Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии" (1-4)
рабочая программа по математике на тему

Белова Елена Александровна

Программа курса углубленного изучения математики в начальной школе "Мир геометрии" посвящена актуальной проблеме современного начального образования-формированию пространственного и логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mir_geometrii_1-4_14-15.rar46.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 7

ГОРОДА СЫЗРАНИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

        

Программа рассмотрена на заседании  МО

педагогических работников

Протокол № ___

от «__»_____2014 г.

Руководитель  МО

_________/Т.Н.Изосимова/

Согласовано

«___»________2014 г.

Зам. директора по УВР

________/Е.А.Минеева/

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ №7

г. Сызрани

 ________________          /Краснова В.Ю./

  « ___» _________ 2014г.

                                                                                                                                                                   

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мир геометрии»

(общеинтеллектуальное направление)

Модифицированная образовательная программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Мир геометрии»

Класс 1-4

Составитель:

                                                              Белова Елена Александровна                                                                        

учитель начальных классов

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются

связи с привычными пространствами.

Г. Фройнденталь

        Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, авторской программы внеурочной деятельности Н.Б.Истоминой «Наглядная геометрия», с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

        Изучение курса «Мир геометрии» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

     Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2014 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс»,  2014 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс»,  2014 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс»,  2014 г.

           Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

              Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

             

            Цель курса 

– расширение представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;

- ознакомление с геометрическими телами и их развертками,

- сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.  

           

          Задачи курса  – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу:

- создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала;

- способствовать формированию у детей умения решать задачи,

- развивать пространственное и логическое мышление учащихся.

         Занятия и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование  занятий и рекомендации к организации внеурочной деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

         Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно - образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

        Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.

        А также различные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

       

         В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Планируемые  образовательные результаты освоения курса «Мир геометрии»

Личностными   результатами курса  является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
  • формирование внутренней позиции школьника;
  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметными результатами освоения данного курса будет:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
  • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
  • вычислять периметр геометрических фигур;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать плоские и кривые поверхности;
  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Место предмета в учебном плане

        Программа «Мир геометрии»  рассчитана на обучающихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа в каждом.   Итого  135 часов за 4 года обучения.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение:

- мультимедийный проектор;

          - интерактивная доска;

          - компьютер.

Дидактические материалы:

1. Модели геометрических фигур

2. Электронные презентации.

Содержание  программы

Задачи геометрической пропедевтики:

  •   развитие у младших школьников пространственных представлений;
  •   ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
  •   формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;
  •   развитие у младших школьников различных форм математического мышления;
  •   формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

1 класс

Раздел 1. Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов

Раздел 2. Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов

2 класс

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.

3 класс

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 5 часов

Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 часа

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 часов

4 класс

Раздел 1. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 6 часов

Раздел 2. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 16 часов

Раздел 3.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 12 часов

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1 класс

№ п/п

Тема

УУД

Количество часов

Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов)

1

2

Уточнить представления о

пространственных отношениях «справа — слева», «между».

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между»

2

3

Ориентирование   по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

1

4

5

Ориентирование  по «схеме тела» относительно произвольной

точки отсчёта.

Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

2

6

7

8

9

Отношения «слева  — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях

«слева  — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

4

10

11

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

2

12

13

Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

2

14

15

Ориентироваться на

плоскости и в пространстве.

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

2

Раздел 2. Целое и части (6часов)

16

Форма, размер. Конструирование

прямоугольника.

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

1

17

Конструирование геометрических фигур

Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из ее частей.

1

18

Конструирование треугольников.

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.

1

19

20

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

2

21

Конструирование и составление фигур.

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).

1

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов)

22

Плоская и кривая поверхность.

Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.

1

23

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

1

24

25

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная

линия». Положение поверхностей в пространстве.

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.

2

26

27

Невидимые линии на рисунке.

Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

2

28

29

Понятия «область», «граница области».

Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

2

30

Соседние и несоседние области.есоседнихе.в

фигурок из палочек.

Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.

1

31

32

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».

2

33

Повторение за курс 1 класса.

Систематизация знаний.

1

2 класс

№ п/п

Тема

УУД

Количество часов

 Раздел 1.  Поверхности. Линии. Точки. (4 часа)

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

1

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

1

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1

Раздел 2.  Углы. Многоугольники. Многогранники. (30 часов)

5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

1

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

        

1

7

Острый, прямой и тупой углы.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника

1

8

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

9

Тупой угол. Имя тупого угла

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

10

Построение луча из вершины угла

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

13

Измерение углов. Транспортир.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

1

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

1

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1

17

Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.

1

18

Периметр многоугольника.

1

19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

1

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

23

Многогранники. Грани.

Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

1

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1

25

Плоские фигуры и объемные тела.

1

26

Повторение изученного материала.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

27

Куб. Развертка куба.

Урок-проект.

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

1

28

Каркасная модель куба.

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

30

Куб. видимые невидимые грани.

Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1

32

Решение топологических задач.

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

1

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.

Урок-проект.

Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

1

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1

3 класс

№ п/п

Тема

УУД

Количество часов

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5 часов)

1

2

Плоские и кривые поверхности.

Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях.

2

3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

1

4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

1

5

Многогранник и его элементы.

Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

1

Раздел 2.  Пересечение фигур. (22 часа)

6

Пересечение геометрических фигур.

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

1

7

Пересечение геометрических фигур.

Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

1

8-11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

4

12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

1

13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

1

14-15

Чтение графической информации.

Формировать умение читать графическую информацию.

2

16

Пересечение лучей. Урок-проект.

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

1

17-18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

2

19-20

Чтение графической информации

Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

2

21

Пересечение отрезков.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

1

22

Пересечение углов.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

1

23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

1

24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Формировать умение разбивать многоугольник на

части с помощью ломаной.

1

25

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1

26

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1

27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

1

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов)

28

Шар. Круг как сечение шара.

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

1

29

Окружность как граница круга.

Формировать представления об окружности как о границе круга.

1

30

Взаимное расположение окружности и круга.

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

1

31

Радиус окружности.

Формировать представления о радиусе окружности.

1

32-33

Структура объекта.

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

2

34

Построение окружностей по определённым условиям.

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

1

4 класс

№ п/п

Тема

УУД

Количество часов

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(6 часов)

1

Шар. Круг как сечение шара.

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

1

2

Окружность как граница круга.

Формировать представления об окружности как о границе круга.

1

3

Взаимное расположение окружности и круга.

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

1

4

Радиус окружности.

Формировать представления о радиусе окружности.

1

5

Структура объекта.

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

1

6

Построение окружностей по определённым условиям.

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

1

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (16 часов)

7

Цилиндр – тело вращения.

Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения

1

8

Конус – тело вращения.

Познакомить учащихся с конусом как телом вращения

1

9

Шар – тело вращения.

Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

1

10

Усечённый конус.

Познакомить учащихся с усеченным конусом

1

11

Невидимые линии на изображении объемного тела.

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

1

12

Рисунок плоской фигуры.

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

1

13

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

1

14

Плоские фигуры в разрезе конуса.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

1

15

Объемные тела.

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

1

16

Параллелепипед и пирамида.

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

1

17

Развертки тел вращения

Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

1

18

Чтение графической информации.

Проверить умение читать графическую информацию.

1

19

Геометрические формы в окружающих предметах.

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

1

20

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

1

21

Объемные фигуры на плоскости.

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

1

22

Тест по теме «Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения»

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

1

Раздел 2. Пересечение фигур. (12 часов)

23-24

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении

2

25

Пересечение многоугольников.

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

1

26

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

1

 27-28

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

2

29

Изображение конуса и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

1

30

Изображение цилиндра и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

1

31

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

1

32-33

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

2

34

Обобщение за год по теме «Мир геометрии»

Проверить знания и умения по геометрическим понятиям.

1

Список литературы

для учителя:

  1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.
  2. Шадрина И. В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2010.
  3. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2009.
  4. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н.          Путешествие по стране геометрии.- М.: Педагогика-Пресс, 2008.

      5.    http://festival.1september.ru

      6.    http://pedsovet.su/

      7.    http://infourok.ru/nachalnye-klassy.html

для учащихся:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»,  2013 г.
  2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс», 2013 г.
  3. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс», 2014 г.
  4. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»,  2014 г.

         Заключение.

          Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе   показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий   вряд ли может привести к достижению поставленных целей.  Желательно проводить специальные занятия по наглядной геометрии в виде факультатива (примерно 1 раз в неделю). Причём,  как показала практика,  работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса  и даже с третьего.  Ориентируясь на методические рекомендации к Тетрадям, учитель   может внести коррективы в планирование занятий.        

         Уважаемые учителя! При подготовке и проведении занятий внеурочной деятельности по «Мир геометрии»  следует  систематически  выделять время для  моделирования и конструирования, организуя  практические работы школьников с бумагой, пластилином, цветным пластиком и т.д.    Если есть возможность, советую систематически использовать на занятиях интерактивную доску или проектор в различных ситуациях, как  для демонстрации  задания учащимся, так и для фронтального обсуждения полученных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Геометрические фигуры».  

1. Как можно назвать одним словом все фигуры, изображенные на рисунках?

 http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_1_1.jpg       http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_1_2.jpg        http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_1_3.jpg       http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_1_4.jpg

А)  Четырехугольники

Б)  Пятиугольники

В)  Многоугольники

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_2.jpg

        А) 4        Б) 6        В) 9       Г) 12      Д)  16

3. Сколько отрезков изображено на рисунке?

http://www.samsdam.net/mathematic/i/00014_3.jpg

        А) 3 отрезка         Б)  4 отрезка       В)  6 отрезков

4. Какова длина трёхзвенной ломаной, если длина её звеньев 7 см, 4 см и 5 см?

        А) 11 см              Б)  12 см        В)  16 см

5. Длина одного отрезка 5 см, а длина другого отрезка 13 см. На сколько второй отрезок длиннее первого?

        А) На 6 см          Б)  На 8 см           В)  На 18 см

6.Сколько дециметров в 50 см? 

        А) 5 дм               Б)  15 дм        В)  50 м

7.Какой знак надо поставить вместо точек, чтобы запись 4 дм ... 14 см стала верной?

        А)   >                  Б)  <                 В)  =

8.Какое число надо записать, чтобы равенство 8 дм 6 см = ... см стало верным?

        А) 68                Б)  80        В)  86

9. Сколько сантиметров содержится в 3 дм?

        А) 10 см               Б)  13 см        В)  30 см

10.Какой знак надо поставить вместо точек, чтобы запись 18 см ... 8 дм стала верной.

        А)   >                  Б)  <                 В)  =

11. Какое число надо записать, чтобы равенство 7 дм 4 см = ... см стало  верным?

        А) 14                Б)  47       В)  74

12. Какая длина трёхзвенной ломаной, если длина её звеньев 5 см, 2 см и 6 см?

        А) 7 см               Б)  11 см        В)  13 см

13. Длина одного отрезка 8 см, а длина другого отрезка 12 см. На сколько первый отрезок короче второго?

        А) На 3 см          Б)  На 4 см           В)  На 20 см

Краткая характеристика содержания Тетрадей

«Наглядная геометрия» для 1 – 4 –го классов

1 класс

           1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях:  «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

  2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования  геометрических фигур: геометрическая фигура   рассматривается как целое, которое можно составить из    нескольких других  фигур, её частей.    

           3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников  формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

2 класс

          1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о  точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

          2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются   представления младших школьников  об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником  на основе  имеющихся  у них представлений  о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию,  выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

3 класс

           1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

           2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются      умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

           3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются  представления о круге как   сечении шара,  об окружности как   границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

4 класс

            1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся  предметами. Школьники  знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию и   изображать на плоскости объемные фигуры.

          2. Пересечение фигур. Обобщаются представления   школьников  о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миргеометрии" 1 класс предназначена для работы в любой системе учебников, одобренных для работы в ФГОС НОО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"

Программа внеурочной деятельности для детей 7 - 10 лет, на четыре года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"

Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"

Внеурочная деятельность в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс

У обучающихся будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики.....