Занятие по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Корехова Ирина Михайловна

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx636.45 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия по внеурочной деятельности

Кореховой Ирины Михайловны, учителя начальных классов

Место работы: МБОУ «СОШ №5» г. Курчатова

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема занятия: Прятки с фигурами. (Занятие №18 в курсе «Занимательная геометрия», автор программы Е. Э. Кочурова)

Класс: 1 класс

Цель занятия: - создать условия для закрепления представлений о свойствах геометрических фигур;

- способствовать развитию умения находить заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации;

-   способствовать развитию слухового и зрительного внимания, логического мышления.

Планируемый результат.

Предметные умения:

- научатся находить знакомые геометрические фигуры в фигурах сложной конфигурации:

- научатся описывать и запомнят основные свойства треугольника, четырёхугольников (квадрата, прямоугольника), круга;

- получат возможность учиться участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свои суждения.

Универсальные учебные действия.

Личностные:

 - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- воспитывать умение уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с учебной задачей;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: - развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия;

- самостоятельное применение имеющихся знаний в новой ситуации.

Коммуникативные: - строить понятное высказывание, доказывать свой выбор или способ действия при заданном условии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средства обучения:

Конверты с набором фигур для игры «Танграм».

Чертежи фигур – силуэтов для игры.

Таблицы «Математика вокруг нас». Е. Э. Кочурова. М. «Варсон». 2010.

Модели геометрических фигур разного цвета и размера.

№ п/п

Ход урока

Формируемые УУД

коммуникативные

познавательные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и обучающихся

I

Мотивация к учебной деятельности

Мотивировать к учебной деятельности 

- Ребята, вы любите играть?

- В какие игры?

- Кто из вас любит играть в прятки?

- С кем обычно вы играете в прятки?

- Сегодня на занятии вы тоже будете играть в прятки, а с чем вы узнаете, отгадав загадки.

Будьте внимательны!

Планирование учебного сотрудничества

Развитие способности к волевому усилию и преодолению препятствий.

II

Актуализация знаний.

Подготовить мышление к изучению нового материала.

Загадки.

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

                    (круг)

2. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

                  (треугольник)

3. Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться он рад,

А зовут его…

                   (квадрат)

4. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком.

              (прямоугольник)

(макеты фигур учитель вывешивает на доске)

- Как назвать все отгаданные слова одним словом?

(геометрические фигуры)

- Расскажите, о свойствах каждой фигуры.

- Чем похожи, и чем  отличаются квадрат и прямоугольник (прямоугольник и треугольник и т. д.)

- Какие предметы на этой картине имеют форму геометрических фигур?

(на доске картина)

Учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, доказывать своё мнение.

Анализируют полученную информацию и угадывают фигуры.

Учатся описывать отличительные особенности, сходства и различия фигур.

Распознают знакомые геометрические фигуры среди окружающих предметов.

III

Постановка учебной проблемы.

Сформулировать цель урока.

-Ребята, вы догадались, с чем мы будем играть сегодня на занятии в прятки.

- Где же могут прятаться геометрические фигуры?

(вокруг нас)

- А ещё фигуры могут прятаться внутри других фигур.

- Откройте конверт. Что в нём?

(квадрат, разделённый линиями и набор фигур )

- Какие фигуры спрятались внутри квадрата?

- Наложите вырезанные фигуры по образцу. Какая фигура получилась?

Проблемная ситуация.

- Из этих фигур можно сложить только квадрат?

- Попробуйте сложить другие геометрические фигуры.

- Расскажите, что у вас получилось.

Развивают умение владеть монологической речью.

Учатся использовать модели для решения геометрических задач.

Учатся осуществлять синтез как составление целого из частей.

В сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи.

IV

Первичное закрепление.

Организовать усвоение нового способа действия.

- С таким набором геометрических фигур, который вы нашли в конверте, можно играть в игру «Танграм». Обязательное условие этой игры – использовать все 7 фигур. Из них можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.

Учитель вывешивает образец фигуры-силуэта зайца.

 -Посмотрите внимательно на зайца и скажите, из каких геометрических фигур составлена голова, туловище, ноги.

- Вы внимательно рассмотрели, всё объяснили, а теперь составьте зайца сами. Когда составите, проверьте себя по образцу.

Развитие умения анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы.

Самопроверка по образцу.

V

Физминутка

Психоэмоциональная разрядка.

Профилактика утомления.

Представьте, что вы надели круглые волшебные очки. Через эти очки вы можете видеть только предметы круглой формы.

- Какие предметы в нашем классе имеют форму круга?

(аналогично называют предметы другой геометрической формы)

Установка на бережное отношение к своему здоровью.

VI

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.

Организовать самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия.

Работа в группах.

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Свою группу вы найдёте по цвету геометрических фигур в вашем конверте.

(каждая группа подходит к столам).

- Внимательно слушайте задание. На каждом столе есть фигура – силуэт какого-либо животного. Вам нужно наложить детали «танграма» на этот контур. Сначала подумайте, из каких фигур можно составить голову, туловище, ноги, а потом составьте эту фигуру.

- А теперь проверьте правильность выполнения задания по контрольному чертежу, исправьте ошибки.

Учатся правилам участия в коллективной деятельности, способам взаимодействия и учебного сотрудничества.

От овладения элементарными способами зрительного анализа переходят к усвоению способов мысленных действий.

Получают возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения учебной задачи.

VII

Включение в систему знаний

Определение границ знаний.

Где же могут прятаться геометрические фигуры?

( в предметах вокруг нас и в фигурах сложной конфигурации)

Посмотрите на чертёж и скажите, сколько  прямоугольников здесь спряталось?

Учатся доказывать свою точку зрения, обосновывая её практически.

Учатся выделять фигуры заданной формы в сложном чертеже.

VIII

Рефлексия.

Оценивание учащимися собственной деятельности.

Фиксация затруднений как направления будущей деятельности.

- Понравилось ли вам играть в прятки с геометрическими фигурами?

- Какое задание было для вас  самым интересным?

- Каким новым знанием вам хочется поделиться с друзьями, родителями?

- Какое задание было для вас трудным и вы хотели бы научиться делать его хорошо?

Обучаются умению вести диалог.

Осознают качество и свой уровень усвоения материала.

Список использованной литературы:

З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение. 1985.

С. И. Волкова, Н. Н. Столярова. Тетрадь с математическими заданиями. М. Просвещение. 1994.

И. Г. Медеева. Дошкольная геометрия. М. Адонис. 2010.

Подпись учителя: _______________________________________________________