Урок математики по теме "Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно)", 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Вашему вниманию предлагается проект открытого урока в 1 классе по теме «Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно)», проводимого в условиях реализации УМК «Перспективная начальная школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Открытый урок математики

1 класс, 2013 - 2014 учебный год

 программа: «Перспективная начальная школа»

учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

                                                

Тема урока: Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

Тип урока: усвоение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский урок

Технология: проблемного обучения и воспитания

Форма проведения: урок - исследование

Цель урока: открытие универсального способа сравнения совокупности предметов (чисел) с помощью знаков «>», «<», «=».

Задачи урока:

- Обучающая – создать условия для введения в практическую деятельность учащихся знаков «больше», «меньше», «равно».

- Развивающая – способствовать развитию у учащихся математической речи; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

- Воспитывающая – содействовать воспитанию доброго, гуманного отношения к природе; сотрудничество, товарищеские отношения друг к другу, при работе в парах.

Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа:  активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

- Проверьте, все ли у вас готово для урока?

- Все ли на месте? 

- На предыдущем уроке мы с вами прекрасно сравнивали различные предметы. Определяли, каких предметов больше, каких меньше.

- Я уверена, что и сегодня на уроке вы все будете активно участвовать в решении математических проблем.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

Личностные УУД:

- внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД:

- организация рабочего места.

Выявление проблемной ситуации

Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Знаки «больше», «меньше», «равно».

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

- Я вам хочу рассказать небольшую историю.

Однажды на одном зеленом болоте лягушата затеяли между собой спор. Сидя на зеленых кувшинках, они спорили о том, на какой кувшинке лягушат больше, а на какой меньше?

- Сравните, на какой кувшинке лягушат больше, а на какой кувшинке меньше?

- Как будем действовать? Что необходимо сделать, чтобы сравнить лягушат?

- Что вы заметили?

- Сделаем вывод: что мы скажем лягушатам?

- Мы говорим больше, меньше, а как это записать в тетрадь или на доске?

Рассматривают иллюстративный материал.

Сравнивают количество лягушат на кувшинках.

- Посчитать количество лягушат на каждой кувшинке. Составить пары.

- Одному лягушонку не хватило пары.

- Количество лягушат на кувшинках разное. Лягушат на левой кувшинке больше, чем лягушат на правой.

- Наверное, для этого нужны какие-то значки.

Личностные УУД:

- осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа.

Регулятивные УУД:

- контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения.

Коммуникативный УУД:

- коллективное обсуждение возникшего вопроса.

Познавательные УУД:

- ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи.

Целеполагание, формулирование темы исследования

Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

Методы стимулирования  учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

- Какая задача стоит перед нами?

- Для чего нам нужны знаки?

- Как показать, что одно количество предметов больше, чем  другое?

- Выяснить, какие знаки используются при сравнении предметов.

- Сравнивать количество предметов.

Личностный УУД:

- осознание потребности в приобретении новых знаний, умений.

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Осуществление поиска решения проблемы

Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа.

Методы изучения нового учебного материала:

-по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (моделирование);

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

- Работая в парах, попробуйте придумать знак для сравнения предметов, который показывает, что на левой кувшинке лягушат больше, чем на правой.

Обсуждение возникшего вопроса и моделирование в группах.

Личностные УУД:

- личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы.

Регулятивные УУД:

- анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга.

Анализ  полученной информацией

Цель этапа: организация обсуждения рассматриваемого вопроса, формулирование единого мнения.

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение.

- Как показать, что лягушат на левой кувшинке больше, чем на правой?

- Обсудим знаки, которые вы придумали.

Каждая группа представляет свой вариант решения проблемы.

Регулятивные УУД:

- оценивание хода и результата выполнения задания, сравнение ответов группы с ответами других групп.

Познавательные УУД:

- отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

Конструирование нового знания

Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия

- Какой же знак верный и удобный в использовании?

- Пока вы работали в группах, на болото прилетела цапля. Посмотрела она на кувшинки с лягушатами. Удивилась, что так много лягушат. Повернула цапля голову налево и открыла свой клюв.

- Почему цапля повернула голову в левую сторону?

- Как узнали, что слева больше лягушат, чем справа?

- Увидев, на болоте большое количество лягушат прилетела еще одна цапля. Посмотрела она на кувшинки с лягушатами и повернула голову в правую сторону и открыла свой клюв.

- Как вы думаете, почему?

- Как узнали, что справа больше лягушат, чем слева?

- Вы совершенно верно заметили: цапля открывала клюв в сторону большего количества лягушат.

- Попробуйте на бумаге изобразить раскрытый клюв первой птицы.

- Что у вас получилось?

- А теперь рядом покажите раскрытый клюв второй цапли?

- Что получилось?

- Для того, чтобы ни писать слово больше, меньше математики договорились обозначать эти слова специальными знаками, которые что напоминают?

- На что похож раскрытый клюв цапли?

- А как же узнать, какой знак обозначает «больше», какой «меньше»?

- Ответ на этот вопрос спрятался в ваших руках. Может кто-то его уже нашел?

- Попробуйте изобразить знаки с помощью рук.

- Подумайте, какая у человека рука самая сильная? Может больше сделать?

- Какой знак можно показать с помощью правой руки?

- А с помощью левой?

- Посчитаем лягушат на кувшинках, которые ближе к нам.

- Сколько лягушат на правой кувшинке?

- Сколько лягушат на левой кувшинке?

- Какой знак нужно поставить между числами?

- Где число больше, куда повернула голову цапля?

- Прочитаем запись слева направо?

- Посчитаем лягушат на кувшинках, которые дальше от нас.

- Сколько лягушат на правой кувшинке?

- Сколько лягушат на левой кувшинке?

- Какой знак нужно поставить между числами?

- Где число лягушат больше, куда повернула голову цапля?

- Прочитаем запись слева направо?

 

- Сделаем вывод: какие знаки используются при сравнении?

- Куда всегда открыт клюв птички.

Обсуждение представленных вариантов решения проблемы.

Выбор оптимального способа действий.

- Слева лягушат больше, чем справа.

- Составили пары. 2 больше 1.

- Она смотрит туда, где больше лягушат.

- Нет пары, значит на правой кувшинке лягушат больше.

- Новый знак <.

- Новый знак >.

- На знаки >, <.

- Клюв птицы похож на знаки: < и >.

Обсуждение возникшего вопроса.

- Правая рука.

- Больше.

- Меньше.

- 1

- 2

- Знак «<»

- Справа.

- Один меньше двух.

- 1

- 0

Знак «>»

- Справа.

- Один больше ноля.

- При сравнении предметов используются знаки больше, меньше, равно. Клювик птички всегда  открыт в сторону большего числа.

Регулятивные УУД:

- моделирование нового знака.

Коммуникативные УУД:

- корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других.

Познавательные УУД:

- отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

Применение нового знания в новых условиях

Цель этапа: использование знаний о постановке знака сравнения в практической деятельности.

Методы стимулирования  учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой.

- Мы продолжаем говорить о природе.

Задание 3.

- Животные готовятся к зиме, запасают на зиму корм.

- Сколько грибов нашел мышонок? Запишем в тетрадь.

- Сколько грибов нашел ежик?

Запишем через клеточку.

- Сравним, кто нашел грибов больше? А кто меньше?

- Какой знак нужно поставить между числами?

- Прочитаем запись слева направо?

- Маша и Миша тоже собирали грибы.

- Сколько грибов у Миши?

- Сколько грибов у Маши?

- Какой знак нужно поставить между числами?

- Прочитаем запись.

Задание 3 из тетради выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой.

- Что необходимо сделать?

- Что обозначает запись под рисунком?

Задание 4 из тетради выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

(Зачитывается задание, уточняется его понимание.

Анализ математического материала. Работа в тетради.

2 гриба.

1 гриб.

2 > 1

1 гриб.

2 гриба.

1 < 2

Выполнение предложенных заданий.

- Раскрашивать одинаковые предметы.

- Надо сравнить количество раскрашенных предметов с не раскрашенными предметами.

Личностные УУД:

- осознание значимости правильного применения математических знаков.

Познавательные УУД: 

- умение правильно применять знаки больше, меньше, равно в практической деятельности.

Подведение итогов, рефлексия

Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся

- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке?

- О чем должны помнить, когда ставим знаки сравнения?

- Где пригодятся полученные знания?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

-Кто совсем не понял новую тему, поставит себя на «Лесенке» на нижнюю ступеньку. У кого остались сомнения – на 2-ю. А кто считает, что хорошо знает, как выглядят знаки; больше, меньше, равно, поставит себя выше 2-й ступеньки, а на сколько выше - каждый решит сам.

- Оцените свои умения в постановке новых знаков.

Систематизирование полученных знаний и умений.

Ученики работают с левой и правой половинкой лесенки «Знаю» и «Умею».

Личностные УУД:

- осознание смысла изучения математических знаков.

Регулятивные УУД:

- способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Самоанализ открытого урока математики

1 класс, 2013 – 2014 учебный год

 программа «Перспективная начальная школа»

учитель Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Урок математики по теме «Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

Данный урок является продолжением урока по теме: Больше, меньше, равно, что создает благоприятные условия для овладения учащимися новыми знаками.

Основная цель урока заключается в открытии универсального способа сравнения совокупности предметов (чисел) с помощью знаков «>», «<», «=».

Содержание урока выстраивается на основе основных этапов осуществления учебно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности позволил активизировать потребность обучающихся в получении новых знаний, умений, что способствовало овладению, как предметным материалом, так и универсальными учебными действиями, необходимыми для его освоения.

Кроме того, выбранная мною форма проведения урока – урок с элементами учебно-исследовательской деятельности, способствовала активному участию ребят в образовательном процессе.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На каждом этапе организовывались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими умениями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал жизненному опыту учащихся.

При подготовке урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. В связи с этим были выбраны разные формы и методы работы (парные и индивидуальные формы работы, взаимоконтроль, решение проблемы, совместное выполнение заданий, самостоятельная работа с взаимопроверкой).

Темп урока соответствует особенностям класса. У учащихся данного класса в основном средний уровень познавательной активности. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась разнообразными видами работы.

С целью применения теоретических знаний о знаках была организована практическая деятельность учащихся, с опорой на жизненный опыт учащихся и наглядный материал.

Для предупреждения перегрузки учащихся были своевременно проведены физкультминутки. С целью активизации работы обоих полушарий, развития взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы использовалось задание, направленное на гармонизацию полушарий мозга. На данном уроке учащимся предлагалась обвести по контуру лягушку.

Поставленные задачи реализовались на уроке, тем самым урок своей цели достиг.