Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК «Гармония» по теме "Единица длины: сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Чепрасова Светлана Викторовна

Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. Истомина
Тема урока: Единица длины: сантиметр.

Тип урока:  урок «открытия» нового                             

Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи: знакомим с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром; умение пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины); показываем необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

развиваем математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышаем внимание к изучаемому вопросу, самостоятельность в учебной деятельности, формируем навыки учебного труда;

воспитываем  аккуратность, прививаем  умение работать совместно;

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_attestatsiyu.docx58.07 КБ
Office presentation icon santimetr.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. Истомина
Тема урока:
Единица длины: сантиметр.

Тип урока:  урок «открытия» нового                            

Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи: знакомим с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром; умение пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины); показываем необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

развиваем математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышаем внимание к изучаемому вопросу, самостоятельность в учебной деятельности, формируем навыки учебного труда;

воспитываем  аккуратность, прививаем  умение работать совместно;

     

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные:  могут быть сформированы адекватная самооценка;

личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Методы обучения: частично - поисковый,  проблемный. 

Формы: парная, фронтальная, самостоятельная (индивидуальная)

Средства обучения: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник.

Образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, компьютер, презентация (слайды).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

(Организационный момент)

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

Девизом нашего урока сегодня будут слова:

«Мы – умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы – старательные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится!» (слайд 1)

-А что необходимо уметь на уроке математики?

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Думать, рассуждать, считать

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные: 

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.

 Итак, начинаем урок математики.

 -С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш. Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит (слайд  2)

-А сейчас  Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.

Математический диктант    (слайд3)

                           

-Посчитайте и запишите в тетради полученный результат.

- Сколько всего фигур на слайде?    9

- Сколько прямых линий начерчено?   3

- Сколько всего кривых линий?       4

 - Сколько лучей на слайде?        2

- Сколько замкнутых кривых линий?    1

- А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран:

 Самопроверка

- Карандашом зачеркивайте неправильный ответ и пишите правильный (слайд 4)

- Запишите числа  в  порядке возрастания.

-Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить?  

- Что называют отрезком?

- Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?

Закрепляются умения измерять и сравнивать отрезки

Организует диалог с целью уточнения пройденного материала.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.

Работают в тетрадях

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Самопроверка  9  3  4  2  1    

Один ученик  расставляет числа в порядке возрастания  1 2 3 4 9 Отрезок

С помощью мерок, путем наложения, циркулем

Личностные: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Организует и управляет ситуацией целеполагания.

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

- Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?

Будем находить другой способ измерения

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

Практическая работа в парах (проблемная ситуация)

-Сегодня мы побываем учеными-математиками.

 - У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте.

-Что можно о них сказать?

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?

– Действительно, это верный способ - наложение друг на друга.

– Совпали?

– Как это сделали?

– А как измерить точно длину полоски?  

- Будем исследовать длину!

Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение:  то достаточно любой мерки…

1 ряд—палочками

2 ряд—спичками

3 ряд—скрепками

- У каждого ряда получились разные результаты!

-Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.

-Молодцы, вот мы и пришли к выводу :

Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.

-Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.

 И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)») (слайд 6)

- Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?

Продолжим наше исследование…

Организует   диалог, формулирует цель урока, составляет вместе с учащимися план урока

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

1) Знакомство с линейкой.

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

Загадка: Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? — … (линейка)   (слайд 7)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.

 — Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (правила пользования линейкой)

- Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см

-Чертить будем с помощью линейки и карандаша.

- Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –один см, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.

- Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)  

(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)

-Теперь начертите отрезки.

1задание - Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.

2 задание: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.

3 задание: Начертить отрезок, равный 3 см.

А                  8 см  

                                                                                     О                    

М                5 см

                                                               К

 К                  3 см

                                         

-  С помощью, какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков?

 С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

- Ребята, а теперь вернемся к нашим полоскам и измерим точную длину наших полосок?

Измеряем

– Кто может сказать какова её длина?  (Сигналим) -----  10 см

Почему у нас получились одинаковые результаты? (Мы пользовались линейкой и универсальной единицей  измерения длины)

Вывод:  При единой единице измерения получается одинаковая длина полоски, что не было при разных мерках.

Указывает на объект наблюдения.

Организует подводящий диалог, уточняет уровень понимания детьми предстоящей работы.

Выполняют задания  и  отвечают на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт

Полоски одинаковые по форме, размеру,  только разные по цвету.

 Работа в парах.

Ученики совмещают полоски путем наложения друг с другом,

путем наложения, можно увидеть визуально на глаз, измерить циркулем, мерками.

Дети измеряют разными мерками.

Результаты записывают на доске

Палочек—4

Спичек—6

Скрепок—10

Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.

Были разные мерки – единицы измерения у всех разные.

Будем знакомиться с новой единицей измерения длины.

Дети проводят физминутку и выполняют упражнения.

Учатся чертить отрезки разной длины

Проводят взаимопроверку.

Познавательные:

Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий

Личностные УУД

(Формирование  учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способу решения новой задачи)

Регулятивные УУД

(Формирование  способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия)

Познавательные УУД

(Восприятие  и анализ небольших текстов, использование знаково-символьных средств, в том числе действие моделирования)

Коммуникативные УУД

(Умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию)

5. Первичное закрепление

1)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.73.

Выполнение задания №162, 163

(Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина отрезка АК? Почему вы так быстро ответили? (Он показан на линейке)

- Чему равна длина отрезка ОЕ?

-Что длиннее?

2)Работа в ТПО стр. 38 № 67

3) Историческая справка.

-Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения.

– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки на Руси у наших предков.(слайд 8)

Шаг – длина человеческого шага.

Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.

-Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ?(Дюймовочка)

Ладонь – ширина ладони.

Локоть - старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку.

Вершок – длина верхней части пальца.

Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук.  

Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

-Как вы думаете удобно  ли было использовать эти мерки?

( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.)

-Поэтому договорились об универсальной мерке — сантиметр.

3) Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

Напоминает обучающимся, как работать с линейкой.

Организует индивидуальную работу.

Наводящими вопросами помогает обучающимся.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? 

-Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

Обосновывают свои варианты ответов.

Формирование умения работать с линейкой.

Регулятивные УУД

(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Познавательные УУД

(Формирование умения работать с линейкой)

Коммуникативные УУД(Развитие речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания)

6. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

- Что нового узнали на уроке?

- С какой единицей длины мы познакомились?

- Понадобятся вам эти знания в жизни?

Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-Оцените цветом свою работу на уроке.

 – Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – поднимите зелёного цвета квадрат.

 – Если были трудности, сомнения, жёлтый квадрат

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный квадрат. 

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Показывают конечный результат своей работы.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Регулятивные УУД

(Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные:  могут быть сформированы адекватная самооценка;

личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ

Слайд 2

Девиз урока : Мы – умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится.

Слайд 5

9 3 4 2 1 9 3 4 2 1

Слайд 6

1 2 3 4 9 1 ряд—палочками 2 ряд—спичками 3 ряд—скрепками

Слайд 7

1 ряд—палочками 2 ряд—спичками 3 ряд—скрепками

Слайд 8

Во всем мире пользуются единой меркой длины Сантиметр (СМ)

Слайд 9

Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? —

Слайд 10

Сантиметр (СМ) На числовом ряду есть деления . Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один см, от точки 1 до 2 - тоже 1см и так до последнего числа на линейке.

Слайд 11

СТР. 73 № 162, 163

Слайд 12

1задание: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок. 2 задание: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок. 3 задание: Начертить отрезок, равный 3 см.

Слайд 13

Первые единицы измерения Локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку. Пядь - расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук. Сажень - расстояние между концами пальцев распростёртых рук. Фут - длина стопы. - длина стопы. ут - длина стопы.

Слайд 14

«Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» П.П.Ершов « КОНЁК- ГОРБУНОК » Ашин- 71 см Шаг – длина человеческого шага. Ладонь – ширина ладони Вершок – длина верхней части пальца. Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.

Слайд 15

Оцени свою работу! - - БЫЛО ИНТЕРЕСНО - БЫЛИ ТРУДНОСТИ . - БЫЛО НЕ ИНТЕРЕСНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики 1 класс по теме " Измеряем длину в сантиметрах"

Применяется на уроке математики при изучении темы " Измеряем длину в сантиметрах"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики по теме: "Действия с единицами длины" (УМК: "Перспектива" 2 класс)

Цель:формирование у учащихся способностей к переводу единиц длины: из метров и дециметров в дециметры и наоборот.Планируемые результаты:Предметные:1. Ориентироваться в изученной математической термино...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...

Технологическая карта урока математики по теме : «Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах. Сравнение длин отрезков» - 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: закрепление знаний обучающихся о сравнении длин отрезков.Задачи урока:Дидактические: 1) закрепить и систематизировать знания у учащихся...