Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Землянухина Тамара Кирилловна

Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Тюменцевского района по образованию

Утверждено

Директор школы

_____        __/Костина В. А./

Приказ № 72/3  от

«_30_» __августа        2013г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МАТЕМАТИКА

 4 класс

Индивидуальное обучение

     

                                                                                                            Учитель: Землянухина Т. К.

с. Тюменцево

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231с.: ил.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

         Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
  2. Научить читать и записывать числа в пределах 100.
  3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
  4. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
  5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
  6. Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

 Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 4 классе продолжить  развивать  у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

 Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Технология обучения, по данной программе, предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя или  сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  примеров, задач, других заданий.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Нумерация чисел в пределах 100.
  • Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).
  • Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.
  • Задачи: на увеличение и уменьшение в несколько раз;

на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

нахождение суммы и остатка;

нахождение произведения и частного;

деление на равные части и по содержанию;

составные арифметические задачи.

  • Геометрический материал.

Нумерация

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

        Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

        Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

        Присчитывание  и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения и деления

        Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

         Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.

         Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

          Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10

           Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Единицы измерения и их соотношения

            Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 см = 10 мм.

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:

1ц = 100 кг.

             Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.

Геометрический материал

           Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

           Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по  данной длине ее отрезков.

            Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

            Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

            Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.

Итоговое повторение.

  Виды и формы организации учебного процесса

        Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

        Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  •   действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
  • устное решение примеров и задач;
  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
  • развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и  задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
  • работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;
  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый

Минимальный

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков);

-записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки74 в разрядной таблице; -использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины;

-соотносить меры длины, массы, времени;

-записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм; 8 м 3 см); -заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот;

-определять время по часам с точностью до 1 минуты;

-выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи);

-употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления;

-пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1,10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;

-решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;

-различать замкнутые,
незамкнутые кривые, ломаные пинии;

- измерять, вычислять длину ломаной линии;

- выполнять построение ломаной линии по

данной длине ее отрезков;

-называть стороны прямоугольника  (квадрата): основания, боковые, смежные стороны;

-чертить окружность заданного диаметра;

-чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с

помощью чертежного угольника

на нелинованной бумаге;

-выделять    и    указывать    количество

единиц    и    десятков    в    двузначном

числе;

-определять     время     по     часам     с

точностью до 5 минут;

-выполнять   сложение   и   вычитание чисел  с  переходом через  десяток  в пределах 20;

-выполнять    действия    сложения    и вычитания  чисел   в   пределах   100  с помощью микрокалькулятора;

-употреблять      в      речи      названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

-выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и     деление     на     эти     числа     (без использования таблицы);

-пользоваться таблицей умножения на печатной    основе    для    нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9;

-выполнять действия умножения с компонентами  0,   1,   10 (с  помощью учителя);

-понимать    названия    и    показывать компоненты умножения и деления;

-решать   простые   задачи   указанных

видов;

-решать    задачи    в    два    действия,

составленные    из    ранее    решаемых

простых задач (возможно с помощью

учителя);

-узнавать,  называть ломаные линии,

выполнять  построение  произвольной

ломаной линии;

-узнавать,    называть,    моделировать

взаимное      положение      фигур      на

плоскости        (без       вычерчивания);

-находить   точку   пересечения   линий

(отрезков);

- называть, показывать диаметр окружности;

-чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертежного угольника (возможна помощь учителя).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить  учеников давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и  задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях (№1 и №2). Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

        Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

Оценка устных ответов

        Оценка «5» ставится ученику, если он:

а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;    

     д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

        Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

        Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

        Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации  приемов ее выполнения.

        Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его  познавательным  возможностям.

          Письменная проверка знаний и умений учащихся

        Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

        По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

        Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40  мин.   Причем  за   указанное  время  учащиеся  должны   не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

        В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

        При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

        Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

        Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

        При оценке комбинированных работ:

        Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

        Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.

        Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, по не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

        Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

        Оценка «1» ставится, если ученик не приступил к решению задач, не выполнил других заданий.

                При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

        Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

        Оценка  «4»  ставится,  если допущены   1—2  негрубые ошибки.

        Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.

        Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.

        Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

         Итоговая оценка знаний и умений учащихся

        1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.

        2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

        3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 1 - 3 классах и рассчитана на 204 часа в год,  6 ч в неделю.

Тематическое  планирование

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Повторение

Нумерация.

Меры стоимости.

Меры длины.

Умножение и деление.

Меры массы.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.

8

  • Развитие познавательных способностей и личных качеств.
  • Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
  • Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
  • Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
  • Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  на основе упражнений.

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше,  меньше) числа в пределах 100;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;

- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знание состава двузначных чисел

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

10

  • Совершенствовать точность воспроизведения  словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
  • Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
  • Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
  • Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений.
  • Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.
  • Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.

Учащиеся должны знать:

- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

- решение составных задач с помощью учителя

Умножение и деление

Умножение и деление.

Деление с остатком.

35

  • Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу»
  • Коррекция логического мышления,пространственной ориентировки  на основе игр.
  • Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

- названия компонентов умножения, деления;

- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;

- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями

Учащиеся должны уметь:

- практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия

ПРИМЕЧАНИЯ.

- необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.

Геометрический материал.

8

  • Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  на основе упражнений «Начерти»
  • Развивать внимание, умение работать самостоятельно.
  • Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

Учащиеся должны знать:

- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

- названия элементов четырехугольников;

- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу  

Учащиеся должны уметь:

- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

- вычислять длину ломаной;

- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;

- черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Повторение пройденного за год.

5

  • Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игр, упражнений.
  • Развивать внимание, умение работать самостоятельно.
  • Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  на основе упражнений.
  • Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

Учащиеся должны знать:

-различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

-таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

-названия компонентов умножения, деления;

-меры длины, массы и их соотношения;

-меры времени и их соотношения;

-различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

-названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия;

-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

-вычислять длину ломаной;

-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

-чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Примечания:

-необязательно знание наизусть таблицы умножения чисел 6 – 9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

-узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;

-определение времени по часам хотя бы одним способом;

-решение составных задач с помощью учителя;

черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

-определения времени по часам;

-решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

Календарно-тематическое планирование

I четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Геометрический материал.

Повторение.(8ч.)

Нумерация чисел в пределах 100

2 ч.

Начерти отрезок заданной длины.

Таблица разрядов

1ч.

Нарисуй по точкам заданную фигуру.

Однозначные и двузначные числа

1 ч.

Начерти два отрезка и измерь их длину.

Меры стоимости: рубль, копейка.

1ч.

Самостоятельная работа. Нумерация.

1 ч.

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр. 

Единица (мера) длины – миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1см=10 мм. Виды углов.

2 ч.

Начерти прямой, тупой и острый уголы.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.(10ч.)

Сложение с переходом через разряд.

1ч.

Начерти заданные геометрические фигуры и измерь их строны.

Письменное сложение.

1ч.

Письменное сложение с переходом через разряд.

1 ч.

Вычитание с переходом через разряд.

1ч.

Начерти окружность заданного радиуса.

Письменное вычитание

1 ч.

Письменное вычитание с переходом через разряд.

1 ч.

Начерти прямую, кривую, ломанную линии.

Контрольная работа за I четверть

1 ч.

Письменное сложение и вычитание. Работа над ошибками.

1 ч.

Закрепление. Письменное сложение с переходом через разряд.

2 ч.

В заданных фигурах покажи прямые углы. Начерти в тетрадь.

II четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Геометрический материал.

Умножение и деление.(30ч.)

Умножение и деление числа 2

Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и таблицы деления на 2.

1ч.

Измерь стороны прямоугольника и запиши их длину.

Таблица умножения числа 3.

Деление на 3 равные части.

1 ч.

Взаимосвязь таблицы умножения числа 3 и таблицы деления на3.

Построй прямоугольник заданного размера, обозначь его буквами.

Контрольная   работа по теме:«Умножение и деление чисел 2 и 3».

1 ч.

Закрепление «Умножение и деление чисел 2 и 3». Работа над ошибками.

1 ч.

Построй отрезок заданной длины, длину запиши в миллиметрах.

Таблица умножения числа 4.

1ч.

  1. г

Линии: прямая, кривая,  ломаная, луч

1 ч.

Начерти ломаную линию, найди отрезки ломаной.

Деление на 4 равные части.

1 ч.

  1. г

Замкнутая и незамкнутая кривые.

1 ч.

Начерти окружность, обозначь центр, проведи радиус.

  1. г

Окружность. Дуга.

1 ч.

Начерти окружности с заданными радиусами.

Самостоятельная  работа «Умножение и деление числа 4»

1 ч.

Таблица умножения чисел 5.

Начерти окружность, начерти 4 дуги тем же раствором циркуля, обозначь дуги буквами.

Деление на 5 равных частей.

1 ч.

Начерти замкнутую ломаную линию. Отметь точку на одном из  отрезков, внутри ломаной, вне ломаной.

Увеличение  (уменьшение) числа в несколько раз.

2 ч.

Начерти окружность, начерти 4 дуги тем же раствором циркуля, обозначь дуги буквами.

Контрольная работа за II четверть

1 ч.

Закрепление. Умножение и деление. Работа над ошибками.

1 ч.

Умножение и деление. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

2 ч.

  1. г

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1ч.

Начерти замкнутую и незамкнутую ломаные линии.

III четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Геометрический материал.

Таблица умножения числа 6.

1 ч.

Таблица деления на 6 .

1 ч.

Самостоятельная работа по теме: « Умножение и деление числа 6».

1 ч.

Таблица умножения числа 7.

1 ч.

Деление на 7 .

1 ч.

Начерти ломаную линию заданной длины., построй отрезок равный длине ломаной линии.

  1. г

Прямая линия. Отрезок.

1 ч.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел 2- 7».

1 ч.

Закрепление. Умножение и деление на 2 – 7. Работа над ошибками

1 ч.

Начерти замкнутую ломаную линию. Отметь точку на одном из  отрезков, внутри ломаной, вне ломаной.

Таблица умножения числа 8.

1 ч.

Таблица деления на 8.

1 ч.

Построй прямоугольник по данным точкам. Подпиши название фигуры., измерь длину в см, вычисли длину ломаной.

Самостоятельная работа на тему:

«Умножение и деление числа 8».

1 ч.

Таблица умножения числа 9

1 ч.

Измерь отрезки в см, мм. Начерти их в тетрадь.

Таблица  деления на 9

1 ч.

Начерти две прямые, которые имеют точку пересечения. Обозначь её буквой.

  1. г

Взаимное положение прямых, отрезков.

1 ч.

Начерти два отрезка, которые имеют точку пересечения.

Самостоятельная работа на тему:

«Умножение и деление числа 9».

Умножение единицы и на единицу.

Деление на единицу.

1 ч.

Построй два отрезка, чтобы они пересекались.

Умножение нуля и на ноль.

Деление нуля.

1 ч.

Построй два отрезка, чтобы они пересекались.

Контрольная работа за III четверть

1 ч.

Закрепление. Умножение и деление чисел 1 -9. Работа над ошибками.

1 ч.

Построй два отрезка заданной длины, чтобы они пересекались.

  1. г

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

1 ч.

Построй отрезок и прямую, которая пересекает отрезок. Точку пересечения обозначь буквой.

  1. г

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

1ч..

Начерти окружность и прямую так, чтобы прямая пересекала окружность в двух точках.

Умножение числа 10 и на 10.

Деление чисел на 10.

1 ч.

Начерти круг и отрезок внутри круга.

IV четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Геометрический материал.

Повторение пройденного за год.(5ч.)

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

1ч.

Построй квадрат, внутри начерти отрезок и обозначь его буквами, а вне квадрата обозначь точку.

Умножение и деление чисел.

1 ч.

Начерти прямоугольник, у которого основание, и боковая сторона заданной длины.

Арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

1 ч.

Построй квадрат, внутри начерти отрезок и обозначь его буквами, а вне квадрата обозначь точку.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1 ч.

Построй окружность заданного радиуса и отрезок внутри окружности.

Числа, полученные при измерении времени, длины, стоимости.

1 ч.

Построй два отрезка, чтобы они пересекались.

Контрольная работа за год.

1 ч.

Повторение. Работа над ошибками.

1 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
  2. Математика. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 231с.: ил.
  3.  Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
  6. 5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс.  – М.: ВАКО, 2005.
  7. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.