Конспект урока математики. 4 класс.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Прус Елена Анатольевна

Тема: "Сумма углов треугольника и четырехугольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок математики15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

Прус Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2»

г.Печора Республика Коми

Тема: «Сумма углов треугольника и четырехугольника».

Цели:

        -обучающие: отрабатывать алгоритм измерения углов при помощи транспортира; организовать исследование по определению суммы углов треугольника и четырехугольника;

        - развивающие: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (гипотеза, эксперимент); обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты ( развернутый угол и треугольник);

        - воспитательные: содействовать развитию у детей умений общаться, умений вести учебный диалог; способствовать развитию умений добывать знания.

Оборудование: 

-учебник «Математика 4 класс» автор Петерсон Л.Г.,

-мультимедиа,

-транспортир демонстрационный и ученические (на каждого учащегося),

-раздаточный материал модели треугольников, четырехугольников, модели видов углов, сигнальные карточки для рефлексии(треугольники трех цветов - синий, красный, зеленый),

-демонстрационные магнитные модели многоугольников

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой блок.
  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

У. – Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?

        (интересным, содержательным, познавательным, красивым, умным)

У. – Замечательно.

Чем вы любите заниматься на уроках математики?

(решать уравнения, задачи, примеры, чертить)

У. – Занимались ли исследованием?

Как вы думаете, интересно заниматься исследованием?

У. – Попробуем?

Что делают настоящие исследователи, по – вашему?

 Учащимся объясняется алгоритм.

  1. Столкновение с проблемой.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Подбор материалов для проверки.
  4. Проверка гипотезы.
  5. Вывод.

У. – Что будем исследовать? Выберем объект для исследования.

(на доске написаны числа)

450, 900, 1800, …

У. – Что скажете о числах?

                                (Это величины).

У. – Найдите закономерность.

                                (Увеличиваются в 2 раза).

У. – Продолжите ряд.

Где встречали подобные величины?

                                (При измерении углов).

У.- Какие виды углов соответствуют данным градусным мерам? Приведем пример.

        450                           900                        1800

острый угол        прямой угол                развернутый угол

У. – Покажите модели данных углов.

                (Учащиеся находят модели углов на парте и показывают учителю).

У. – Что можно составить из углов, если взять их много?

                        (Многоугольники).

У. – Какие знаете многоугольники?

(Учащиеся называют виды многоугольников, учитель выстраивает модели на доске)

У. – Выделите две основные группы.

(Составляются группа треугольников, группа четырехугольников).

У. - Какие фигуры пока отложим в сторону?

        (Пятиугольник и шестиугольник).

У. – Из каких элементов состоят треугольники и четырехугольники?

        (Из вершин, сторон, углов). Слайд №2

                       

У. – Какие элементы умеем измерять у треугольников и четырехугольников?

Что умеем находить при помощи данных измерений?

        (Умеем измерять длины сторон, градусную меру углов, находить сумму длин сторон).

        В результате такой работы на слайде №3 появляется таблица.

                 

У. – Проведите аналогию.

(Нахождение суммы углов треугольника и четырехугольника).

  1. Определение цели урока.

У.- Какова тема нашего урока? Это будет и темой исследования.

                     

У. – Какие поставим учебные задачи?

(Совместно с детьми определяются задачи урока).

  1. Научиться измерять углы в треугольнике и находить сумму углов треугольника.
  2. Научиться находить сумму углов четырехугольника.
  3. Сравнить суммы углов данных фигур.

У. – Какие гипотезы выводим? Какова сумма углов треугольников?

        (Гипотезы записываются на доске).

У. – Посмотрите на модели. Одинакова ли  сумма углов для всех видов треугольников или разная?

Итак, приступаем.

У. – Какие знания обязательно пригодятся?

                (Алгоритм измерения углов).

На слайде №6  появляется данный алгоритм.

               

  1. Исполнительский компонент.

У. – Для исследования необходимо отобрать материал. Что нам может помочь?

                        (Учебник).

  1. Работа по учебнику. с.26. №1.

У. – Прочитайте задание. О чем говорит задание? Соответствует ли оно нашим учебным задачам?

1 шаг. Измеряем величину угла А.

(Учитель комментирует, результат записываем в тетради).

2 шаг. Измеряем величину угла В.

(Комментирует ученик, результат записываем).

3 шаг. Измеряем величину угла С.

(Комментирует ученик, результат фиксируется в тетради).

У. – Найдите сумму углов треугольника АВС. Какова сумма?

                        (Приближенно равно 1800).

У. – Самостоятельно найдите сумму углов треугольника DEF.

Предлагается контроль для проверки:

                                Угол D = 400

                                Угол E = 1000

                                Угол F = 400

            

У. - Сравним полученные результаты. Что заметили? Можно ли утверждать, что наблюдаемое свойство выполняется для всех треугольников? Почему?

(Нельзя, потому что проверили только два треугольника, в одном случае получилось приближенное значение).

  1. Практическая работа.

У. – Возьмите модели треугольников. У кого модель остроугольного  треугольника? Тупоугольного треугольника? Прямоугольного треугольника?

(Учащиеся показывают названные модели).

У. – Подпишите углы в треугольниках: 1, 2, 3. Аккуратно оторвите вершины углов, сложите их вершинами в одном центре.

В ходе выполнения данного задания осуществляется процессуальный контроль:

        Кто выполнял задание по образцу с учителем?

        Кто справился самостоятельно?

У. – Какая фигура у вас получилась?

(Развернутый угол).

        У. – Чему равна градусная мера развернутого угла?

                                                        (1800)

У. – Из чего состоит развернутый угол?

                                                        (Из трех углов).

У. – Какой можно сделать вывод?

(Сумма углов треугольника равна 1800

           

У. – Для любого треугольника?

                                        (Да).

( На экране появляется схема).

У.-  Получили результаты первого исследования? Удалось проверить наши гипотезы? Подтвердили их или опровергли?

Какое настроение от работы?

  1. Физминутка.

Как живешь? Вот так!

А идешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

А стоишь? Вот так!

Как молчишь? Вот так!

А исследовать спешишь? Вот так!

4. Практическая работа.

У. – Переходим ко второму исследованию. Какие есть предположения, гипотезы по данной фигуре? (четырехугольнику)

- Какова сумма углов четырехугольника?

(Гипотезы фиксируются на доске).

У. – Может ли нам помочь треугольник измерить сумму углов четырехугольника? Как?

Посмотрите внимательно на четырехугольник, который лежит у каждого из вас на столе. Можно его разделить на треугольники?

(Учитель может подсказать  детям  наводящими условиями: одной линией, по диагонали).

У. – Проведите диагональ в четырехугольнике.

1 колонка                                2 колонка                                3 колонка

трапеция                                 ромб                                        четырехугольник

У. – Согните по диагонали. Сколько получилось треугольников перегибанием?

                                        (два).

У. – Чему равна сумма углов треугольника?

                                        (1800).

У. – Подпишите на модели: 1800. Переверните другой стороной. Какую фигуру опять видите? Чему равна сумма углов второго треугольника?

                                        (Тоже 1800).

У.- Чему равна сумма углов четырехугольника?

                                                (3600).

У. – Проверим результаты  у каждой колонки. Подтвердили гипотезу или опровергли?

У. – Какой делаем вывод? Запишем его на с.27 учебника.

(Если сумма углов треугольника равна 1800, то сумма углов четырехугольника равна 3600).

У. – Как  мы это доказали?

                        (Опытным путем, без измерения).

У. – Какое задание по нашему исследованию еще подходит из материалов учебника?

                        (№3, с.27)

У. – Выполните его дома, подтвердите вывод измерениями углов.

5.Определение общего способа действия с учебным материалом.

У. – Какие фигуры мы оставляли в стороне в начале урока?

                (Пятиугольник и шестиугольник).

У. – Можно ли наш опыт с четырехугольником помочь в работе с другими фигурами?

- На сколько треугольников можно разбить пятиугольник и шестиугольник?

                                                                             1800 х 3 = 5400                                            1800 х 4 = 7200

У. – Какой вывод сделаем?

Зная сумму углов треугольника, можно определить сумму углов любого многоугольника.

  1. Рефлексивно – оценочный компонент.

У. – Удалось ли нам получить результаты и выводы в исследовании?

         Выполнили ли учебные задачи? Какие вопросы остались или появились?

        - Какой урок получился?

У. – Определим, «На каком уровне я узнал исследование?»

        «Я все понял, могу объяснить» - красный треугольник.

        «Я понял, но объяснить не могу» - зеленый треугольник.

        «У меня много вопросов, мне требуется помощь» - фиолетовый треугольник.

               

        - С помощью значков устроим себе салют.

        (На табло прикрепляются цветные символы, выстраивается картина «салюта»       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....