Урок математики в 1 классе УМК"Гармония" по теме " Единицы длины - сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями, предьявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к уроку математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр».

УМК «Гармония»

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Гармония». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий:  здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью. Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес) , зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.

Такой урок способствует развитию творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.

Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.

Тема урока:    Единица длины -  сантиметр.

УМК «Гармония» 1 класс

Тип урока:     Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:

— познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;

— научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);

— показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные:  могут быть сформированы адекватная самооценка;

личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник; веер с цифрами, сигналы – сфетофорчики.

Оборудование для учителя:  образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, светофорики (сигналы), оценочные листы, презентация (слайды).

Ход урока:

Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

Девизом нашего урока будут такие слова:   (слайд 1)

Мы – умные!

 Мы – дружные!

 Мы – внимательные!

 Мы – старательные!

 В первом классе учимся!

 Всё у нас получится.

- А что необходимо уметь на уроке математики?

(думать, рассуждать, считать)

Актуализация знаний. Мотивация.

- Итак, начинаем урок математики.  С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш. Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит. (слайд  2)

А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.

Математический диктант    (слайд 3)

                           

- Сколько всего фигур на слайде?    9

- Сколько прямых линий начертил?   3

- Сколько всего кривых линий?       4

 - Сколько лучей на слайде?        2

- Сколько замкнутых кривых линий?    1

- А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)

- Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.

                                    9  3  4  2  1    (слайд 4)

- Запишите числа  в  порядке возрастания… (1 человек у доски расставляет,  …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах)

Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить?  (отрезок)

- Что называют отрезком?

- Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?

(с помощью мерок, путем наложения, циркулем)

- Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?

- Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки

- Учиться сотрудничать….

Постановка учебной задачи    (слайд 5)

Практическая работа (проблемная ситуация)

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)

Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)

– Действительно, это верный способ - наложение друг на друга.

– Совпали? — да (доказали).

– Как это сделали?  (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.)

– А как измерить точно длину полоски?  (мерками)  на парте мерки

                           Будем исследовать длину!!!

Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение:  то достаточно любой мерки…

                                (измеряем мерками)

1 ряд—палочками

2 ряд—спичками

3 ряд—скрепками

             (Результаты записываем на доске)

Палочек—4

Спичек—6

Скрепок—10

- У каждого ряда получились разные результаты!!!

Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.

Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные)

Молодцы, вот мы и пришли к выводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.

(Оцениваем свою работу и отмечаем в оценочных листах)

 Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

- Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?

Познакомиться с новой единицей измерения длины (слайд 6)

 Продолжим наше исследование…

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой.

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

Загадка: Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? — … (линейка)   (слайд 7)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. — Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (правила пользования линейкой)

- Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см

Чертить будем с помощью линейки и карандаша

- Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –один см, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.

- Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)  

(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)

Теперь начертите отрезки  по выбору(ребята выбирают задание)

1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.

2 ряд: Начертить отрезок , равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.

3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см.

                                           8 см

              А                                                                       О                    

                                          5 см

           М                                                    К

                               3 см

          О                                     М

(Проверяем работу и оцениваем в оценочных листах)

-  С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков?

 С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

- Ребята, а теперь вернемся к нашим полоскам и измерим точную длину наших полосок?

Измеряем

– Кто может сказать какова её длина?  (Сигналим) -----  10 см

Почему у нас получились одинаковые результаты? (Мы пользовались линейкой и универсальной единицей  измерения длины)

Вывод:  При единой единице измерения получается одинаковая длина полоски, что не было при разных мерках.

2)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.73.

Выполнение задания №162. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина отрезка АК? Почему вы так быстро ответили? (Он показан на линейке)

- Чему равна длина отрезка ОЕ?

Что длиннее?

Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения….

– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки на Руси у наших предков.(слайд 8)

Шаг – длина человеческого шага.

Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.

Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ?Дюймовочка

Ладонь – ширина ладони.

Локоть - старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку,

Вершок – длина верхней части пальца.

Как вы думаете удобно  ли было использовать эти мерки ?

( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.) Поэтому договорились об универсальной мерке — сантиметр.

Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Подведите итог в своих оценочных листах и просигнальте… Оцените цветом свою работу на уроке.

 – У вас на столе кружочки.

 – Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

 – Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

 – Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Итог урока

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".

Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....

Урок по метемтике на тему: "Единицы длины. Сантиметр. Дециметр"

Урок содержит видео-фрагметы обучающего характера, позволяющие более наглядно на разных примерах освоить новые единицы измерения длины....

Урок математики 2 класс "Метр. Соотношения между единицами длины"

На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины -  метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся  соотносить с другими извес...

Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК «Гармония» по теме "Единица длины: сантиметр"

Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. ИстоминаТема урока: Единица длины: сантиметр.Тип урока:  урок «открытия» нового       ...

Конспект урока математики, проведенного 12.11.2018 г. в 1 «А» классе, обучающейся 41 группы Даценко Ириной Валериевной Тема: «Единицы длинны. Сантиметр»

Тема урока:  Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в  сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлени...

урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

   Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...