Рабочая программа по математике для 4 класса. ФГОС.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А. УМК "Школа России". В ней представлены пояснительная записка и учебно- тематическое планирование на 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Первомайского района по образованию

                                                                     

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

заместитель руководителя по УВР МКОУ «Журавлихинская СОШ»»

_____________/Т.Б. Винокурова______________/

ФИО

«__»____________2014___г.

Утверждена

на заседании педагогического совета школы

№___

«__»____2014___г.

                                                                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике 4 класс      

начальная ступень начального общего образования

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантовой и др..

                                                                                                                                                                Составитель:  Емшина Надежда Прокопьевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Период реализации программы 2014  -  2015 учебный год

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантова,  Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. Математика: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

      Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты :

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

        Метапредметные результаты:

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты:

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Требования к уровню подготовки учащихся

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как  образуется  каждая  следующая  счетная  единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать,   записывать   и  сравнивать  числа  в   пределах
    миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
    > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

  • понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия   и   обозначения   арифметических  действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь   между  компонентами   и   результатом   каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий  (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и
    соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

находить  числовые  значения  буквенных  выражений вида а ± 3, 8 • r, b :2, a ± b, c • d, k  : nпри заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

решать    уравнения    вида    х ± 60 = 320,     125 + х = 750
2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420,  600 : х = 25 на основ<
взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины

  • иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить  длину  отрезка,  ломаной,   периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить  площадь  прямоугольника  (квадрата),   зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять   арифметические  действия   с   величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

  • иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников:  прямоугольный,  остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Примерное тематическое планирование составлено из расчета 4 часа в неделю – 136 часов.

Из них:

  • контроль и учет знаний-3;
  • проверочных работ-3;
  • проектов – 2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКое  ПЛАНирование

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Характеристика учебной деятельности

Средства обучения, в том числе ИКТ

1.

Числа от 1 до 1000.

Повторение.

/13ч/

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре.

Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника, обсуждать высказанные мнения.

Электронное приложение

2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

Электронное приложение

3.

Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Электронное приложение

4.

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.

Электронное приложение

5.

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

презентация

6.

Свойства умножения.

Схема-опора

7.

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел.

Схема-опора

8.

Приемы
письменного деления на однозначное число.

Схема-опора

9.

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа.

Схема-опора

10.

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Схема-опора

11.

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

Электронное приложение

12.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

13.

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»

карточки

14.

Числа, которые  больше 1000.

Нумерация. /11ч/

Нумерация.

Новая счетная единица- тысяча.

Класс единиц и класс тысяч.

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. 

Определять и называть общее количество единиц любого разряда.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз.

Собрать информацию о своем городе и на этой основе создать математический справочник «Наш город в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Таблица разрядов и классов

15

Чтение многозначных чисел.

Таблица разрядов и классов

16.

Запись многозначных чисел.

презентация

17.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

презентация

18.

Сравнение многозначных чисел.

Электронное приложение

19.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Электронное приложение

20.

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда .

21.

Класс миллионов. Класс миллиардов.

Электронное приложение

22.

Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

23.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

24.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

карточки

25.

Величины.

/18ч/

Величины. Единица длины километр.

Таблица единиц длины.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе,

упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

Электронное приложение

26.

Таблица единиц длины. Закрепление.

Электронное приложение

27.

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

Таблица-опора

28.

Таблица единиц площади.

презентация

29.

Таблица единиц площади. Закрепление.

Таблица единиц площади

30.

Определение площади с помощью палетки..

Таблица единиц площади

31.

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

палетка

32.

Таблица единиц массы.

презентация

33.

Таблица единиц массы. Закрепление.

Таблица единиц

массы

34.

Время. Единицы времени.

презентация

35

36.

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

презентация

37.

Секунда.

презентация

38.

Век.

презентация

39.

Таблица единиц времени.

Таблица единиц

времени

40

41.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

42.

 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

карточки

43.

Числа, которые больше 1000.

Сложение и вычитание.

/11ч/

Алгоритмы письменного  сложения и вычитания многозначных чисел.

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Электронное приложение

44.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Электронное приложение

45.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Электронное приложение

46

47.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

доли

48.

Сложение и вычитание значений величин.

49.

Сложение и вычитание значений величин.

Электронное приложение

50.

«Странички для любознательных»-задания творческого и поискового характера.

51

52.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

53.

Проверочная работа №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

(учебник 1ч. с.74-75).

Анализ результатов.

Учебник

54.

Умножение и деление.

/71ч/

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.

 Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.

Собирать и систематизировать информацию по разделам.

Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и  трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять  письменно  деление  многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

Электронное приложение

55

56.

Письменные приемы
умножения.

Умножение чисел, запись которых
оканчивается нулями.

Электронное приложение

57.

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное

Электронное приложение

58.

Письменные приемы деления.

Электронное приложение

59.

Письменные приемы деления.

презентация

60

 61.

Решение текстовых  задач.

Решение текстовых  задач.

Схема-опора

62.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Электронное приложение

63.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

64.

Проверочная работа №2 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).  

(Учебник 1ч. с..96-97)

Анализ результатов.

65.

Скорость. Время. Расстояние.

Электронное приложение

66

 67.

Единицы  скорости.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

68.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Проверочные работы

69.

Умножение числа на произведение.

70.

Устные приемы умножения вида 18х20.

таблица

71.

72.

73.

Устные приемы умножения вида 25х12.

Письменные приемы  умножения  на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменные приемы  умножения  на числа, оканчивающиеся нулями.

таблица

74.

Письменные приемы  умножения  на числа, оканчивающиеся нулями.

Электронное приложение

75

76.

Письменные приемы  умножения  на числа, оканчивающиеся нулями.

«Странички для любознательных»-задания творческого и поискового характера.

Электронное приложение

77.

«Странички для любознательных»-задания творческого и поискового характера.

78.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

таблица

79.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Электронное приложение

80.

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре  по тесту «Верно? Неверно?»

81

82.

Устные приемы деления для случаев вида 600:20.

Устные приемы деления для случаев вида 5600:800.

Электронное приложение

83.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Электронное приложение

84.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

85

86

 

87

88.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Решение задач на одновременное встречное движение.

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

89.

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

таблица

90.

Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

91.

Проверочная работа №3 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

(Учебник 2ч. с.38-39)

Анализ результатов.

92.

Умножение числа на сумму.

Проверочные работы

93.

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

94.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

Электронное приложение

95.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

Схема-опора

96.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

97

98.

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

Электронное приложение

99

100.

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

Электронное приложение

101.

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

102.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

103.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

104.

Контроль и учет знаний.

(С.И. Волкова Контрольные работы с. 69-70)

карточки

105.

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное.

Работа над ошибками.

Электронное приложение

106.

Письменное деление многозначного числа на двузначное.

107.

Письменное деление многозначного числа на двузначное.

Схема-опора

108

109.

Письменное деление многозначного числа на двузначное.

 Письменное деление многозначного числа на двузначное.

Схема-опора

110.

 Письменное деление многозначного числа на трехзначное число.

111.

Письменное деление многозначного числа на трехзначное число.

112.

Письменное деление многозначного числа на трехзначное число.

113.

Письменное деление многозначного числа на трехзначное число.

Электронное приложение

114.

Письменное деление многозначного числа на трехзначное число.

115.

Проверка умножения делением.

116.

Проверка умножения делением.

карточки

117

118

119

120.

Проверка деления умножением.

Проверка деления умножением.

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел.

Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды).

Электронное приложение

121.

Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды.

Электронное приложение

122.

123.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

124.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

карточки

125.

Итоговое повторение.

/10ч/

Нумерация.

Таблица разрядов и классов

126.

Выражения и уравнения.

презентация

127.

Арифметические действия: сложение и вычитание.

Схема-опора

128

Арифметические действия: умножение и деление.

Схема-опора

129.

Порядок выполнения действий.

Схема-опора

130.

Величины.

131.

Геометрические фигуры.

презентация

132.

.

Решение задач.

133

Решение задач.

134.

Обобщающий

урок-игра «В поисках клада»

презентация

135

Контроль и учет знаний (2ч)

Контроль и учет знаний.

(С.И. Волкова

Контрольные работы с. 73-74)

136.

Контроль и учет знаний.

(С.И. Волкова

Контрольные работы с.75-76)

Критерии оценивания

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала от дельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

вычислительные ошибки в примерах и задачах;

ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

неправильное решение задачи (пропуск действия, не правильный выбор действий, лишние действия);

не решенная до конца задача или пример;

невыполненное задание;

незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

неправильный выбор действий, операций;

неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара  метрам.

Недочеты:

неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли тельных умений и навыков;

нерациональный прием вычислений.

недоведение до конца преобразований.

наличие записи действий;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

неправильный ответ на поставленный вопрос;

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

при правильном выполнении задания не  умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

неточный или неполный ответ на постав ленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике.

Работа, состоящая из примеров

«5» – без ошибок.

«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

«5» – без ошибок.

«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

«2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

«5» – без ошибок.

«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» –  4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

«5» – без ошибок.

«4» – 1 – 2 ошибки.

«3» – 3 – 4 ошибки.

«2» – более 3 – 4 ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Перечень учебно-методических средств обучения

Ученика:

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2

Учителя:

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова

Список литературы

1. М.И.Моро.и др. Математика. Программа: 1-4 классы.

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс.

.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: М.:ВАКО,2014,  1-4  класс.

Лист коррекции рабочей программы

№ приказа директора школы, на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции