Построиться в две шеренги в порядке уменьшения чисел», получается две группы с разными по цвету карточками. Побеждает группа, сумевшая построиться первой  в правильном порядке чисел. Победителям вручаются звёзды.

7. Остановка «Сложная звезда». Магические квадраты.  Работа по карточкам.

Учитель. Пифагор, древнегреческий учёный,  считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Число 6 предвещает успех в делах и вас так же ожидает успех, если вы справитесь с магическим квадратом.

Задание: при сложении чисел по столбикам и строкам, с угла на угол, необходимо получить число.

8. Остановка «Шуточная звезда». Олимпиадные задачи.

     Учитель. Старинная русская поговорка гласит: «В каждой шутке, есть доля истины»

- Умеете ли вы шутить? Понимаете ли вы шутки? Всегда ли находите ответ на шутку?  (ответы детей)

- Попробуйте дотянуться до «Шуточной звезды» и разгадать задачи – шутки.

9. Остановка «Молниеносная» звезда.  Групповая работа. Игра «Телефон»                                                            

Учитель. Наше путешествие подходит к концу и на пути у  нас «Молниеносная звезда».  

Учитель. Многие из вас играли в глухой телефон. Я предлагаю поиграть в математический телефон группой.

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков умножения, деления, сложения.

    Учитель. Условие групповой игры следующее: Соревнование проводится по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой, называю шёпотом однозначное число (2,3), далее показываю следующие схемы:

+5-------*2-----------  -8--------:2----------+4----------  -5

Ученики, сидящие за первыми партами, прибавляют 5, поворачиваются ко вторым сидящим за ними и называют им ответ. Вторые учащиеся данный ответ умножают на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. В конце соревнования называют последние ответы, выявляется группа победителей, вручаются звёзды.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Выявление победителя.

 Учитель. Сегодня мы проделали с вами большой путь в страну математики и геометрии.

- Что вам пригодилось для путешествия в стране точных наук? (ответы детей)

- Подсчитайте, пожалуйста, количество ваших звёзд.

Учитель.  Уважаемые ребята, сегодня, в клубе юных математиков родилась звезда «Победоносная» и выявлен победитель, которому удалось в нашей игре дотянуться до «Победоносной звезды».

На слайде «Победоносная звезда»

- Мы поздравляем с победой нашего юного математика! А если кому-то не удалось стать победоносной звездой, думаю, что к вам ещё придёт успех. Только для этого нужно много трудиться и хорошо учиться.

 -Всем участникам,  огромное спасибо за работу в Клубе Юных Математиков. Желаю вам дальнейших успехов в получении новых знаний!

Литература

  1. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  2. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. -Волгоград, 2006.
  3. Первин Е.. Догадайся, найди, реши.- Самара, 1996.
  4. Пчелищев С.В., Силев Е.В. Первые шаги в геометрии.- М., 1996.
  5. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск, 1977.
  6. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М., Просвещение, 1985.