Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа по чтению на тему

Пронина Людмила Викторовна

Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_kl.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО и             СОГЛАСОВАНО                УТВЕРЖДЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО          Заместитель директора по   приказом по МБОУ

к утверждению на               УВР МБОУ СОШ                СОШ с. Мокрое от                            

заседании МО учителей    с. Мокрое                               «___» _________20__г.

__________________          ________/ ____________/    № ___      

Протокол № _____от        «_____» _________20___г.

«____» _______ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

I КАТЕГОРИИ

ПРОНИНОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

курса «Литература» 5 класс
индивидуального обучения

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

За основу рабочей программы взята программа  для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под редакцией Г.И.Беленького Мнемозина. Авторы составители программы для 5-9 классов Г.И.Беленький, Э.Э.Кац, Э.А.Красновский, М.А.Снежневская, О.М.Хренова.

Программа рассчитана на 35 часов.

Кол – во часов в неделю – 1.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и все человечностью.

Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

В 5 классе учащиеся погружаются в мир литературы. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.

Основное внимание уделяется чтению и осмыслению текстов художественных произведений – чтению медленному, выразительному, комментированному, по ролям. Школьники выявляют своеобразие сюжетов, композиции, изображения персонажей; речевые особенности произведений. Вопросы и задания, приведённые в конце глав, носят преимущественно проблемный характер

Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.

Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; воспитание чувства ответственности;
  • развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:

  • целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;
  • планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;
  • владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;

Предметные результаты

Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную / вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:

  • понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;
  • воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
  • осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нём для личного развития;
  • осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
  • выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
  • пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
  • писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;
  • понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX и XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;

Содержание курса
5 класс
(68 часов)

Введение. О художественной литературе и чтении.

Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Для чтения и бесед

«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).

Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.

Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И.Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В.Смирнова «Герои Эллады»; И.В.Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».

II. Устное народное творчество

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.

Для чтения и изучения

 «Горшеня»; «Белая уточка».

Для чтения и бесед

 «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Для самостоятельного чтения

 «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо.

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Для чтения и изучения

Небылицы, загадки, пословицы

Для самостоятельного чтения

«Чёрный конь скачет в огонь»; другие сборники загадок.

НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения

Б.Привалов «Петрушка – душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе

А.С.ПУШКИН.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

X.К.АНДЕРСЕН.

Для чтения и изучения

«Снежная королева».

Для самостоятельного чтения

X.К.Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и другие по выбору учащихся.

Е.Л.ШВАРЦ. Сказочник-драматург.

Для чтения и изучения

«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л.Шварца от «Золушки» Ш.Перро. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л.Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, чёрствости и других пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.

Для самостоятельного чтения

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

П.П.БАЖОВ. Путь писателя к сказу.

Для чтения и изучения

«Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.

Для чтения и бесед

«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.

Для самостоятельного чтения

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие сказы по выбору учащихся.

IV. Басни

И.А.КРЫЛОВ. Сведения о жизни и творчестве баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом».

Для чтения и бесед

Эзоп (в пересказе Л.Н.Толстого) «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб».

Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.

Для самостоятельного чтения

И.А.Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись; разговорность интонаций. Высокий патриотический пафос стихотворения.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А.С.Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).

Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.

А.В.КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне: постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

Для чтения и бесед

А.В.Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.

И.С.ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Н.А.НЕКРАСОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Тёмные и светлые стороны жизни крестьянских детей.

Для чтения и бесед

Н.А.Некрасов «Школьник»; Уйда «Нелло и Патраш» (по выбору учителя).

Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелёгкие судьбы.

Л.Н.ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.

Л.Н.АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К.Чуковского о Л.Андрееве.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения человека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.

Значение пейзажа в рассказе.

А.И.КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель».

VI. Поэзия природы

Для чтения и изучения

А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»; Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки»; К.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…».

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сила родного края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, летали пейзажа, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.

Е.И.НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответственность человека за сохранение живой природы.

VII. «Идёт война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»; М.Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С.Орлов «Тонкая российская берёза…»; Р.Гамзатов «Журавли».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П.КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.

В.А.СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.

В.П.АСТАФЬЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Васюткино озеро». Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благодаря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы Сибири. Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.

Рассказ как жанр литературы.

Календарно - тематический план  

Тема

                               

Тип
урока

Вид, формы контроля

Дата

план

Дата

факт

1

Введение.

УИН

ИО

Мифы (5 ч)

2

Мифы Древней Греции.

УИН

ИО

3

«Подвиги Геракла»

УИН

ИО

4

Гомер. «Одиссея»

УИН

ИО

5

Мифы Древней Руси

УИН

ИО

Устное народное творчество (11 ч)

6

Народные сказки.

УИН

ИО

7

Легенды и предания.

УИН

ИО

8

Малые жанры фольклора:

УИН

ИО

Сказочные события и герои в литературе (15 ч) 

9

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

УИН

ИО

10

 О стихотворной речи

УИН

ИО

11-13

X. К. Андерсен. «Снежная королева».

УИН

ИО

14

Сказки о золушке

УИН

ИО

15

П. П. Бажов. «Каменный цветок».

УИН

ИО

Басни (4 ч)

16

И. А. Крылов. Басни.

УИН

ИО

Человек перед лицом жизненных испытаний (18 ч)

17

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

А. В. Кольцов. «Косарь».

УИН

ИО

18-19

И. С. Тургенев. «Муму».

УИН

ИО

20

Н.А.Некрасов. Стихи

УИН

ИО

21-22

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

УИН

ИО

23

Л. Н. Андреев. «Кусака»

УИН

ИО

24

А. И. Куприн. «Белый  пудель»

УИН

ИО

Поэзия природы (5 ч)

25

Поэзия А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева,

А. Н. Майкова, К. Д. Бальмонт

К. Кулиев,  Н. И. Рыленков  

УИН

ИО

26

К. Г. Паустовский

УИН

ИО

«Идёт война народная, священная война!..» (3 ч)

27

Творчество К. М. Симонова,

А. А. Суркова, А. Т. Твардовского

УИН

ИО

28

Творчество М. Джалиля, С.С. Орлова, Р. Гамзатова

УИН

ИО

Рассказы о твоих сверстниках (4 ч)

29-30

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

УИН

ИО

31

В. А. Солоухин. «Мститель».

УИН

ИО

32-34

В.Астафьев «Васюткино озеро»

УИН

ИО

35

Р.Д.Брэдбери. «Мальчик-невидимка».

УЗЗ

ИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по биологии (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по географии (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по ИЗО (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по математике (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по музыке (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по музыке (индивидуальное обучение) 6 класс...

Рабочая программа по обществознанию (индивидуальное обучение) 6 класс

Рабочая программа по обществознанию (индивидуальное обучение) 6 классф...